СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕСТКИХ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ В ПОДШИПНИКАХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ Российский патент 1995 года по МПК G01M15/00 G01B7/14 

Описание патента на изобретение RU2026543C1

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, а именно к способам и устройствам для контроля технического состояния коленчатых валов в подшипниках судовых дизелей, преимущественно небольшой и средней мощности.

Известен способ контроля состояния коленчатых валов в подшипниках дизелей по раскепам, заключающийся в измерении разности расстояний между щеками кривошипа в двух диаметрально противоположных положениях кривошипа в вертикальной и горизонтальной плоскостях [1 и 2].

Однако непригодность этого метода для контроля состояния жестких коленчатых валов в коренных подшипниках является наиболее существенным его недостатком, так как не удается получить объективную информацию о фактических нарушениях качества прилегания коренных шеек к нижним вкладышам подшипников, что имеет место в практике эксплуатации дизелей небольшой и средней мощности и приводит к значительным дополнительным деформациям валов по нагрузкой во время работы дизеля.

Наиболее близким аналогом является способ контроля состояния коленчатых валов в подшипниках судовых дизелей [3], основанный на измерении индикаторным прибором расхождения щек проверяемого кривошипа в результате плотного поджатия его коренных шеек к нижним вкладышам подшипников. Поджатие шеек коленчатого вала вертикально вниз к коренным подшипникам осуществляют при помощи штатных крышек подшипников, передающих усилие на шейки вала через мягкий прокладочный материал. Иногда применяют специальные крышки или упругий роликовый домкрат, состоящий из упорной рамы и двух пар подпружиненных роликов, непосредственно передающих тарированное усилие на шейки проверяемого кривошипа. К недостаткам этого способа следует отнести необходимость разборки и последующей обкатки подшипниковых узлов фундаментой рамы дизеля, большую трудоемкость, нагружение коренной, а не шатунной шейки проверяемого кривошипа, что приводит к искажению истинной картины его деформированного состояния.

Изобретение ставит задачу обеспечения возможности контроля технического состояния жестких коленчатых валов без разборки подшипниковых узлов фундаментной рамы дизеля, сокращения трудоемкости и повышения надежности измерений.

Это достигается тем, что проверяемый кривошип устанавливают в верхнюю мертвую точку (ВМТ), фиксируют в данном положении, подают в надпоршневое пространство цилиндра дизеля воздух по давлением 2,5-3,5 МПа, сравнивают расхождения щек проверяемого и эталонного кривошипов при одинаковом давлении воздуха и определяют отклонение упругой деформации кривошипа от эталонного значения, полученного при испытании базового дизеля.

Давление 2,5 МПа и более обеспечивает нагрузку, достаточную для плотного прилегания коренных шеек вала к нижним вкладышам подшипников при наблюдаемых в практике эксплуатации судовых дизелей значениях несоосности и износа коренных подшипников (износ более 0,2 мм, несоосность в пределах ±0,1 мм). Верхний предел давления 3,5 МПа выбран прежде всего исходя из ограничения максимального давления воздуха, допускаемого в пусковой магистрали судовых дизелей, а также из-за существенной погрешности измерений (более 10% ), возникающей при увеличении диапазона давления воздуха свыше 1,0 МПа.

Способ основан на сравнении под нагрузкой деформаций проверяемого кривошипа и кривошипа базового дизеля, коренные шейки которого соосны подшипникам и плотно прилегают к ним.

Сравнение указанных деформаций может быть осуществлено электроизмерительным устройством, структурная схема которого показана на чертеже.

Устройство состоит из датчика 1, измеряющего давление воздуха в цилиндре дизеля, датчика 2, измеряемого расхождение щек кривошипа, промежуточного усилителя 3 и регистрирующего прибора 4.

Устройство работает следующим образом.

Поршень первого цилиндра устанавливают на также сжатия в ВМТ. Коленчатый вал фиксируют в данном положении. Датчики электрически включают по мостовой схеме сравнения их выходных сигналов. Чувствительность датчиков устанавливают в соответствии с результатами, полученными при испытаниях базового дизеля. В процессе этих испытаний подбирают чувствительность датчиков, при которой нагружение исследуемого кривошипа тарированным усилием не приводит к нарушению равновесного состояния измерительного моста. Датчик 1 устанавливают на индикаторный кран крышки цилиндров дизеля. Между щеками проверяемого кривошипа в точках, расположенных по оси щек на расстоянии от оси коренных шеек, равном их радиусу, устанавливают датчик 2. В надпоршневое пространство цилиндра дизеля подают под давлением 3+5 МПа воздух из пусковой магистрали или специального ресивера.

