Изобретение относится к насосостроению, в частности к погружным пневмоприводным насосам замещения, и может быть использовано в гидротранспортных системах общехозяйственного назначения.
Известен пневматический насос замещения, содержащий рабочую камеру с патрубком, снабженным входным обратным клапаном с напорным трубопроводом, и патрубком подвода сжатого воздуха с пневмоклапаном, который жестко связан штырем с входным клапаном (авт. св. СССР N 861758, кл. F 04 F 1/02, 1979).
Недостатки этого насоса - узкая область применения и ненадежность. Насос не может эффективно работать при использовании в качестве привода пневмосистем, не приспособленных к периодическому запиранию патрубка подвода сжатого воздуха, например выхлопной трубы автомобиля. Кроме того, из-за работы обратных гидро-и пневмоклапанов в противоход возникают ограничения по высоте подъема жидкости, так как при высоком давлении сжатого воздуха и недостаточной глубине погружения насоса (низкой величине гидростатического давления) запирание пневмоклапана под действием гидроклапана становится трудноосуществимым. Низкая надежность обусловлена неполным заполнением рабочей камеры из-за образования вверху камеры в момент ее заполнения воздушной пробки.
Наиболее близким к изобретению является пневматический насос замещения, содержащий погруженные в перекачиваемую жидкость управляющую и управляемую рабочие камеры, каждая из которых снабжена входным окном с обратным клапаном, напорным трубопроводом и дренажным устройством с поплавковым приводом, и двусторонний газораспределитель в виде корпуса и затвора с приводом, сообщенный с источником сжатого газа и с каждой из камер, причем один конец каждого дренажного устройства расположен в камере, а другой - над уровнем забортной жидкости (авт. св. СССР N 929890, кл. F 04 F 1/00, 1980).
Недостатками этого насоса являются длительное заполнение камер жидкостью и использование в конструкции разнотипных клапанов.
Цель изобретения - повышение быстродействия насоса и использование в нем однотипных клапанов, а также повышение высоты подъема жидкости.
Это достигается тем, что в пневматическом насосе замещения, содержащем погруженные в перекачиваемую жидкость управляющую и управляемую рабочие камеры, каждая из которых снабжена входным окном с обратным клапаном, напорным трубопроводом и дренажным устройством с поплавковым приводом, и двусторонний газораспределитель в виде корпуса и затвора с приводом, сообщенный с источником сжатого газа и с каждой из камер, причем один конец каждого дренажного устройства расположен в камере, а другой - над уровнем забортной жидкости, привод затвора газораспределителя выполнен в виде поплавка, установленного в управляющей камере, входные окна выполнены в верхней части рабочих камер, затвор обратного клапана управляющей камеры соединен с поплавковым приводом дренажного устройства, а затворы обоих клапанов кинематически связаны между собой. Дренажные устройства могут быть установлены во входным окнах, а кинематическая связь затворов между собой может быть выполнена в виде двух одинаковых двуплечих рычагов, шарнирно установленных параллельно друг другу над камерами, затворы клапанов при этом установлены также параллельно друг другу и шарнирно соединены с концами двуплечих рычагов в виде шарнирного параллелограмма.
На чертеже схематически представлен пневматический насос замещения.
Насос содержит погруженные в перекачиваемую жидкость управляющую 1 и управляемую 2 рабочие камеры, каждая из которых снизу соединена с соответствующим напорным трубопроводом 3 или 4, выходящим свободным концом в окружающую газовую среду, например в атмосферу. Сверху камеры 1 установлен двусторонний газораспределитель 5 в виде корпуса 9 и затвора 12 с приводом в виде поплавка 15, установленного в управляющей камере 1. Сверху камеры 1 и 2 снабжены входными окнами 10 и 11 с обратными клапанами 6 и 7. Газопровод 8 соединяет камеру 2 с газораспределителем 5. Газораспределитель 5 и клапаны 6 и 7 снабжены соответствующими затворами 12 - 14. На затворах 12 и 13 в камере 1 закреплены соответствующие поплавки 15 и 16. Затворы 13 и 14 снабжены соответствующими дренажными устройствами 17 и 18, установлены параллельно друг другу и шарнирно соединены между собой посредством двух параллельных шарнирно установленных над камерами 1 и 2 идентичных двуплечих рычагов 19 и 20, составляющих вместе с соединенными с ними затворами 13 и 14 шарнирный параллелограмм. Корпус 9 газораспределителя 5 сообщен с источником сжатого газа и с каждой из камер 1 и 2, причем один конец каждого дренажного устройства 17 и 18 расположен в соответствующей камере, а другой - над уровнем забортной жидкости.
Насос работает следующим образом.
