СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСОВ УСТОЙЧИВОСТИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 1994 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2024001C1

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к способам испытаний газотурбинных двигателей, в частности к способам определения запасов устойчивости.

Известен способ определения запасов устойчивости газотурбинного двигателя путем впрыска воды в основную камеру сгорания [1].

Этот способ приводит к перегреву головок камеры сгорания из-за повышения температуры газа в первичной зоне горения, коробления и растрескивания горячих узлов вследствие попадания на них капель воды.

Известен также способ определения запасов устойчивости газотурбинного двигателя путем уменьшения площади выходного насадка с одновременным повышением температуры газа перед турбиной для поддержания постоянной приведенной частоты вращения до достижения срыва [1].

Этот способ позволяет получать сведения о запасах устойчивости газотурбинного двигателя в целом и не дает сведений о запасах устойчивости компрессора двухконтурного турбореактивного двигателя. Кроме того, возможности этого способа ограничены допускаемым повышением температуры газа перед турбиной. Это ограничивает диапазон применения способа.

Целью изобретения является расширение области применения.

Это достигается тем, что в способе определения запасов устойчивости газотурбинного двигателя путем уменьшения площади выходного насадка с одновременным повышением температуры газа перед турбиной для поддержания постоянной приведенной частоты вращения перед определением запасов устойчивости компрессора двухконтурного турбореактивного двигателя создают на приведенной частоте вращения запас по физической температуре газа перед турбиной, уменьшением температуры воздуха на входе в компрессор на величину
Δt = где ΔТг* - запас по физической температуре газа перед турбиной;
Тгmах* - предельно-допустимая физическая температура газа перед турбиной, а затем при каждом значении площади выходного насадка увеличивают подачу топлива в основную камеру сгорания до вывода двигателя на постоянную приведенную частоту вращения и в момента срыва регистрируют параметры компрессора, частоту вращения и температуру воздуха перед компрессором.

Предложенный способ осуществляют следующим образом. На выходе из турбокомпрессора двухконтурного турбореактивного двигателя уменьшают площадь выходного насадка, например, устанавливают сопловой аппарат турбины вентилятора с уменьшенной проходной площадью, затем для постоянной приведенной частоты вращения, выбранной для проверки запасов устойчивости, создают запас по физической температуре газа перед турбиной уменьшением температуры воздуха на входе в компрессор на величину
Δt= 288 например, охлаждением воздуха на входе в теплообменнике, и увеличивают подачу топлива в основную камеру сгорания до вывода двигателя на постоянную приведенную частоту вращения, выбранную для проверки запасов. В момент срыва регистрируют параметры компрессора, частоту вращения и температуру воздуха перед компрессором. Затем определение запасов устойчивости производят на других значениях приведенной частоты вращения. Приведенные частоты вращения ротора и параметры компрессора в момент срыва наносят на характеристику компрессора и определяют запасы устойчивости.

П р и м е р. На выходе из турбокомпрессора вместо штатного соплового аппарата турбины вентилятора с проходной площадью 0,915 м2 устанавливают сопловой аппарат с уменьшенной проходной площадью, например 0,870 м2. На выбранной для определения запасов устойчивости приведенной частоте вращения n2пр. = 99% выбирают запас по физической температуре газа перед турбиной ΔТг* = 90о (определяется величиной увеличения температуры газа на постоянной частоте вращения при уменьшении проходной площади соплового аппарата плюс 20-30оС, учитывающих разброс характеристик двигателя, точность определения температуры и пр.). Определяют величину уменьшения температуры воздуха на входе в компрессор от исходного значения на входе в компрессор Твх.к* = 435 К на n2пр= 99% при штатном сопловом аппарате:
Δt = 288 = 288 = 15,5° где Тгmах* = 1670 К - предельно-допустимая физическая температура газа перед турбиной.

Уменьшают температуру воздуха на входе в компрессор, например, охлаждением в теплообменнике на величину Δt = 16о. Затем увеличивают подачу топлива в основную камеру сгорания и выводят двигатель на приведенную частоту вращения n2пр = =99%. В момент срыва регистрируют параметры компрессора, частоту вращения и температуру воздуха на входе в компрессор: Твхк* = 420К, πКВД* = 6,7, n2пр = 98,5%. Наносят их на характеристику компрессора и определяют запасы устойчивости.

Уменьшение температуры воздуха на входе в компрессор двухконтурного турбореактивного двигателя на постоянной приведенной частоте вращения создает запас по физической температуре газа перед турбиной и позволяет определять запасы устойчивости компрессора во всем рабочем диапазоне.

Использование данного способа сокращает материальные затраты на создание и доводку турбореактивных двигателей, повышает их надежность.

Похожие патенты RU2024001C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСОВ УСТОЙЧИВОСТИ ЛОПАТОК ВЕНТИЛЯТОРА 1991
  • Андреев А.В.
  • Куприк В.В.
  • Цыбулько В.А.
RU2031388C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Кононов Николай Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2556090C2
Двухконтурный турбореактивный двигатель 1972
  • Воронцов Александр Васильевич
  • Дембо Николай Самуилович
  • Люлька Архип Михайлович
SU1809145A1
Способ регулирования двухконтурного турбореактивного двигателя 1972
  • Дембо Николай Самуилович
SU1809149A1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Береснева Татьяна Александровна
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555939C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Береснева Татьяна Александровна
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555928C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Кононов Николай Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555950C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1989
  • Колчин Н.В.
RU2007599C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2545110C1
Двухконтурный турбореактивный двигатель 1973
  • Дембо Николай Самуилович
SU1809147A1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСОВ УСТОЙЧИВОСТИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Использование: авиадвигателестроение, в способах испытаний газотурбинных двигателей. Сущность изобретения: создают на выбранной приведенной частоте запас по физической температуре газа перед турбиной, уменьшением температуры воздуха на входе в компрессор на величину: где ΔT*г

- запас по физической температуре газа перед турбиной, T*г
.max - предельно-допустимая физическая температура газа перед турбиной. Затем при каждом значении площади выходного насадка увеличивают подачу топлива в основную камеру сгорания до вывода двигателя на постоянную приведенную частоту вращения. В момент срыва регистрируют параметры компрессора, частоту вращения, температуру воздуха перед компрессором, с учетом последних по характеристике компрессора определяют запасы устойчивости.

Формула изобретения RU 2 024 001 C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСОВ УСТОЙЧИВОСТИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ путем уменьшения площади выходного насадка с одновременным повышением температуры газа перед турбиной до достижения срыва компрессора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения запасов устойчивости во всем диапазоне режимов работы компрессора, создают на выбранной приведенной частоте вращения запас по физической температуре газа перед турбиной уменьшением температуры воздуха на входе в компрессор на величину
Δt=288
где ΔTг* - запас по физической температуре газа перед турбиной;
Tг.max* - предельно допустимая физическая температура газа перед турбиной,
а затем при каждом значении площади выходного насадка увеличивают подачу топлива в основную камеру сгорания до вывода двигателя на постоянную приведенную частоту вращения, в момент срыва регистрируют параметры компрессора, частоту вращения и температуру воздуха перед компрессором и с учетом последних по характеристике компрессора определяют запасы устойчивости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2024001C1

Солохин Э.Л
Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей
М.: Машиностроение, 1975, с.76.

RU 2 024 001 C1

Авторы

Куприк В.В.

Рогожин В.И.

Цыбулько В.А.

Щелин С.А.

Даты

1994-11-30Публикация

1991-04-08Подача