Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям для маломерных судов.
Известен ротор водометного движителя, содержащий ступицу и лопасти, расположенные по винтовой линии в направлении вращения от переднего до заднего среза ступицы, толщина которых уменьшается с увеличением радиуса, а также от срединной части лопасти к ее входящей и выходящей кромкам.
Устройство предназначено для уменьшения скорости реактивной струи и увеличения КПД движителя.
Технический результат достигается тем, что у ротора срединная линия корневого сечения лопасти на участках у переднего и заднего срезов ступицы отклонена от винтовой линии в сторону заднего среза ступицы, входящая кромка наклонена в сторону, противоположную вращению, а выходящая - в сторону вращения, при этом входящая и выходящая кромки выполнены выпукло-вогнутыми в с выпуклостью входящей кромки в сторону заднего среза и выходящей кромки в сторону переднего среза ступицы.
На фиг.1 схематично представлен ротор движителя; на фиг.2 - то же, вид спереди; на фиг.3 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.5 - сечение В-В на фиг.1.
Ротор водометного движителя состоит из ступицы 1 и набора лопастей 2. Каждая лопасть 2 расположена вдоль винтовой линии на поверхности ступицы 1 от переднего среза до заднего среза в направлении вращения. Срединная линия подошвы лопасти на участках у переднего и заднего срезов ступицы отклонена от винтовой линии в сторону заднего среза ступицы. Толщина лопасти меняется с уменьшением по радиусу от оси ступицы с увеличением в направлении от передней кромки 3 до срединной части лопасти и с уменьшением от срединной части до задней кромки 4. Внешняя кромка 5 по отношению к внутренней кромке 6 закручена с наклоном передней кромки 3 в сторону, противоположную вращению, и наклоном задней кромки 4 в сторону вращения. Передняя и задняя кромки 3,4 имеют выпукло-вогнутую форму с выпуклостью передней кромки 3 в сторону заднего среза и с выпуклостью задней кромки 4 в сторону переднего среза.
Ротор работает следующим образом.
Ротор соединен с валом двигателя и расположен в канале на участке за водозаборником. При вращении ротора вода захватывается лопастями 2 и направляется по межлопастным каналам на выход из ротора. Воздействие воды в каналах на лопасти ротора обеспечивает движущую силу судну.
В результате предложенной геометрии лопастей получена конструкция с расширяющимися каналами между лопастями по ходу рабочей среды. При этом площадь входа среды в канал меньше площади выхода среды из канала. Соответственно этому скорость потока на выходе меньше, чем на входе, в результате, по уравнению Бернулли, на выходе из канала давление увеличивается по сравнению с давлением на входе в канал, что дает увеличение КПД движителя.
Эффект увеличения КПД подтвержден на действующих натурных моделях движителя с различными мощностями двигателя (20...30 л.с.), различным шагом лопастей и различным дисковым отношением. Предлагаемый движитель позволил при указанных мощностях и оборотах двигателя 5...5,5 тыс.об/мин получить высокий КПД. Возможность применения движителя при таких числах оборотов позволяет использовать соединение гребного вала с коленчатым валом двигателя без необходимости использовать редуктор.
Роторы предлагаемой конструкции могут использоваться как в одноступенчатой, так и в многоступенчатой системах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВОДОМЕТНАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1996 |
|
RU2114761C1 |
ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОМПЛЕКС ТОРПЕДЫ, СПОСОБ РАБОТЫ И ВАРИАНТЫ ДВИЖИТЕЛЯ | 2020 |
|
RU2757339C1 |
СУДОВАЯ ТУННЕЛЬНАЯ ВИНТОВАЯ ВОДОМЕТНАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 2014 |
|
RU2666983C2 |
ГРЕБНОЙ ВИНТ КОНСТРУКЦИИ КАЛАШНИКОВА | 2010 |
|
RU2452653C2 |
ПУСТОТЕЛАЯ ЛОПАСТЬ СУДОВОГО ГРЕБНОГО ВИНТА | 2008 |
|
RU2368534C1 |
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ-КОНЦЕНТРАТОР | 2009 |
|
RU2438917C2 |
ВОДОМЕТ ДЛЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА | 2008 |
|
RU2401218C2 |
СУДОВОЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2102278C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2359862C2 |
Водометный движитель | 2018 |
|
RU2689900C1 |
Использование: область судостроения, а именно движители маломерных судов. Сущность изобретения: ротор состоит из ступицы 1 и набора лопастей 2. Каждая лопасть расположена вдоль винтовой линии на поверхности ступицы от переднего среза до заднего среза в направлении вращения. Срединная линия подошвы лопасти на участках у переднего и заднего срезов ступицы отклонена от винтовой линии в сторону заднего среза ступицы. Толщина лопасти меняется с уменьшением по радиусу от оси ступицы с увеличением в направлении от передней кромки 3 до срединной части лопасти и с уменьшением от срединной части до задней кромки 4. Внешняя кромка 5 по отношению к внутренней кромке 6 закручена с наклоном передней кромки в сторону, противоположную вращению, и наклоном задней кромки в сторону вращения. Передняя и задняя кромки имеют выпукло-вогнутую форму с выпуклостью передней кромки в сторону заднего среза и с выпуклостью задней кромки в сторону переднего среза. Использование устройства обеспечивает уменьшение скорости реактивной струи для увеличения КПД движителя. 5 ил.
РОТОР ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ, содержащий ступицу и лопасти, расположенные по винтовой линии в направлении вращения от переднего до заднего среза ступицы, толщина которых уменьшается с увеличением радиуса, а также от срединной части лопасти к ее входящей и выходящей кромкам, отличающийся тем, что срединная линия корневого сечения лопасти на участках у переднего и заднего срезов ступицы отклонена от винтовой линии в сторону заднего среза ступицы, входящая кромка наклонена в сторону, противоположную вращению, а выходящая - в сторону вращения, при этом входящая и выходящая кромки выполнены выпукло-вогнутыми с выпуклостью входящей кромки в сторону заднего среза и выходящей кромки - в сторону переднего среза ступицы.
Куликов С.В | |||
и Храмкин М.Ф | |||
Водометные движители | |||
Л.: Судостроение, 1980, с.278. |
Авторы
Даты
1995-03-20—Публикация
1992-02-12—Подача