СТУПЕНЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 1994 года по МПК F42B15/36 

Описание патента на изобретение RU2021581C1

Изобретение относится к космической ракетной технике и может быть использовано при проектировании ступеней летательного аппарата.

Известен летательный аппарат с твердотопливным двигателем с поворотным соплом [1], где для управления соплом используется рулевая машинка, расположенная соосно продольной оси летательного аппарата и соединенная одним концом с днищем двигательной установки, а другим - с соплом.

Недостатком известной конструкции является отсутствие конструктивных элементов, используемых для крепления дополнительных двигательных установок, для крепления ступеней между собой. Также недостатком является то, что днище двигательной установки нагружается локальным усилием от рулевой машинки, что приводит к необходимости упрочнения днища. Также при этом нерационально используется внутренний объем хвостового отсека, т.е. снижается плотность компоновки.

Известно техническое решение [2] , принятое за прототип и содержащее двигательную установку с поворотным соплом и внешним и внутренним стыковочными шпангоутами, концентрически охватывающими сопло, хвостовой отсек в виде внутренней и наружной силовых оболочек с передними и задними торцевыми шпангоутами, двигатели отделения и управляющие двигательные установки, соединительный отсек с торцевыми шпангоутами, привод управления поворотным соплом в виде рулевых машинок и шарнирно скрепленных с ними стержневых тяг, при этом наружная и внутренняя силовые оболочки хвостового отсека скреплены передними шпангоутами соответственно с внешним и внутренним шпангоутами двигательной установки.

Недостатки технического решения заключаются в том, что локальное воздействие от гидропривода и управляющего двигателя соответственно на оболочку днища двигателя и оболочку корпуса отсека приводит к необходимости их упрочнения, так как оболочки чувствительны к локальным нагрузкам. Также продольное расположение гидроприводов затрудняет расположение внутри отсека управляющих двигателей и приводит к необходимости размещения управляющих двигателей с наружной стороны оболочки отсека.

Задачей изобретения является повышение плотности компоновки при одновременном снижении веса конструкции.

Указанная цель достигается тем, что в известной ступени летательного аппарата, содержащей двигательную установку с поворотным соплом и внешним и внутренним стыковочными шпангоутами, концентрически охватывающими сопло, хвостовой отсек, в виде внутренней и наружной силовых оболочек с передними и задними торцевыми шпангоутами, двигатели отделения и управляющие двигательные установки, соединительный отсек с торцевыми шпангоутами, привод управления поворотным соплом в виде рулевых машинок и шарнирно скрепленных с ними стержневых тяг, при этом наружная и внутренняя силовые оболочки хвостового отсека скреплены передними шпангоутами соответственно с внешним и внутренним шпангоутами двигательной установки, ступень снабжена переходником в виде силовой оболочки с торцевыми шпангоутами, в наружной силовой оболочке хвостового отсека выполнены сквозные вырезы, закрытые сбрасываемыми обтекателями, а внутренняя силовая оболочка хвостового отсека снабжена дополнительным промежуточным шпангоутом, скрепленным с ней и расположенным между ее торцевыми шпангоутами, при этом в промежуточном шпангоуте выполнены радиальные каналы, а рулевые машинки привода поворотного сопла жестко скреплены с промежуточным шпангоутом внутренней оболочки, а тяги стержневого привода пропущены в каналы промежуточного шпангоута и шарнирно скреплены с поворотным соплом, каждый двигатель отделения скреплен с внутренней и наружной оболочками с помощью пяти стержней, четыре из которых одними концами шарнирно скреплены с горловиной двигателя отделения и расположены попарно параллельно друг другу и под углом между этими парами стержней, а другими концами каждой пары соединены соответственно с передними шпангоутами внутренней и наружной оболочек хвостового отсека, при этом пятый стержень шарнирно по концам соединен соответственно с торцем двигателя отделения и с промежуточным шпангоутом внутренней оболочки в сечении между узлами крепления рулевых машинок, при этом сами сопла двигателей отделения размещены в вырезах наружной оболочки хвостового отсека с зазором по отношению к обтекател, задний шпангоут внутренней оболочки скреплен с передним шпангоутом переходника через узел уплотнения, а задний шпангоут переходника размещен между задним шпангоутом наружной оболочки и торцевым шпангоутом соединительного отсека, которые жестко скреплены между собой, а управляющие двигательные установки закреплены на дополнительном шпангоуте внутренней оболочки в сечениях между узлами укрепления рулевых машинок и стержнем крепления двигателей отделения.

