Изобретение относится к транспортным средствам, конкретнее к системам, обеспечивающим поддержание температурного режима в салоне транспортного средства.
В качестве прототипа выбирается конструкция транспортного средства (автомобиль), которая содержит двигатель с системой охлаждения, включающей соединенные трубопроводами насос и радиатор, систему отопления салона транспортного средства, соединенную с системой охлаждения двигателя и включающую крановый блок (кран), радиатор отопителя и вентилятор, установленные около патрубка подачи воздуха в салон.
Известное устройство обеспечивает нагрев поступающего в салон воздуха в холодное зимнее время, но не обеспечивает достижения технического результата, заключающегося в подаче в салон прохладного воздуха в жаркое время года (кондиционирования).
Описываемое транспортное средство, содержащее двигатель с системой охлаждения, включающей соединенные трубопроводами насос и радиатор, систему отопления салона транспортного средства, соединенную с системой охлаждения двигателя и включающую крановый блок, радиатор отопителя с каналами, через которые прокачивается теплоноситель, и вентилятор, установленные около патрубка подачи воздуха в салон, снабжено дополнительной магистралью, соединяющей через крановый блок систему охлаждения с радиатором отопителя, радиатор отопителя снабжен термоэлектрической батареей, спаи одной полярности которой взаимодействуют с наружными стенками каналов теплоносителя, а спаи противоположной полярности взаимодействуют с потоком воздуха от вентилятора.
Термоэлектрическая батарея включена в систему электропитания транспортного средства, снабжена переключателем полярности тока и выполнена в виде кольцевых термоэлектрических элементов, одетых по плотной посадке на трубки радиатора отопителя.
Дополнительная магистраль снабжена радиатором, установленным около радиатора системы охлаждения, и насосом, при этом она автономна от системы охлаждения двигателя и соединена с отопителем через крановый блок.
Радиатор дополнительной магистрали соединен с всасом насоса системы охлаждения двигателя, а напор этого насоса соединен с радиатором отопителя через крановый блок.
Описываемое решение обеспечивает кондиционирование салона путем незначительных дополнений, вносимых в конструкцию системы охлаждения двигателя и системы отопления салона. Функция уже существующего элемента - радиатора отопителя становится обратимой.
На фиг.1 изображен общий вид передней части транспортного средства; на фиг. 2 - схема системы охлаждения двигателя с системами отопления и кондиционирования салона, вариант 1 (п.п. 1, 5, 6 формулы); на фиг.3 - то же, вариант 2 (п. п. 1, 5, 7 формулы); на фиг.4 - то же, вариант 3 без собственного радиатора системы кондиционирования; на фиг.5 - сечение А-А на фиг. 1 по радиатору отопителя; на фиг.6 - сечение Б-Б на фиг.5, трубки радиатора отопителя с кольцевыми термоэлементами.
Транспортное средство включает следующие элементы.
В передней части кузова 1 транспортного средства (например, легкового автомобиля) размещены двигатель 2 с системой его охлаждения, включающей насос 3, радиатор 4, соединенные трубопроводами 5, 6, 7.
Система охлаждения двигателя трубопроводами 8, 9 через крановый блок 10 соединена с радиатором отопителя 11 (Крановый блок может представлять собой многопозиционный кран, а также быть выполненным в виде отдельных кранов, устанавливаемых каждый на своем трубопроводе. На существо изобретения это не влияет. Для простоты описания здесь блок представлен в виде отдельных кранов).
Рядом с радиатором 11 установлен вентилятор 12 с электродвигателем 13. Воздуховоды (или патрубки подачи воздуха в салон) 14 связывают отсек, в котором расположен отопитель с салоном (кабиной).
На трубопроводах 8, 9 в блоке кранов 10 установлены краны 15, 16 соответственно.
В первом варианте исполнения (фиг.1 и 2) транспортное средство снабжено радиатором 17 системы кондиционирования, связанным трубопроводами 18, 19 через блок кранов 10 (краны 20 и 21 соответственно) с радиатором отопителя 11. На трубопроводе 18 установлен насос 22. Трубопроводы 18 и 19 представляют собой дополнительную магистраль.
Во втором варианте (фиг.3) радиатор 17 соединен трубопроводом 19 через кран 21 с радиатором 11, трубопроводом 18 с всасом насоса 3. При этом напор насоса 3 соединен трубопроводом 23 через кран 20 с радиатором 11.
В третьем варианте (фиг.4) имеется дополнительный трубопровод (магистраль) 23, соединяющий выход насоса 3 через кран 20 с радиатором 11.
Радиатор 11 включает трубки 24, по которым прокачивается жидкость. На трубки плотно (для обеспечения теплового контакта) установлены кольцевые термоэлектрические элементы 25, соединенные в термоэлектрическую батарею. Батарея термоэлементов через клеммы 26 соединена с генератором транспортного средства.
В корпусе радиатора 11 выполнены отверстия 27 для прокачки воздуха. Снаружи термоэлектрической батареи выполнено оребрение 28. Для лучшего охлаждения воздухом поверхность охлаждения может быть развита в пластинчатый радиатор.
Кроме показанной на чертеже формы радиатора отопителя и термоэлектрической батареи, радиатор может быть выполнен в виде плоских каналов, а батарея набрана из прижатых к ним плоских термоэлементов.
Работает устройство следующим образом.
