УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ОТСЕКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Российский патент 1994 года по МПК F16B7/00 F16L19/02 F16L23/02 

Описание патента на изобретение RU2017020C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях техники, например, для соединения отсеков летательных аппаратов, выполненных в виде оболочек из различных материалов, включая композитные материалы, и подверженных действию осевых, изгибных и перерезывающих нагрузок.

Известен узел соединения стеклопластиковых труб, содержащий установленное между торцами труб и контактирующее с ними по криволинейной поверхности промежуточное кольцо и соединительные элементы, например шпильки [1].

При этом контактирующие криволинейные поверхности торцов труб и промежуточного кольца выполнены симметричными относительно оси соединительных элементов, на которой расположены их центры кривизны.

Недостаток такого соединения заключается в его ненадежности по отношению к перерезывающим нагрузкам.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является узел соединения полых деталей [2], содержащий установленные между ними промежуточное кольцо с двумя оппозитно расположенными на его торцах кольцевыми выступами и крепежные элементы, установленные с зазором в отверстиях, выполненных в соединяемых деталях и промежуточном кольце, при этом по меньшей мере один из выступов кольца размещен с возможностью обхвата с зазором наружной поверхности одной соединяемой детали.

Недостатком известного узла соединения является то, что наличие промежуточного кольца данной конфигурации ведет к дополнительному увеличению материалоемкости соединения.

Целью изобретения является повышение надежности соединения и снижение материалоемкости.

Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве второй выступ промежуточного кольца расположен в другой соединяемой детали с возможностью обхвата ее внутренней поверхности также с зазором, при этом величина зазоров между каждым из выступов кольца и охватываемой им поверхности соответствующей соединяемой детали меньше величины минимальных зазоров между крепежными элементами и отверстиями под них в этой детали и промежуточного кольца.

Данное соотношение зазоров приводит к тому, что поперечная сила Q, действующая на оболочки, воспринимается не резьбовыми элементами, которые в этом случае работают только на растяжение, что соответствует условию их нормальной работы, а кольцевыми выступами промежуточного кольца.

Данная конфигурация поперечного сечения промежуточного кольца приводит к тому, что в сечении кольца отсутствует растягивающее внутреннее усилие в окружном направлении в случае воздействия на оболочки поперечной силы Q.

Тогда площадь поперечного сечения промежуточного кольца при действии на оболочки силы Q определяется в основном только из условия прочности на срез и изгиб кольцевых выступов промежуточного кольца от усилий q, что ведет к значительному снижению материалоемкости соединения.

На фиг. 1 изображен предложенный узел соединения, поперечный разрез; на фиг. 2 - схема нагружения промежуточного кольца.

Узел соединения отсеков летательных аппаратов состоит из стеклопластиковой оболочки 1, металлической оболочки 2 и промежуточного кольца 3.

Оболочки 1 и 2 соединяются посредством соединительных шпилек 4, установленных с зазорами δ 1 в отверстие оболочки 1, с зазорами δ 2 в отверстие оболочки 2 и с зазорами δ 3 - в отверстие промежуточного кольца 3. Соединительные шпильки 4 закреплены в стеклопластиковой оболочке 1 при помощи радиальных штифтов 5, а гайками 6 с шайбой 7 - в металлической оболочке. Промежуточное кольцо 3 выполнено с двумя оппозитно расположенными на его торцах кольцевыми выступами 8 и 9.

Кольцевой выступ 8 обхватывает оболочку 1 по наружной поверхности с зазором δ 4, кольцевой выступ 9 - оболочку 2 по внутренней поверхности с зазором δ 5. Вариант, когда кольцевой выступ 8 промежуточного кольца 3 охватывает оболочку 1 по внутренней поверхности, а кольцевой выступ 9 - оболочку 2 по наружной поверхности, идентичен данному варианту.

Узел соединения работает следующим образом.

В случае, например, передачи поперечной нагрузки Q от оболочки 1 к оболочке 2, торец которой заделан, происходит выборка зазоров δ 1- δ 5.

Для достижения цели изобретения величина зазора δ 4 находится в пределах от нуля до величины, равной минимальной из двух минимальной величины зазора δ 1 и минимальной величины зазора δ 3. Тогда выборка зазора δ 4 произойдет раньше, чем выборка зазора δ 1 и, как следствие, поперечная сила Q будет восприниматься кольцевым выступом 8 промежуточного кольца 3, а не соединительными шпильками 4.

Аналогично величина зазора δ 5 находится в пределах от нуля до величины, равной минимальной из двух: минимальной величины зазора δ 2 и минимальной величины зазора δ 3. Тогда выборка зазора δ 5 произойдет раньше, чем выборка зазора δ 3 и, как следствие, поперечная сила Q будет восприниматься кольцевым выступом 9 промежуточного кольца 3, а не соединительными шпильками 4. Если поперечная нагрузка Q передается с оболочки 2 на оболочку 1, торец которой заделан, ход рассуждений тот же, с той только разницей, что выборка зазора δ 5 произойдет раньше, чем выборка зазора δ 2, а выборка зазора δ 4 произойдет раньше, чем выборка зазора δ 3. В результате поперечная нагрузка Q также будет восприниматься кольцевыми выступами 8 и 9 промежуточного кольца 3.

