Изобретение относится к средствам амортизации и может быть использовано для защиты от вибраций и ударов аппаратуры и оборудования в машиностроении, радиоэлектронике и электротехнике, в упругих муфтах, в качестве виброизолятора в ручках электро- и пневмоинструмента, в бамперах и в качестве колеса транспортного средства.
Известен радиоэлектронный блок [1], содержащий каркас, установленный в каркасе с образованием зазоров функциональный узел и установленные в указанных зазорах шаровые демпферы из упругого материала. На рабочие поверхности каркаса, функционального узла и демпферов нанесено энергопоглощающее покрытие.
Однако энергопоглощающее покрытие нанесено на внешнюю поверхность демпфера, энергопоглощение осуществляется только в зоне контакта демпфера с рабочими поверхностями каркаса и функционального узла. Следствием этого является невозможность резкого увеличения энергопоглощения в каждом демпфере.
Известен также прибор [2], содержащий корпус в виде кольца, установленный в нем вал и упругий элемент в виде спирали, один конец которой закреплен на валу, а другой на корпусе.
Однако спиральная пружина выполнена с характеристикой, изменяющейся только по логарифмическому закону, динамические нагрузки могут восприниматься только в одной плоскости с минимальным энергопоглощением, связанным с внутренним трением упругого элемента.
Цель изобретения - повышение защиты в трех взаимно перпендикулярных плоскостях.
На фиг. 1 показано амортизирующее устройство, сечение А-А; на фиг.2 - вид по стрелке Б на фиг.1; на фиг.3-5 - варианты нанесения энергопоглощающего покрытия на упругий элемент; на фиг.6 - виброзащитная рукоятка; на фиг. 7 - установка электроизмерительного прибора в амортизирующем устройстве; на фиг.8 - амортизирующее устройство с двумя упругими элементами с противоположной навивкой и одним валом; на фиг.9 - амортизирующее устройство с двумя упругими элементами и двумя валами; на фиг.10 - амортизирующее устройство с упругим элементом конической формы; на фиг.11 - амортизирующее устройство с упругим элементом двоякоконической формы; на фиг.12 - бампер; на фиг.13 и 14 - варианты амортизирующего устройства с дополнительным упругим элементом; на фиг.15-19 - схемы воздействия динамической нагрузки на амортизирующее устройство.
Амортизирующее устройство (фиг.1 и 2) содержит корпус 1 в виде кольца, установленный в нем вал 5 и упругий элемент 2 в виде архимедовой спирали. Один конец спирали 2 закреплен на валу 5, а другой на корпусе 1. Амортизирующее устройство снабжено энергопоглощающим покрытием 6, нанесенным с двух сторон на спираль 2, соседние витки 3 и 4 уложены без зазора с возможностью их взаимодействия. Энергопоглощающее покрытие 6 может быть выполнено, например, в виде разнотипных фрагментов текстильной застежки петельной 7 и крючковой 8 тканых лент.
Кольцо 1 может быть выполнено, например, из стальной ленты, упругой пластмассы, например, полиуретана, или резины, или эластомера. Упругий элемент 2 может быть выполнен, например, из стальной ленты, полиуретана, резины, эластомера. Возможны варианты нанесения энергопоглощающего покрытия 6 в виде пенополиуретана 9 на полиуретан (фиг.4) или выполнение упругого элемента 2 целиком из пенополиуретана с нанесением на одну поверхность крючкового фрагмента текстильной застежки (фиг.5). В этом случае пенополиуретан, имеющий пространственную ячеистую структуру, выполняет роль петельного фрагмента текстильной застежки.
Динамическую нагрузку в амортизирующем устройстве (фиг.1 и 2) воспринимает упругое кольцо 1 и/или вал 5. Амортизирующее устройство данной конструкции может широко использоваться для защиты от вибраций и ударов аппаратуры и оборудования в различных областях техники, а также в качестве колеса транспортного средства.
Возможен конструктивный вариант использования в амортизирующем устройстве жесткого кольца 1. В этом случае нагрузку воспринимает только вал 5, например, в виброизолирующей рукоятке 10 (фиг.2 и 6).
Для расширения функциональных возможностей амортизирующего устройства вал 11 может быть выполнен полым (фиг.7). Возможно также выполнение внутреннего витка упругого элемента заодно с полым валом 11. В полости вала 11 может быть, например, установлен электроизмерительный прибор 12.
Амортизирующее устройство (фиг.2 и 8) содержит два упругих элемента 2, установленных соосно и соединенных своими концами с кольцом 1 и валом 5. Направление навивки в спиралях упругих элементов 2 противоположное. Данное амортизирующее устройство может преимущественно использоваться в амортизаторах крутильных колебаний, а также в муфтах. Устройство имеет симметричную нагрузочную характеристику.
Амортизирующее устройство (фиг.2 и 9) содержит два упругих элемента 2, соединенных одними концами с кольцом 1, а другими концами с двумя соосно установленными и несоединенными одним с другим валами 5. Данное амортизирующее устройство может преимущественно использоваться в упругих муфтах с высокими компенсационными возможностями.