При нарушении качества прилегания коренных шеек проверяемого кривошипа к нижним вкладышам подшипников сигнал датчика 2 превысит по значению сигнал датчика 1, что приводит к нарушению равновесного состояния измерительного моста и формированию на его выходной диагонали электрического сигнала, пропорционального дополнительной упругой деформации кривошипа. Этот сигнал усиливается усилителем 3 и регистрируется прибором 4.

Последовательно устанавливая в верхнюю мертвую точку остальные кривошипы коленчатого вала дизеля, производят аналогичную проверку их деформированного состояния под нагрузкой. Основываясь на полученных результатах, оценивают состояние коленчатых валов в коренных подшипниках.

Применение предлагаемого способа проверки состояния жестких коленчатых валов в подшипниках судовых дизелей позволяет производить контроль технического состояния коленчатого вала без разборки подшипниковых узлов фундаментной рамы дизеля, значительно сокращает трудоемкость и время контроля.

Испытание устройства в стендовых условиях на судовом дизеле 6ЧНСП18/22 показало надежность его действия.

Похожие патенты RU2026543C1

название год авторы номер документа
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин 2020
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Казанцев Роман Алексеевич
RU2739657C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН 2018
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Илюхин Алексей Николаевич
RU2691259C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Писаров Владимир Константинович
RU2287101C1
СОСТАВНОЙ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1988
  • Вольфганг Маус[De]
  • Хельмут Сварс[De]
  • Херберт Фрилингсдорф[De]
  • Энгельберт Шварц[De]
  • Хериберт Греве[De]
  • Карл Вайс[De]
  • Хельмут Римшайд[De]
RU2011897C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
RU2167320C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Копцев В.П.
  • Артемьев Б.В.
  • Терешин Е.П.
  • Костин А.И.
  • Кушуль В.М.
  • Миллер А.О.
  • Кириллов И.М.
RU2008478C1
УСТРОЙСТВО ИЗМЕНЕНИЯ РАДИУСА КРИВОШИПА КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА 2015
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Важенин Юрий Иванович
RU2595993C1
Способ правки коленчатых валов 1985
  • Агузаров Владимир Османович
  • Агузаров Тотраз Тасолтанович
SU1289897A1
Способ электрохимико-механической приработки коренных шеек коленчатого вала 2018
  • Санинский Владимир Андреевич
  • Кононович Мария Андреевна
RU2690133C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРИ РЕМОНТНОЙ СБОРКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Безбородов Иван Андреевич
  • Дорошкевич Евгений Анатольевич
RU2417359C2

Реферат патента 1995 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕСТКИХ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ В ПОДШИПНИКАХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а именно к способам контроля технического состояния коленчатых валов в подшипниках судовых дизелей, преимущественно небольшой и средней мощности. При контроле состояния жестких коленчатых валов в подшипниках дизелей проверяемый кривошип устанавливают в верхнюю мертвую точку, фиксируют в данном положении, подают в надпоршневое пространство цилиндра дизеля воздух под давлением 3± 0,5 МПа , сравнивают расхождение щек проверяемого и эталонного кривошипов при одинаковом давлении воздуха и определяют отклонение упругой деформации проверяемого кривошипа от эталонного значения. Изобретение позволяет осуществлять контроль технического состояния коленчатого вала без разборки подшипниковых узлов фундаментной рамы, сократить трудоемкость и время контроля, повысить надежность измерений. Устройство для осуществления способа состоит из датчика 1, измеряющего давление воздуха в цилиндре дизеля, датчика 2, измеряющего расхождение щек кривошипа, промежуточного усилителя 3 и регистрирующего прибора 4. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 026 543 C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕСТКИХ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ В ПОДШИПНИКАХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ, основанный на измерении расхождений щек кривошипов при плотном поджатии их коренных шеек к нижним вкладышам подшипников, отличающийся тем, что проверяемый кривошип устанавливают в верхнюю мертвую точку, фиксируют в данном положении, подают в надпоршневое пространство цилиндра дизеля воздух под давлением (3 ± 0,5) МПа, сравнивают расхождение щек проверяемого и эталонного кривошипов при одинаковом давлении воздуха и определяют отклонение упругой деформации кривошипа от эталонного значения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2026543C1

Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Долинский П.А
Центровка движения судовых дизелей, М
Транспорт, 1971, с.68-71.

RU 2 026 543 C1

Авторы

Канашкин Виктор Федорович[Ru]

Поборцев Владимир Петрович[Lt]

Даты

1995-01-09Публикация

1991-09-06Подача