На фиг. 2 представлена схема нагружения промежуточного кольца 3 погонными усилиями q для данной конфигурации поперечного сечения, когда кольцевые выступы 8 и 9 вошли в контакт с наружной поверхностью оболочки 1 и внутренней - оболочки 2. В сечении промежуточного кольца 3 отсутствует растягивающее внутреннее усилие в окружном направлении и площадь поперечного сечения промежуточного кольца определяется только из условия прочности его выступов 8 и 9, что ведет к значительному снижению материалоемкости соединения и повышению его надежности.

Похожие патенты RU2017020C1

название год авторы номер документа
СТУПЕНЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1992
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Сатановский Николай Иосифович
  • Кустов Михаил Александрович
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Тарасова Алла Георгиевна
RU2021581C1
Узел соединения стеклопластиковых труб 1980
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Сергиенко Петр Павлович
SU934146A2
ГОЛОВНОЙ БЛОК РАКЕТЫ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 1993
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Васильев Юрий Семенович
  • Аверичев Валентин Иванович
  • Митрофанов Игорь Викторович
  • Никишаев Виктор Иванович
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
  • Дементьев Виктор Петрович
  • Соломонов Лев Семенович
  • Шеломов Игорь Александрович
RU2072954C1
УЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ КРУГЛОГОДИЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ В НЕМ ПЧЕЛ 2001
  • Лужков Ю.М.
  • Соломонов Ю.С.
  • Карпенко А.В.
  • Плавинский Г.И.
  • Пилипенко П.Б.
  • Французов В.А.
RU2199857C1
СПОСОБ СБОРКИ СТУПЕНЕЙ МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С СЕКЦИЯМИ ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОГО КОНТЕЙНЕРА 1993
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Никишаев Виктор Иванович
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Дементьев Виктор Петрович
RU2042918C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА 1993
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Аверичев Валентин Иванович
  • Митрофанов Игорь Викторович
  • Нечаев Александр Андреевич
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Симонов Виктор Сергеевич
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
  • Шавырин Алик Иванович
RU2076058C1
СПОСОБ СБОРКИ СТУПЕНЕЙ МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С СЕКЦИЯМИ ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОГО КОНТЕЙНЕРА 1992
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Куликов Юрий Алексеевич
  • Никишаев Виктор Иванович
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Дементьев Виктор Петрович
  • Фрадкин Григорий Наумович
RU2007345C1
СПОСОБ СБОРКИ МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВЫМ КОНТЕЙНЕРОМ 1992
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Куликов Юрий Алексеевич
  • Никишаев Виктор Иванович
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Дементьев Виктор Петрович
  • Фрадкин Григорий Наумович
RU2007346C1
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ МОНОРЕЛЬСОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ 2001
  • Соломонов Ю.С.
  • Краснов И.В.
  • Соломонов М.Ю.
  • Сухадольский А.П.
  • Митрофанов И.В.
  • Андрюшин В.И.
  • Пилипенко П.Б.
  • Нефедов А.Н.
  • Галенко А.А.
  • Горелов А.Т.
  • Моисеев А.Ю.
  • Шанаев В.А.
RU2188775C1
УЛЕЙ И СПОСОБ КРУГЛОГОДИЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ В НЕМ ПЧЕЛ 2001
  • Лужков Юрий Михайлович
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Карпенко Александр Владимирович
  • Плавинский Геннадий Иванович
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
RU2268587C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 017 020 C1

Реферат патента 1994 года УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ОТСЕКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Использование: изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любых областях техники для соединения конструкций, состоящих из полых деталей, в частности для соединения оболочек отсеков летательных аппаратов. Сущность изобретения: узел соединения содержит соединяемые детали в виде оболочек и промежуточное кольцо с оппозитно расположенными на его торцах выступами, а также резьбовые крепежные элементы, размещенные в отверстиях соединяемых деталей и промежуточном кольце. Кольцо расположено между соединяемыми деталями так, что один из выступов его обхватывает одну соединяемую деталь по ее наружной поверхности, а другой выступ кольца охватывает другую соединяемую деталь по ее внутренней поверхности. При этом между выступами и обхватываемыми ими поверхностями соединяемых деталей имеется зазор. Величина этих зазоров меньше величины минимальных зазоров между крепежными элементами и отверстиями под них в соединяемых деталях и промежуточном кольце. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 017 020 C1

УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ОТСЕКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, выполненных в виде полых деталей, например оболочек, содержащий установленное между ними промежуточное кольцо с двумя оппозитно расположенными на его торцах кольцевыми выступами и крепежные элементы, установленные с зазором в отверстиях, выполненных в соединяемых деталях и промежуточном кольце, при этом по меньшей мере один из выступов кольца размещен с возможностью охвата с зазором наружной поверхности одной соединяемой детали, отличающийся тем, что второй выступ промежуточного кольца расположен в другой соединяемой детали с возможностью охвата ее внутренней поверхности также с зазором, при этом величина зазоров между каждым из выступов кольца и охватываемой им поверхностью соответствующей соединяемой детали меньше величины минимальных зазоров между крепежными элементами и отверстиями под них в этой детали и промежуточного кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2017020C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Узел соединения стеклопластиковых труб 1980
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Сергиенко Петр Павлович
SU934146A2
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 017 020 C1

Авторы

Соломонов Юрий Семенович

Малютин Иван Сергеевич

Пилипенко Петр Борисович

Тарасова Алла Георгиевна

Сатановский Николай Иосифович

Даты

1994-07-30Публикация

1992-03-06Подача