В холодное время года при посадке водителя и пассажиров в салон заводят двигатель, открывают краны 15, 16. Насос 3 прокачивает охлаждающую жидкость по системе охлаждения через рубашку двигателя и радиатор. По трубопроводу 9 горячая вода через открытый кран 16 поступает в радиатор 11, где отдает тепло воздуху, прокачиваемому вентилятором 12, затем через кран 15 и трубопровод 8 подается на всас насоса 3 и возвращается в систему охлаждения. Воздух по трубам 14 подается в салон.
Термоэлектрические элементы 25 батареи при запуске двигателя запитываются постоянным током с полярностью, при которой за счет эффекта Пельтье тепло отбирается от трубки 24 и через ребра 28 передается воздуху, т.е. холодный спай термоэлемента взаимодействует с трубой, а горячий - с ребрами.
В данном случае термоэлектрические батареи обеспечивают более быстрый прогрев салона по сравнению с обычной системой отопления салона. Это важно при посадке водителя и пассажиров после длительной стоянки на холоде, когда необходимо прогреть салон быстро.
По достижении необходимой температуры в салоне батарея термоэлементов может быть обесточена и температура может поддерживаться только за счет отопителя.
В жаркое время года изменяют полярность клемм термоэлектрической батареи. Холодный спай термоэлемента при этом взаимодействует с ребром 28, а горячий - с трубкой 24.
В первом варианте закрывают краны 15, 16, открывают краны 20 и 21. В этом случае система кондиционирования салона теоретически может работать и при выключенном двигателе (автомобиль на стоянке). При этом питание термоэлектрической батареи и вентилятора должно осуществляться от аккумулятора, но основной режим - работа батареи от генератора.
Насос 22 прокачивает теплоноситель через кран 20, трубки 24 радиатора 11, где термоэлементы 25 за счет эффекта Пельтье отбирают тепло от прокачиваемого вентилятором 12 воздуха и отдают его теплоносителю. Далее теплоноситель через кран 21, трубопровод 19 поступает в радиатор 17, где отдает тепло охлаждающему воздуху окружающей среды.
В варианте 2 (фиг.3) в режиме кондиционирования краны 15, 16 закрыты, краны 20, 21 открыты. Теплоноситель циркулирует по тракту от напора насоса 3 по трубопроводу 23 через радиатор 11, трубопровод 19, радиатор 17 на всас насоса 3.
В варианте 3 (фиг.4) в режиме кондиционирования кран 15 закрыт, краны 16 и 20 открыты. Теплоноситель с напора насоса 3 по магистрали 23 через радиатор 11, трубопроводы 9, 7 поступает в основной радиатор 4 системы охлаждения двигателя, где отдает тепло воздуху.
Необходимые соотношения расходов в трубопроводах обеспечиваются гидравлическим расчетом, а также установкой дроссельных и регулирующих клапанов.
Таким образом, указанная система обеспечивает кондиционирование салона летом и отопление зимой. Достигается это без существенных переделок существующих серийно выпускаемых конструкций автомобилей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТАНОВКА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И НАГРЕВА ВОЗДУХА | 2005 |
|
RU2290575C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2005 |
|
RU2268393C1 |
ОБОГРЕВАТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ГЕНЕРАТОРОМ | 2022 |
|
RU2782078C1 |
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИКРОКЛИМАТА В АВТОМОБИЛЕ | 1997 |
|
RU2131564C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЗАПУСКУ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТЕПЛОВОЗА | 2013 |
|
RU2530965C1 |
ОТОПИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СО ВСТРОЕННЫМ ТЕРМОГЕНЕРАТОРОМ | 2018 |
|
RU2699757C1 |
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БАТАРЕЯ | 2014 |
|
RU2573608C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2422669C1 |
Устройство для создания теплового комфорта оператора транспортного средства | 1988 |
|
SU1618678A1 |
УСТРОЙСТВО ОБОГРЕВА | 2012 |
|
RU2508465C1 |
Использование: в устройствах для отопления и кондиционирования салонов транспортных средств, преимущественно легковых автомобилей. Транспортное средство содержит двигатель (Д) 2 с системой охлаждения, включающей соединенные трубопроводами 5, 6, 7 насос (Н) 3 и радиатор (Р) 4. Система отопления салона включает соединенный с системой охлаждения трубопроводами 8 и 9 через крановый блок (КБ) 10 радиатора (Р) 11. Вместе с вентилятором (В) 12 он установлен у воздуховода (ВХ) (патрубка) 14. Изобретение обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в кондиционировании салона. Для этого около Р 4 установлен Р 17 (не могут быть варианты без дополнительного радиатора), соединенный трубопроводами 18, 19 с Н 22 и КБ 10. Эти элементы образуют дополнительную магистраль. Р 11 снабжен термоэлектрической батарей (ТЭБ), одни спаи которой взаимодействуют с теплообменной поверхностью Р 11, другие спаи - с охлаждающим воздухом. В холодное время горячий теплоноситель от Д 2 по трубопроводу 9 через КБ 10 подается в Р 11, где отдает тепло воздуху, подаваемому В 12. Воздух по воздуховоду 14 поступает в салон. Теплоноситель возвращается в систему охлаждения. В жаркое время КБ 10 переключается на магистраль трубопроводов 18, 19. Насос прокачивает теплоноситель через КБ 10 и Р 11, где ТЭБ за счет эффекта Пельтье отбирает тепло от подаваемого в салон воздуха и отдает его тенлоносителю, который охлаждается воздухом в Р 17. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.
Контрольное приспособление к автоматам для продажи различных предметов | 1925 |
|
SU2108A1 |
Многокрасочный альбом | |||
М.: Машиностроение, 1989, с.18-19, лист 8. |
Авторы
Даты
1995-03-20—Публикация
1992-02-04—Подача