СТЕНД ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ Российский патент 1995 года по МПК G01M7/00 

Описание патента на изобретение RU2028592C1

Изобретение относится к испытательной технике и может быть применено при усталостных испытаниях элементов воздушного винта летательного аппарата (ЛА), преимущественно лонжеронов лопастей несущего и рулевого винтов.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является стенд для усталостных испытаний элементов, содержащий станину, установленные на ней силовозбудитель осевого нагружения, узел шарнирного крепления одного конца испытываемого элемента, узел подвески другого конца испытываемого элемента и силовозбудитель изгибающего момента.

Недостатком известного стенда является то, что он не обеспечивает исключение пульсации осевой нагрузки или создание пульсаций осевой нагрузки определенной величины, т.е. не обеспечивают приближение условий испытаний к натурным.

Целью изобретения является приближение условий испытаний к натурным.

Это достигается благодаря тому, что в стенде для усталостных испытаний элементов воздушного винта ЛА, преимущественно лонжеронов лопастей, содержащем станину, узел шарнирного крепления одного конца испытываемого лонжерона, узел тросовой подвески другого конца его, силовозбудитель осевой нагрузки, установленный последовательно с испытываемым лонжероном и связанный с узлом его шарнирного крепления, и силовозбудитель изгибающего момента, силовозбудитель осевой нагрузки выполнен пневматическим и установлен на станине подвижно с помощью шарнирных тяг, на которых установлен груз с регулируемой массой.

Исключение пульсации осевой нагрузки, вызванной деформацией вследствие воздействия изгибающего момента, достигается в случае использования пневматического силовозбудителя его установкой с помощью шарнирных тяг на подвижной раме.

Величина пульсаций растягивающей осевой нагрузки (или ее исключение) в соответствии с заданным эксплуатационным циклом испытаний достигается изменением величины регулируемой массы, установленной на подвижную раму.

Изобретение позволяет осуществлять все виды нагружения, обеспечивающие максимальное приближение к эксплуатационным режимам лопастей: нагружение статической центробежной силой, пульсирующей центробежной силой и изгибающим моментом.

При нагружении испытываемого изделия переменным изгибающим моментом шарнир, имеющий возможность перемещаться вдоль оси испытываемого изделия, совершает колебания с размахом Δl и удвоенной частотой. При этом величина пульсаций растягивающей нагрузки ΔN определяется, в основном, жесткостью пневматического силовозбудителя Сп, которая значительно ниже жесткости испытываемого изделия и стенда Си.с. и составляет ΔN = Сп ˙ Δl, где Сп<< Си.с. Одновременно вследствие колебания подвижного шарнира с размахом Δl вдоль оси испытываемого изделия возникает инерционная сила, направленная вдоль оси испытываемого изделия и равная Р = m ˙ g, где m - масса подвижного шарнира
g = - ускорение, где Δl/2 - амплитуда продольного колебания;
f - частота продольных колебаний.

В результате взаимодействия сил Р и ΔN возникают колебания вдоль оси испытываемого изделия. Причем величины и направление силы Р зависит от частоты колебаний и величины регулируемой массы m.

Резонансная частота продольных колебаний определяется по формуле
f = 9,55f = 9,55 · , где С = ЕА - жесткость
на растяжение, где Е - модуль упругости испытываемого изделия;
А - площадь поперечного сечения;
m - масса подвижного шарнира;
l - длина испытываемого изделия;
α - коэффициент, зависящий от условий закрепления испытуемого изделия.

При испытаниях на частоте, не превышающей резонансную, направление силы Р будет совпадать с силой ΔN.

При испытаниях на резонансной частоте сила Р близка к нулю или равна ему.

При частоте, превышающей резонансную, сила Р начинает действовать в противофазе с силой ΔN, т.е. уменьшать величину пульсирующей растягивающей нагрузки, действующей на испытываемое изделие. Таким образом, манипулируя только величиной регулируемой массы при постоянных остальных величинах, можно создать в испытываемом изделии необходимую величину и направленные инерционной силы.

На фиг.1 изображен стенд, общий вид; на фиг.2 - то же, вид сверху.

Стенд состоит из станины 1, представляющей собой жесткую силовую конструкцию. С одной стороны на станине 1 закреплен неподвижный кронштейн 2, к которому через тендеры 3 и трос 4 крепятся два барабана 5 с шарнирами 6, в которые установлено зажимное приспособление 7 для крепления испытываемого изделия 8. Этот шарнир имеет возможность перемещаться в плоскости, перпендикулярной оси испытываемого изделия. К барабанам 5 прикреплена площадка 9, на которой установлен силовозбудитель изгибающего момента, выполненный в виде механического вибратора 10, приводимого во вращение электродвигателем (на фиг.1 условно не показан). Другой конец испытываемого изделия 8 через аналогичное зажимное приспособление 7, но подвижное вдоль оси испытываемого изделия, и шарниры 6 устанавливается в раме 11, связанной со станиной 1 посредством четырех попарно соединенных шарнирных тяг 12. На траверсах рамы 11 закреплены пневматические силовозбудители 13 осевой нагрузки, опирающиеся на кронштейны 14, закрепленные на станине 1. К торцевой части рамы 11 крепится груз 15 регулируемой массы.

Стенд работает следующим образом.

