ВОЛНОХОД Российский патент 1994 года по МПК B63H19/02 B63H1/36 F03B13/10 

Описание патента на изобретение RU2021947C1

Изобретение относится к судостроению, а именно к плавучим средствам, использующим энергию морских волн.

Известен волноход в виде шарнирно соединенных между собой плавучих модулей, каждый из которых содержит плавучий корпус и волновые движители, выполненные в виде поворотных крыльев с устройствами формирования заданного угла атаки. Каждый плавучий модуль обладает малой осадкой и большой остойчивостью. Его качка не сопровождается заметными перемещениями относительно воды, которые определяют тягу волновых движителей.

Цель изобретения - повышение тяги волнохода путем увеличения амплитуды качки при любой интенсивности и курсовом угле волнения.

Известно, что амплитуда качки плавучего средства и, соответственно, тяга волновых движителей достигают максимума при резонансе, т.е. при равенстве периода качки Тк периоду свободных колебаний плавучего средства относительно оси качки Tсв = 2 , где I - момент инерции плавучего средства относительно оси качки, λ- момент инерции присоединенных масс воды, D - вес плавсредства, ho - начальная метацентрическая высота (Мирохин В.В. и др. Теория корабля. Л.: Судостроение, 1989, с.54 и 264).

На фиг. 1 представлен волноход с малым периодом собственных колебаний, сечение диаметральной плоскостью; на фиг. 2 - то же, с большим периодом свободных колебаний; на фиг. 3 - волновой движитель, прикрепленный к корпусу волнохода, общий вид; на фиг. 4 - схемы расположения движителей относительно корпуса волнохода при различных параметрах волнения.

Волноход содержит корпус 1 в форме тела вращения относительно вертикальной оси, волновые движители 2 и буксирное устройство, выполненное в виде вилки 3, шарнирно закрепленной на горизонтальных цапфах 4 корпуса 1 и снабженной поворотным устройством 5. Корпус 1 разделен герметичной горизонтальной перегородкой 6 на два отсека, из которых нижний 7 заполнен жидким грузом или водяным балластом, а в верхнем 8 выполнено цилиндрическое гнездо 9, в котором с радиальным зазором помещена воздушная цистерна 10, соединенная с подъемным механизмом 11.

К борту корпуса 1 прикреплен кронштейн, выполненный в виде шарнирно-параллелограммного механизма, содержащего штанги 12 и 13, закрепленные на шарнирах 14 с вертикальными осями вращения. Свободные концы штанг шарнирно соединены с опорой 15 баллера 16, на котором подвижно закреплено поворотное крыло 2 с устройством формирования заданного угла атаки. При повороте кронштейна относительно корпуса 1 в горизонтальной плоскости баллер 16 остается перпендикулярным диаметральной плоскости волнохода. Для увеличения предельных углов поворота кронштейна штанги 12 и 13 находятся в разных горизонтальных плоскостях. Каждый кронштейн снабжен независимым приводом поворота.

При слабом волнении (и малом периоде качки) цистерна 10 находится в крайнем верхнем положении, весь жидкий груз сосредоточен в нижнем отсеке 7, кронштейны расположены по курсу волнохода (фиг. 4а) в случае лагового волнения (курсовой угол волнения 90 или 270о) либо поперек курса при встречном или попутном волнении (фиг. 4б), т.е. так, чтобы расстояние между движителями и осью качки было минимальным. В этом случае центр тяжести G находится в нижнем положении, значение ho максимально, значения I и λ минимальны, период свободных колебаний Тсв минимален и равен или близок периоду качки Тк, т. е. имеет место резонансная качка с максимальной амплитудой и максимальной тягой волнохода.

При усилении волнения (и увеличения периода качки) цистерну 10 опускают, часть жидкости из отсека 7 через радиальный зазор перетекает в гнездо 9. Кронштейны движителей поворачивают так, чтобы расстояние между движителями и осью качки увеличилось (фиг. 4а - при встречном или попутном волнении, фиг. 4б - при лаговом волнении). Это приводит к перемещению центра тяжести G вверх и уменьшению величины ho, а также к возрастанию моментов инерции I и λ .

Одновременное действие трех указанных факторов приводит к значительному возрастанию периода свободных колебаний волнохода. Для представленной на чертеже конструктивной схемы - примерно в 3 раза. Поскольку период качки T, где в - средняя высота волны, резонансная качка с максимальной амплитудой и максимальная тяга волнохода достигаются при параметрах волнения, изменяющихся в ≈ 9 раз, например от 2 до 7 баллов.

Похожие патенты RU2021947C1

название год авторы номер документа
ПЛАТФОРМА-ВОЛНОХОД 1994
  • Сенькин Ю.Ф.
  • Якимов Ю.Л.
  • Якимов А.Ю.
RU2081030C1
ВОЛНОХОД 1992
  • Васильев В.Ю.
  • Савицкий А.И.
RU2021948C1
СУДОВОЙ ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1992
  • Васильев В.Ю.
  • Сенькин Ю.Ф.
RU2035356C1
СУДОВОЙ ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1991
  • Сенькин Ю.Ф.
  • Савицкий А.И.
  • Васильев В.Ю.
RU2034741C1
ВОЛНОДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СУДНА 1992
  • Сенькин Ю.Ф.
  • Васильев В.Ю.
  • Савицкий А.И.
RU2093412C1
ВОЛНОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ 1998
  • Сенькин Ю.Ф.
RU2143377C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 1991
  • Сенькин Ю.Ф.
  • Васильев В.Ю.
  • Савицкий А.И.
RU2065824C1
ВОЛНОХОД 1993
  • Сенькин Юрий Федорович
RU2087370C1
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА 2000
  • Сенькин Ю.Ф.
RU2183176C2
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1998
  • Сенькин Ю.Ф.
RU2142387C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 021 947 C1

Реферат патента 1994 года ВОЛНОХОД

Использование: в качестве плавучего средства, использующего энергию морских волн. Сущность изобретения: корпус 1 волнохода имеет шаровую форму, разделен горизонтальной перегородкой 6 на отсек 7, заполненный жидкостью, и 8, снабженный гнездом, в котором закреплена с возможностью вертикального перемещения воздушная цистерна 10. Волновые движители 2 прикреплены к корпусу 1 посредством поворотных кронштейнов, выполненных в виде шарнирно-параллелограммных механизмов. Путем изменения положения цистерны и движителей регулируют частоту и амплитуду качки волнохода и обеспечивают тем самым получение максимальной тяги при различном волнении. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 021 947 C1

1. ВОЛНОХОД, содержащий плавучий корпус, снабженный волновыми движителями в виде крыльев с механизмом формирования заданного угла атаки, отличающийся тем, что корпус выполнен в форме тела вращения относительно вертикальной оси и разделен герметичной горизонтальной перегородкой на два отсека, из которых нижний заполнен жидкостью и соединен с вертикальным цилиндром, внутри которого с зазором размещена с возможностью продольного перемещения воздушная цистерна. 2. Волноход по п. 1, отличающийся тем, что каждый волновой движитель соединен с корпусом посредством кронштейна, выполненного в виде шарнирно-параллелограммного механизма с возможностью поворота в горизонтальной плоскости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2021947C1

Авторское свидетельство СССР N 1734315, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 021 947 C1

Авторы

Васильев В.Ю.

Сенькин Ю.Ф.

Даты

1994-10-30Публикация

1992-04-08Подача