При опущенном положении поплавков 15 и 16 клапан 6 открыт, клапан 7 закрыт, а через газораспределитель 5 газ под давлением перепускается из корпуса 9 в газопровод 8 и далее в камеру 2, выдавливая находящуюся в ней жидкость в напорный трубопровод 4 потребителю. Одновременно через клапан 6 в камеру 1 самотеком вливается забортная жидкость. Вытесняемый при этом газ через дренажное устройство 17 выпускается в атмосферу. В определенный момент поплавки 15 и 16 погружаются в жидкость. Однако из-за запирающего воздействия сжатого газа на затворы 12 и 14 затворы 12-14 не изменряют своего положения до тех пор, пока полностью не заправится жидкостью камера 1 и сжатый газ не выдавит всю жидкость из камеры 2 и трубопровода 4. После полного опорожнения камеры 2 и трубопровода 4 сжатый газ из них выпускается в атмосферу. Давление в камере 2 и корпусе 9 резко падает и сжатый газ перестает оказывать запирающее воздействие на затворы 12 и 14. Поплавки 15 и 16 всплывают, поднимая затворы 12 и 13 и опуская затвор 14. Клапан 6 закрывается, клапан 7 открывается, а газораспределитель 5 принимает положение, при котором газ под давлением перепускается из корпуса 9 в камеру 1, выдавливая находящуюся в ней жидкость в напорный трубопровод 3 потребителю. Одновременно через клапан 7 в камеру 2 самотеком вливается забортная жидкость. Вытесняемый при этом газ выпускается в атмосферу через дренажное устройство 18. В определенный момент уровень жидкости в камере 1 опускается ниже поплавков 15 и 16. Однако из-за запирающего воздействия сжатого газа на затворы 12 и 13 затворы 12-14 не изменяют своего положения до тех пор, пока не завершится заправка камеры 2 и сжатый газ из камеры 1 не выйдет в атмосферу после того, как выдавит всю жидкость из камеры 1 и трубопровода 3. При этом давление в камере 1 и корпусе 9 резко падает и сжатый газ перестает оказывать запирающее воздействие на затворы 12 и 13. Поплавки падают под действием силы тяжести, вследствие чего затворы 12 и 13 опускаются, а затвор 14 поднимается. Клапан 6 открывается, клапан 7 закрывается, а газораспределитель 5 принимает положение, при котором газ под давлением перепускается из корпуса 9 через газопровод 8 в камеру 2. Далее цикл повторяется.
Дренажные устройства 17 и 18 обеспечивают ускоренное заполнение соответствующих камер 1 и 2 и таким образом способствуют уменьшению размеров клапанов 6 и 7, которые согласно условиям должны обеспечить заправку камер 1 и 2 более быстрыми темпами, чем их опорожнение.
Оснащение затворов 12 и 13 не одним общим, а двумя кинематически невзаимосвязанными поплавками 15 и 16 позволяет использовать в одной конструкции типовые газовые и гидравлические клапаны, которые могут отличаться друг от друга, например, величиной и траекторией движения синхронно работающих затворов.
Выбранная схема взаимного расположения клапанов 6 и 7 и газораспределителя 5 исключает негативное нештатное силовое воздействие затвора 12 газораспределителя 5 на затворы 13 и 14 соответствующих гидравлических клапанов 6 и 7, обеспечивая расширение диапазона действия конкретного насоса по показателю - высота подъема жидкости.
Используемый способ синхронизации работы урправляемых поплавками 15 и 16 клапанов 6 и 7 и газораспределителем 5 в двухкамерном насосе отличается простотой, надежностью и повышенными комбинаторными качествами в отношении источников сжатого газа и потребителей. Это позволяет применить насос даже в тех случаях, когда источник сжатого газа, например выхлопная труба автомобиля, не выносит периодического перекрытия напорной газовой магистрали.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ НАСОС ЗАМЕЩЕНИЯ | 1992 |
|
RU2053415C1 |
Пневматический насос замещения | 1990 |
|
SU1737162A1 |
КЕССОННЫЙ НАСОС | 1991 |
|
RU2011019C1 |
ОСУШИТЕЛЬНО-УВЛАЖНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 2014 |
|
RU2561436C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСХОДА В ЗАКРЫТОМ ВОДОВОДЕ | 2015 |
|
RU2582882C1 |
Пневматический насос замещения | 1988 |
|
SU1550228A1 |
Пневматический насос замещения | 1980 |
|
SU929890A1 |
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА ЖИДКОСТИ | 2011 |
|
RU2455548C1 |
Насос замещения | 1986 |
|
SU1326784A1 |
НАСОС С ТЕПЛОВЫМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2027958C1 |
Использование: в гидротранспортных системах общехозяйственного назначения. Сущность изобретения: в перекачиваемую жидкость погружены управляющая и управляемая рабочие камеры, каждая из которых снабжена входным окном с обратным клапаном, напорным трубопроводом и дренажным устройством с поплавковым приводом. Двусторонний газораспределитель в виде корпуа и затвора с приводом сообщен с источником сжатого газа и с каждой камерой. Один конец каждого дренажного устройства расположен в камере, а другой - над уровнем забортной жидкости. Привод затвора газораспределителя выполнен в виде поплавка, установленного в управляющей камере. Входные одна выполнены в верхней части рабочих камер. Затвор обратного клапана управляющей камеры соединен с поплавковым приводом дренажного устройства. Затворы обоих клапанов кинематически связаны между собой. Дренажные устройства установлены во входных окнах. Кинематическая связь затворов между собой выполнена в виде двух одинаковых двуплечих рычагов, шарнирно установленных параллельно друг другу над камерами. Затворы клапанов установлены параллельно друг другу и шарнирно соединены с концами двуплечих рычагов в виде шарнирного параллелограмма. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Пневматический насос замещения | 1980 |
|
SU929890A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1994-09-30—Публикация
1992-07-06—Подача