После установки испытываемого изделия 8 в зажимные приспособления 7 производится его центровка путем регулировки длины тросов 4 с помощью тендеров 3. В пневматических силовозбудителях 13 создается избыточное давление, величина которого определяется величиной статической растягивающей нагрузки испытываемого изделия 8. Правильность центровки и величина статической растягивающей нагрузки контролируется с помощью тензодатчиков, наклеенных в контрольном сечении испытываемого изделия 8.

Нагружение испытываемого изделия 8 знакопеременным изгибающим моментом осуществляется с помощью механического вибратора 10, установленного на подвижном в плоскости, перпендикулярной испытываемому изделию, зажимном приспособлении 7. Изгиб испытываемого изделия 8 вызывает уменьшение расстояния между зажимными приспособлениями 7, причем чем больше изгиб (прогиб), тем на большую величину изменяется расстояние между ними. Так как жесткость пневматического силовозбудителя 13 значительно меньше жесткости испытываемого изделия 8 и стенда, то изменение расстояния между зажимными приспособлениями 7 происходит в основном за счет деформации пневматического силовозбудителя 13, и величина пульсации растягивающей нагрузки определяется жесткостью пневматического силовозбудителя. Для получения необходимой величины пульсации осевой нагрузки на торцевую часть рамы 11 устанавливается необходимая масса 15, подбираемая в процессе настройки стенда.

Таким образом в сравнении со стендом, принятым за прототип, предлагаемая инструкция стенда значительно проще, не содержит сложных гидравлических агрегатов и электронного управления, не требует регулировки в процессе испытаний, а поэтому более надежна, но одновременно позволяет реализовывать нагружение испытываемого изделия теми же видами нагрузок, но более простыми средствами.

Похожие патенты RU2028592C1

название год авторы номер документа
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ 1990
  • Шелковников П.С.
RU2028591C1
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1998
  • Новиков В.И.
  • Горегляд Ю.М.
  • Рогов С.М.
  • Рыбочкин И.В.
RU2137108C1
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Шелковников П.С.
RU2102713C1
Стенд для усталостных испытаний образцов на совместное осевое нагружение и изгиб 1990
  • Шелковников Петр Степанович
SU1758488A1
СТЕНД ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ВЕРТОЛЕТА 1989
  • Белоносов А.П.
  • Березин Г.М.
  • Шварц М.П.
  • Шелковников П.С.
  • Эдельштейн М.Б.
RU2077042C1
Способ усталостных испытаний лопастей воздушного винта и установка для его осуществления 2021
  • Щербань Константин Степанович
  • Федоров Денис Сергеевич
  • Син Владимир Михайлович
RU2767594C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ НА "ЗЕМНОЙ РЕЗОНАНС" ЭЛЕМЕНТОВ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Воронков А.З.
  • Соболь С.Б.
RU2034257C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ СОЧЛЕНЕНИЙ РУКАВОВ ВТУЛКИ С КОРПУСОМ ВТУЛКИ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 2022
  • Рандин Андрей Анатольевич
  • Сударев Алексей Константинович
  • Кочнова Ольга Николаевна
  • Сергеев Сергей Владимирович
RU2795551C1
СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЛЕНТЫ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКИХ ВОЛОКОН ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЕЕ НА РАЗРЫВ 1990
  • Башмаков В.А.
  • Савченко В.П.
  • Сазонов П.Г.
  • Слуцкин В.С.
  • Шварц М.П.
RU2035646C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДЛИННОМЕРНЫХ ПОЛЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРИМЕР ЛОНЖЕРОНА ЛОПАСТИ ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 1994
  • Кирюхин А.И.
RU2084853C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 028 592 C1

Реферат патента 1995 года СТЕНД ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ

Изобретение относится к испытательной технике и может быть применено при усталостных испытаниях элементов воздушного винта летательного аппарата, преимущественно лонжеронов лопастей несущего и рулевого винтов. Цель изобретения - повышение надежности работы стенда и упрощение управления. Стенд содержит станину 1 с узлами крепления и подвески испытываемого элемента 8 и силовозбудители осевой нагрузки 13 и изгибающего момента 10. Выполнение силовозбудителя осевой нагрузки 13 пневматическим и снабжение его грузом с регулируемой массой и его установка на станине 1 с возможностью перемещения с помощью рамы 11 и шарнирно связанных с ней тяг 12 обеспечивает необходимую величину пульсации осевой нагрузки. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 028 592 C1

СТЕНД ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ, преимущественно элементов воздушного винта летательного аппарата, содержащий станину с узлом шарнирного крепления одного конца испытуемого элемента и с узлом подвески свободного конца испытуемого элемента, силовозбудитель осевой нагрузки, связанный с узлом шарнирного крепления испытуемого элемента, и силовозбудитель изгибающего момента, связанный с узлом подвески свободного конца испытуемого элемента, отличающийся тем, что, с целью приближения условий испытаний к натурным, стенд снабжен рамой, закрепленной на станине шарнирно с помощью тяг, силовозбудитель осевой нагрузки выполнен пневматическим, снабжен грузом с регулируемой массой и установлен на раме, а узел подвески свободного конца испытуемого элемента связан со станиной с помощью тросовой системы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2028592C1

Школьник
Л.М
Методика усталостных испытаний, Справочник, М.: Металлургия, 1978, с.169-172.

RU 2 028 592 C1

Авторы

Шелковников П.С.

Даты

1995-02-09Публикация

1991-01-08Подача