На фиг.1 изображен общий вид ступени летательного аппарата, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 - узел I на фиг.1; на фиг.4 - вид по стрелке Б на фиг.3; на фиг.5 - вид по стрелке В на фиг.3.

Ступень летательного аппарата содержит двигательную установку 1 с поворотным соплом 2, внешним 3 и внутренним 4 стыковочными шпангоутами, концентрически охватывающими сопло 2, хвостовой отсек, состоящий из внутренней 5 и наружной 6 силовых оболочек.

Внутренняя силовая оболочка 5 снабжена передним 7 и задним 8 торцевыми шпангоутами, а наружная силовая оболочка 6 снабжена передним 9 и задним 10 торцевыми шпангоутами. Ступень снабжена двигателями 11 отделения (т.е. тормозными двигателями) и управляющими 12 двигательными установками, соединительным отсеком 13 с торцевым шпангоутом 14. Привод управления поворотным соплом состоит из рулевых машинок 15 и шарнирно скрепленных с ними с тержневых тяг 16, при этом наружная оболочка 6 хвостового отсека передним шпангоутом 9 скреплена с внешним шпангоутом 3 двигательной установки 1, а внутренняя оболочка 5 хвостового отсека передним шпангоутом 7 скреплена с внутренним шпангоутом 4 двигательной установки 1 через фланец поворотного сопла. Ступень снабжена переходником, выполненным в виде силовой оболочки 17 с передним 18 и задним 19 торцевыми шпангоутами. Наружная силовая оболочка 6 снабжена сквозными вырезами 20, закрытыми сбрасываемыми обтекателями 21. Внутренняя силовая оболочка 5 хвостового отсека снабжена дополнительным промежуточным шпангоутом 22, скрепленным с внутренней оболочкой 5 и расположенным между ее передним 7 и задним 8 торцевыми шпангоутами, при этом в промежуточном шпангоуте 22 выполнены радиальные каналы 23. Рулевые машинки 15 привода поворотного сопла жестко скреплены с промежуточным шпангоутом 22, а тяги 16 привода пропущены в каналы 23 промежуточного шпангоута и шарнирно скреплены с поворотным соплом 2.

Двигатели 11 отделения скреплены каждый с внутренней 5 и наружной 6 оболочками с помощью пяти стержней 24-26, четыре из которых одними концами шарнирно скреплены с горловиной двигателей 11 отделения и расположены попарно параллельно друг другу и под углом между этими парами стержней. В данном случае пара параллельных стержней 24 расположена под углом к паре параллельных стержней 25, при этом другими концами пара параллельных стержней 24 через кронштейн 27 соединена с передним шпангоутом 9 наружной оболочки 6 хвостового отсека, пара параллельных стержней 25 другими концами соединена с передним шпангоутом 7 внутренней оболочки 5.

В данном случае пара стержней 24 шарнирно скреплена с кронштейном 27, который в свою очередь установлен в зазор между передним шпангоутом наружной оболочки 9 хвостового отсека и внешним стыковочным шпангоутом 3 двигательной установки и скреплен с ними резьбовыми элементами. Другая пара стержней 25 шарнирно скреплена с кронштейнами 28, который жестко закреплен на переднем шпангоуте 7 внутренней оболочки 5. Пятый стержень 26 шарнирно по концам соединен соответствено с торцем двигателей 11 отделения и с промежуточным шпангоутом 22 внутренней оболочки 5 в сечении между узлами рулевых машиной 15, при этом сопла тормозных двигательных установок размещены в вырезах 20 наружной оболочки 6 хвостового отсека с зазором по отношению к периметру выреза и обтекателю 21. Задний шпангоут 8 внутренней оболочки 5 хвостового отсека скреплен с передним шпангоутом 18 переходника через узел уплотнения 29, а задний шпангоут 19 переходника размещен между задним шпангоутом 10 наружной оболочки и торцевым шпангоутом 14 соединительного отсека 13 и жестко скреплены между собой, например, посредством шпилек.

