ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР Российский патент 1995 года по МПК G01P15/09 

Описание патента на изобретение RU2026556C1

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к пьезоэлектрическим акселерометрам, предназначенным для эксплуатации в условиях, связанных с ударными перегрузками, при затруднении или невозможности применения акселерометров с использованием арретирования, и может быть использовано в сейсмологии, вибродиагностики и других областях техники.

Известны пьезоэлектрические акселерометры с использованием арретирования, которые позволяют совместить высокую ударопрочность с высокой чувствительностью. Однако такие акселерометры не нашли широкого применения в связи с большой сложностью конструкции, большими габаритами по сравнению с акселерометрами без использования арретирования и высокой стоимостью из-за сложности изготовления [1].

Известен пьезоэлектрический акселерометр, содержащий чувствительный элемент, выполненный из пьезокерамики, выполняющий также функцию инерционной массы [2].

Известна также конструкция, содержащая корпус, чувствительный элемент, инерционную массу, позволяющая получить высокую чувствительность, однако, обладающая недостаточной ударопрочностью [3].

Сущность изобретения состоит в том, что в конструкцию пьезоэлектрического акселерометра, содержащего корпус, чувствительный элемент, вводится упругий элемент, который выполнен в виде оболочки из диэлектрического материала, охватывающей всю поверхность чувствительного элемента, причем упругий элемент закрепляется на основании корпуса, чувствительный элемент выполнен из пьезокомпозиционного материала связностью 3-3, одна из фаз которого является газообразной средой, а толщина оболочки удовлетворяет соотношению:
10 ˙ Em ˙ hk/Ek<d<0,01 м, где Em - модуль Юнга материала оболочки;
hk - высота чувствительного элемента;
Ek - модуль Юнга пьезокерамики, а также при сохранении указанных отличий в том, что чувствительный элемент выполнен в виде кольца, а акселерометр содержит втулку, расположенную по оси акселерометра в отверстии чувствительного элемента и закрепленную между основанием и крышкой корпуса.

Изобретение направлено на создание пьезоэлектрического акселерометра с повышенной ударопрочностью при сохранении высокой чувствительности.

В известной конструкции [3] высокая чувствительность акселерометра достигается за счет увеличения инерционной массы, что приводит при воздействии на акселерометр ускорения к увеличению механического напряжения в пьезоэлементе и, следовательно, к снижению ударопрочности. Поэтому увеличить ударопрочность акселерометра при сохранении чувствительности в рамках известной конструкции не представляется возможным. Предлагаемая конструкция позволяет создать условия для повышения ударопрочности акселерометра при сохранении его чувствительности.

Такими условиями являются:
- выполнение чувствительного элемента из пьезокомпозиционного материала со связностью 3-2, одна из фаз которого является газообразной средой;
- введение упругого элемента в виде прилегающей к поверхности чувствительного элемента оболочки из диэлектрического материала.

Чувствительность акселерометра по напряжению пропорциональна пьезомодулю g33 пьезоматериала, высоте чувствительного элемента и отношению действующей на него силы к его площади и действующему ускорению. Ударопрочность акселерометра ограничивается допустимым значением действующей на единицу поверхности чувствительного элемента силы, которое определяется прочностными характеристиками материала, из которого изготовлен чувствительный элемент, и равномерностью распределения этой силы.

В предложенной конструкции пьезоэлектрического акселерометра удается достичь увеличения ударопрочности при сохранении той же чувствительности за счет:
- увеличения значения пьезомодуля g33 и уменьшения плотности ρ пьезокомпозиционного материала со связностью 3-3, одна из фаз которого является газообразной средой, по сравнению с обычной пьезокерамикой, что позволяет без потери чувствительности снизить силу, действующую на чувствительный элемент;
- увеличения допустимого значения силы, действующей на единицу поверхности чувствительного элемента, выполненного из указанного материала, при введении в конструкцию акселерометра упругого элемента в виде охватывающей всю поверхность чувствительного элемента оболочки из диэлектрического материала за счет уменьшения неоднородности механических напряжений, обусловленных микронеровностями поверхности чувствительного элемента и основания, армирования чувствительного элемента оболочкой;
- уменьшения деформаций чувствительного элемента, а следовательно, и механических напряжений в нем, за счет существенно меньшей жесткости оболочки по отношению к жесткости чувствительного элемента.

При этом толщина оболочки должна быть таковой, чтобы она обеспечивала снижение механических напряжений в чувствительном элементе, что практически выполняется при удовлетворении соотношению:
10˙ Em ˙ hk/Ek<d<0,01 м.

Введение в конструкцию акселерометра втулки позволяет повысить ударопрочность акселерометра в поперечном направлении.

Конструкция пьезоэлектрического акселерометра представлена на фиг. 1 и состоит из чувствительного элемента 1, выполненного в виде диска, упругого элемента 2, выполненного в виде охватывающей всю поверхность чувствительного элемента оболочки и корпуса 3, на поверхности основания которого закреплен упругий элемент.

Второй вариант конструкции пьезоэлектрического акселерометра представлен на фиг. 2 и состоит из чувствительного элемента 1, выполненного в виде кольца, упругого элемента 2, выполненного в виде охватывающей всю поверхность чувствительного элемента оболочки, и корпуса 3, на поверхности основания которого закреплен упругий элемент, и втулки 4, расположенной по оси акселерометра в отверстии чувствительного элемента, и жестко закрепленной между основанием и крышкой корпуса.