Амортизирующее устройство (фиг.2 и 10) содержит упругий элемент 13, выполненный в виде спирали Архимеда конической формы. Амортизирующее устройство может эффективно использоваться для защиты от мощной ударной динамической нагрузки преимущественно в осевом направлении вала, например, в бамперах автомобилей.
Амортизирующее устройство (фиг. 2 и 11) содержит упругий элемент 14, имеющий двоякоконическую форму, соединенный своими концами с двумя установленными соосно валами 5. Данное техническое решение по сравнению с амортизирующим устройством (фиг.2 и 10) имеет большие компенсационные возможности и может широко использоваться в упругих муфтах.
Для упрощения конструкции в амортизирующих устройствах (фиг.1, 2,8 - 11) внешний виток упругого элемента 2 может быть выполнен заодно с упругим кольцом 1.
Амортизирующее устройство (фиг. 2 и 12) содержит упругий элемент 13 конической формы, соединенный в центральной части с полым валом 11. В полости вала 11 установлен дополнительный упругий элемент 15 с полусферическим утолщением на торце. Данная конструкция устройства позволяет обеспечить защиту от слабых до мощных динамических ударов в бамперах автомобилей.
Амортизирующее устройство (фиг.2, 13 и 14) снабжено накладкой 18, установленной по торцу кольца 1 со стороны большего конуса спирали 13 с образованием полости. В полости соосно с валом 5 по его торцу установлен упругий элемент в виде или конической 16, или цилиндрической 17 пружины, другой торец которой соответственно обращен к накладке 18. Пружины 16 или 17 повышают нагрузочную способность устройства. Данное техническое решение может использоваться для защиты от вибраций и ударов прецизионного станочного оборудования.
Принцип работы амортизирующего устройства.
Первый случай (фиг. 15). Нагрузка воздействует на кольцо 1. За счет воздействия на кольцо 1 происходит его деформация. Энергопоглощение осуществляется за счет сухого трения и расцепления текстильной застежки, ее петельных 7 и крючковых 8 фрагментов, в правой и левой перифериях упругого элемента 2.
Второй случай (фиг.16). Нагрузка воздействует на вал 5. За счет воздействия на вал 5 происходит его смещение вниз, что сопровождается сухим трением и расцеплением в верхней части упругого элемента 2 фрагментов текстильной застежки 7 и 8.
Третий случай (фиг.17). Нагрузка воздействует на концы вала 5 с образованием крутящего момента. В этом случае энергопоглощение связано с сухим трением и расцеплением фрагментов текстильной застежки 7 и 8 в верхней и нижней частях упругого элемента 2 за счет перекоса вала 5.
Четвертый случай (фиг.8 и 18). На вал воздействует вращательный момент. За счет воздействия вращательного момента один упругий элемент 2 (фиг.18б) накручивается на вал 5, а другой упругий элемент 2 (фиг.18в) скручивается с вала 5. В первом упругом элементе 2 расцепление фрагментов текстильной застежки 7 и 8 происходит на периферийных витках, а во втором упругом элементе 2 - на витках в районе вала 5. При воздействии знакопеременного вращательного момента амортизирующее устройство имеет симметричную нагрузочную характеристику.
Пятый случай (фиг. 10 и 19). На вал 5 воздействует нагрузка в осевом направлении. При воздействии вибрационной нагрузки происходит энергопоглощение за счет сухого трения. При воздействии ударной нагрузки, превышающей усилие расцепления всех взаимодействующих фрагментов текстильной застежки 7 и 8, происходит проскальзывание с сухим трением, что повышает эффективность энергопоглощения.
Технико-экономическая эффективность амортизирующего устройства заключается в его широкой универсальности и способности обеспечить защиту от комплексной динамической нагрузки в диапазоне частот от 0 до нескольких тысяч герц. Наиболее эффективно амортизирующее устройство может использоваться для защиты радиоэлектронного и прецизионного оборудования с резким улучшением их показателей надежности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ | 1992 |
|
RU2032289C1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2035642C1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1990 |
|
RU2044935C1 |
ТРАНСФОРМИРУЕМАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 1992 |
|
RU2007629C1 |
РАДИОЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК | 1992 |
|
RU2013896C1 |
Амортизирующее устройство | 1991 |
|
SU1808175A3 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1989 |
|
SU1834631A1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2050712C1 |
ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЙ ЖГУТ | 1992 |
|
RU2019932C1 |
РАДИОЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК | 1994 |
|
RU2080751C1 |
Использование: машиностроение, радиоэлектроника, транспортные средства. Сущность изобретения: устройство содержит корпус в виде кольца, установленный в нем вал и упругий элемент в виде спирали Архимеда, один конец которой закреплен на валу, а другой на кольце. Энергопоглощающее покрытие нанесено с двух сторон спирали. Вал может быть выполнен полым. В кольце могут быть установлены дополнительные вал с упругим элементом в виде спирали. 11 з.п.ф-лы, 19 ил.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент США N 4595184, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1995-01-27—Публикация
1991-05-13—Подача