Управляющие двигательные установки 12, предназначенные для управления по крену, закреплены на дополнительном шпангоуте 22 внутренней оболочки в сечениях между узлами крепления рулевых машинок и стержнем 23 крепления тормозных двигательных установок.

Устройство работает следующим образом.

Перед отделением предыдущей ступени включаются управляющие по крену двигательные установки 12 и управляющие поворотным соплом рулевые машинки 15, затем включается основной двигатель ступени и происходит разделение ступеней. Дальнейший полет проходит по заданной программе. При этом управляющие двигательные установки 12 с помощью тангенциально расположенных сопл корректируют полет по крену, а рулевые машинки 15 через шарнирно закрепленные тяги 16 управляют полетом по курсу и тангажу. По окончании работы ступени происходит разрыв ее механической связи с последующей ступень, после чего включаются тормозные двигательные установки 11. При их срабатывании сбрасываются обтекатели 21 и за счет направленной против направления полета тяги происходит отход ступени от продолжающего свой полет летательного аппарата.

Похожие патенты RU2021581C1

название год авторы номер документа
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ОТСЕКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1992
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Малютин Иван Сергеевич
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Тарасова Алла Георгиевна
  • Сатановский Николай Иосифович
RU2017020C1
СТУПЕНЬ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ ДЛЯ ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 1992
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Васильев Юрий Семенович
  • Болотин Геннадий Михайлович
  • Михайлов Валентин Васильевич
  • Зачесов Александр Львович
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
  • Кошкин Станислав Алексеевич
  • Литвиненко Игорь Васильевич
RU2037136C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 2005
  • Соломонов Ю.С.
  • Дорофеев А.А.
  • Сухадольский А.П.
  • Гребенкин В.И.
  • Охотников Н.Н.
  • Полунин В.Д.
  • Андрюшин В.И.
  • Французов В.А.
RU2265560C1
ОРБИТАЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ 1992
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Шеломов Игорь Александрович
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
  • Жирухин Юрий Николаевич
  • Макаров Михаил Михайлович
RU2021171C1
РАКЕТА КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 1992
  • Лагутин Борис Николаевич
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Соломонов Лев Семенович
  • Полунин Вячеслав Дмитриевич
  • Зинченко Сергей Михайлович
  • Яганов Вадим Николаевич
  • Сухадольский Александр Петрович
  • Егоров Олег Михайлович
  • Васильев Юрий Семенович
  • Горбунов Николай Николаевич
  • Ковтун Геннадий Павлович
  • Кошкин Станислав Алексеевич
  • Щенников Игорь Евгеньевич
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
RU2025645C1
КОСМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС И СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛУГ ПО ЗАПУСКУ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОСМИЧЕСКОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 2001
  • Соломонов Ю.С.
  • Андрюшин В.И.
  • Сухадольский А.П.
  • Зинченко С.М.
  • Васильев Ю.С.
  • Пилипенко П.Б.
RU2179941C1
ОТСЕК-ПЛАТФОРМА РАКЕТЫ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА 1993
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Болотин Геннадий Михайлович
  • Зачесов Александр Львович
  • Литвиненко Игорь Васильевич
  • Макарова Татьяна Анатольевна
  • Михайлов Валентин Васильевич
  • Нефедов Николай Михайлович
  • Пивоваров Алексей Михайлович
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
RU2072953C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА 1993
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Аверичев Валентин Иванович
  • Митрофанов Игорь Викторович
  • Нечаев Александр Андреевич
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Симонов Виктор Сергеевич
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
  • Шавырин Алик Иванович
RU2076058C1
ГОЛОВНОЙ БЛОК РАКЕТЫ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 1993
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Васильев Юрий Семенович
  • Аверичев Валентин Иванович
  • Митрофанов Игорь Викторович
  • Никишаев Виктор Иванович
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
  • Дементьев Виктор Петрович
  • Соломонов Лев Семенович
  • Шеломов Игорь Александрович
RU2072954C1
СПОСОБ ЗАПУСКА МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ КОСМИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ САМОЛЕТА-НОСИТЕЛЯ И МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 2005
  • Ахметов Даниал Кенжетаевич
  • Соломонов Ю.С.
  • Дорофеев А.А.
  • Соломонов Л.С.
  • Сухадольский А.П.
  • Андрюшин В.И.
  • Французов В.А.
RU2265559C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 021 581 C1