Чувствительный элемент, состоящий из пьезокомпозиционного материала со связностью 3-3, реализован выжиганием органических наполнителей. Упругий элемент выполнен нанесением на чувствительный элемент виксинта. Втулка выполнена из текстолита и приклеена к основанию эпоксидным клеем. Сборка акселерометров произведена в атмосфере (воздухе). Чувствительность акселерометров составила от 30 до 60 мВ/м ˙ с-2, при этом они выдерживали ударные ускорения порядка 7 тыс. g длительностью около 0,4 мс, что в несколько раз превышало ударопрочность конструкции [3] с такой же чувствительностью.

Похожие патенты RU2026556C1

название год авторы номер документа
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ МИКРОФОН 1992
  • Горлач В.Г.
  • Иванов В.Е.
  • Панайот М.Д.
  • Попруга М.Г.
  • Тихонов В.Н.
RU2030121C1
Пьезоэлектрический микрофон 1991
  • Горлач Владимир Григорьевич
  • Иванов Виктор Евгеньевич
  • Панайот Михаил Дмитриевич
  • Попруга Михаил Георгиевич
  • Тихонов Владимир Николаевич
SU1816342A3
Чувствительный элемент из пьезокомпозита связности 1-3 и способ его изготовления 2018
  • Доля Владимир Константинович
  • Карюков Егор Владимирович
  • Мараховский Михаил Алексеевич
  • Панич Александр Анатольевич
  • Свирская Светлана Николаевна
RU2686492C1
ВЫСОКОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ШИРОКОПОЛОСНЫЙ УДАРОПРОЧНЫЙ ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 2019
  • Иванов Виктор Евгеньевич
  • Селищев Анатолий Алексеевич
RU2716872C1
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДАТЧИК УДАРА 2013
  • Каплунов Иван Александрович
  • Малышкина Ольга Витальевна
  • Головнин Владимир Алексеевич
  • Иноземцев Николай Владимирович
  • Дольников Геннадий Геннадьевич
RU2533539C1
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1996
  • Бойченко С.Н.
  • Донсков В.И.
  • Иванов А.А.
  • Костюков В.Н.
RU2113715C1
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ГЕНЕРАТОР И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2013
  • Каплунов Иван Александрович
  • Малышкина Ольга Витальевна
  • Головнин Владимир Алексеевич
  • Иноземцев Николай Владимирович
  • Дольников Геннадий Геннадьевич
RU2551666C2
ПЬЕЗОПРИЕМНИК 1991
  • Кулиев Ю.Н.
RU2010203C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗЦОВ ГОРНЫХ ПОРОД 2005
  • Паврос Сергей Константинович
  • Перегудов Александр Николаевич
  • Шевелько Михаил Михайлович
  • Николашев Вячеслав Григорьевич
  • Николашев Вадим Вячеславович
  • Мясников Владимир Федорович
  • Савченко Анатолий Федорович
RU2284413C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ 1997
  • Бондаренко П.Н.
  • Виткин А.Л.
  • Корень М.Г.
  • Кузнецова М.Г.
  • Петухов А.П.
  • Пономарева В.А.
  • Пукшанский М.Д.
  • Розет В.Е.
RU2125748C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 026 556 C1

Реферат патента 1995 года ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР

Использование: измерительная техника, а именно пьезоэлектрические акселерометры, предназначенные для эксплуатации в условиях, связанных с ударными перегрузками, при затруднении или невозможности применения акселерометров с использованием арретирования, и может применяться в сейсмологии, вибродиагностике и других областях техники. Сущность изобретения: пьезоэлектрический акселерометр содержит корпус, чувствительный элемент из пьезокомпозиционного материала связностью 3 - 3, одна из фаз которого является газообразной средой, и упругий элемент, выполненный в виде оболочки из диэлектрического материала, охватывающей всю поверхность чувствительного элемента, и закрепленный на основании корпуса. Акселерометр также содержит втулку, расположенную по оси акселерометра в отверстии чувствительного элемента, выполненного в виде кольца, и закрепленную в корпусе между его основанием и крышкой корпуса. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 026 556 C1

1. ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР, содержащий корпус, чувствительный элемент с электродами, отличающийся тем, что он содержит упругий элемент, выполненный в виде охватывающей поверхность чувствительного элемента оболочки из диэлектрического материала, причем упругий элемент закреплен на основании корпуса, чувствительный элемент выполнен из пьезокомпозиционного материала связностью 3 - 3, одна из фаз которого является газообразной средой, а толщина d оболочки удовлетворяет соотношению
10·Em·hk/Ek< d < 0,01 м,
где Em - модуль Юнга материала оболочки;
hk - высота чувствительного элемента;
Ek - модуль Юнга пьезокерамики.
2. Акселерометр по п. 1, отличающийся тем, что чувствительный элемент выполнен в виде кольца, а акселерометр содержит втулку, расположенную по оси акселерометра в отверстии чувствительного элемента и закрепленную между основанием и крышкой корпуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2026556C1

Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Больших А.С
и др
Справочник "Приборы и системы для измерения вибрации, шума и удара" (Под ред
В.В.Клюева, кн.1
- М.: Машиностроение, 1978, с.49.

RU 2 026 556 C1

Авторы

Иванов В.Е.

Панайот М.Д.

Попруга М.Г.

Даты

1995-01-09Публикация

1992-06-08Подача