Реферат патента 1994 года СТУПЕНЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к ракетной космической технике и может быть использовано при проектировании ступеней летательного аппарата. Целью изобретения является повышение плотности компоновки при одновременном снижении веса конструкции. Ступень летательного аппарата содержит двигательную установку 1 с поворотным соплом 2, хвостовой отсек, состоящий из внутренней 5 и наружной 6 силовых оболочек, двигателей отделения 11, и управляющие двигательные установка 12, соединительный отсек 13, рулевые машинки 15 и переходник в виде силовой оболочки 17 с торцевыми шпангоутами 18, 19. В наружной силовой оболочке хвостового отсека выполнены сквозные вырезы 20, закрытые сбрасываемыми обтекателями 21, а внутренняя силовая оболочка 5 хвостового отсека снабжена дополнительным промежуточным шпангоутом 22, скрепленным с ней и расположенным между ее торцевыми шпангоутами 7, 8. При этом в промежуточном шпангоуте 22 выполнены радиальные каналы 23, а рулевые машинки 15 привода поворотного сопла 2 жестко скреплены с промежуточным шпангоутом 22 внутренней оболочки 5. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 021 581 C1

СТУПЕНЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая двигательную установку с поворотным соплом и внешним и внутренним стыковочными шпангоутами, концентрически охватывающим сопло, хвостовой отсек, в виде внутренней и наружной силовых оболочек с передними и задними торцевыми шпангоутами, двигатели отделения и управляющие двигательные установки, соединительный отсек с торцевыми шпангоутами, привод управления поворотным соплом, в виде рулевых машинок и шарнирно скрепленных с ними стержневых тяг, при этом наружная и внутренняя силовые оболочки хвостового отсека скреплены своими передними шпангоутами соответственно с внешним и внутренним шпангоутами двигательной установки, отличающаяся тем, что она снабжена переходником в виде силовой оболочки с торцевыми шпангоутами, в наружной силовой оболочке хвостового отсека выполнены сквозные вырезы, закрытые сбрасываемыми обтекателями, а внутренняя силовая оболочка хвостового отсека снабжена дополнительным промежуточным шпангоутом, скрепленным с ней и расположенным между ее торцевыми шпангоутами, при этом в промежуточном шпангоуте выполнены радиальные каналы, а рулевые машинки привода поворотного сопла жестко скреплены с промежуточным шпангоутом внутренней оболочки, а тяги стержневого привода пропущены в каналы промежуточного шпангоута и шарнирно скреплены с поворотным соплом, каждый двигатель отделения скреплен с внутренней и наружной оболочками с помощью пяти стержней, четыре из которых одними концами шарнирно скреплены с горловиной двигателя отделения и расположены попарно параллельно друг другу и под углом между этими парами стержней, а другими концами каждой пары соединены соответственно с передними шпангоутами внутренней и наружной оболочек хвостового отсека, при этом пятый стержень шарнирно по концам соединен соответственно с торцом двигателя отделения и с промежуточным шпангоутом внутренней оболочки в сечении между узлами крепления рулевых машинок, при этом сами сопла двигателей отделения размещены в вырезах наружной оболочки хвостового отсека с зазором по отношению к обтекателю, задний шпангоут внутренней оболочки скреплен с передним шпангоутом переходника через узел уплотнения, а задний шпангоут переходника размещен между задним шпангоутом наружной оболочки хвостового отсека и торцевым шпангоутом соединительного отсека, которые жестко скреплены между собой, а управляющие двигательные установки закреплены на дополнительном шпангоуте внутренней оболочки в сечениях между узлами крепления рулевых машинок и стержнем крепления двигателей отделения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2021581C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Пенцак И.Н
Теория полета и конструкция баллистических ракет, М.: Машиностроение, 1974, с.283, рис.15.6, 15.7.

RU 2 021 581 C1

Авторы

Соломонов Юрий Семенович

Сатановский Николай Иосифович

Кустов Михаил Александрович

Пилипенко Петр Борисович

Тарасова Алла Георгиевна

Даты

1994-10-15Публикация

1992-07-14Подача