ВОДОМЕТ ДЛЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА Российский патент 2010 года по МПК B63H11/14 B63H11/12 B63H11/02 

Описание патента на изобретение RU2401218C2

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к судовым движителям, конкретно к движителям с реактивной водяной струей, создаваемой с помощью насосов вращающегося типа, а именно к водометным движителям моторных лодок.

Уровень техники

Известен водометный движитель, содержащий водовод, установленное на валу рабочее колесо, расположенное внутри водовода, плоскость выходного среза которого совпадает с плоскостью выходящих кромок лопастей рабочего колеса, и кронштейн, при этом форма сечений лопастей выполнена клиновой с острой входящей кромкой, а у выходящей кромки каждой лопасти со стороны ее нагнетающей поверхности образован ступенчатый выступ высотой, не превышающей 0,05 длины хорды сечения лопасти рабочего колеса (Патент RU №2096258 С1, М. кл. В63Н 11/0, опубликовано 1997.11.20).

Признаки известного водометного движителя, совпадающие с признаками заявленного технического решения, заключаются в наличии водовода, установленного на валу рабочего колеса, расположенного внутри водовода, при этом форма сечений лопастей выполнена клиновой с острой входящей кромкой.

Причина, препятствующая получению в известном водометном движителе требуемого технического результата, заключается в том, что конструкция известного водометного движителя не позволяет применить его для подвесных лодочных моторов.

Известен водомет для подвесного лодочного мотора, являющийся наиболее близким к заявленной полезной модели (прототип). Известный водомет содержит «улитку», имеющую специально спрофилированный и рассчитанный выход назад, обеспечивающий нужное поджатие струи. К центральной части «улитки» снизу прикреплен водозаборник, оборудованный съемными пластинами защитной решетки и направляющий воду в насос. Водомет содержит также ротор-шнек, который выполнен из алюминия или нержавеющей стали, имеет коническую форму и жестко закреплен на вертикальном валу, который вставляется непосредственно в выходное гнездо коленчатого вала двигателя, заменяя собой штатный вертикальный приводной вал подвесного мотора. Опирается этот вал на специальный подшипниковый узел, имеющий сальниковые уплотнения и смазываемый консистентной водостойкой смазкой через пресс-масленки (см. статью «Подвесные водометные моторы сегодня» в журнале «Катера и яхты», №2 (200) март-апрель 2006 г., стр.140, средний и правый столбцы).

Признаки, являющиеся общими для известного и заявленного технических решений, заключаются в наличии корпуса и водозаборника.

Причина, препятствующая получению в известном техническом решении требуемого технического результата, заключается в наличии «улитки», имеющей специально спрофилированный и рассчитанный выход назад, обеспечивающий нужное поджатие струи, что создает условия для возникновения кавитации.

Сущность изобретения

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в обеспечении стабильности и надежности водометного движителя моторной лодки при его работе вблизи поверхности воды.

Технический результат, опосредствующий решение указанной задачи, заключается в создании условий гарантированного (при всех условиях эксплуатации лодки) попадания воздуха к лопастям рабочего колеса и возникновения на них воздушных каверн, смыкающихся с атмосферным воздухом.

Достигается технический результат тем, что водомет для подвесного лодочного мотора содержит корпус с горизонтальным водоводом, предназначенным для формирования реактивного водяного потока, и газовыми каналами, предназначенными для прохождения отработанных газов подвесного лодочного мотора, установленные в корпусе вертикальный и горизонтальный валы, кинематически соединенные друг с другом, и импеллер, установленный на выходе водовода на свободном конце горизонтального вала, при этом корпус снабжен водозаборным патрубком, расположенным в нижней части корпуса и гидравлически связанным с водоводом, и верхним торцом, предназначенным для соединения водомета с нижней частью дейдвуда подвесного лодочного мотора, а импеллер имеет лопасти, закрепленные на ступице, в которой выполнены радиальные каналы, связанные с газовыми каналами водомета для отвода отработанных газов мотора через ступицу импеллера, а каждая лопасть импеллера выполнена с монотонно увеличивающейся толщиной в направлении от ее переднего края к ее заднему срезу.

Новые признаки заявленного технического решения заключаются в наличии в корпусе водомета газовых каналов, в наличии импеллера, в ступице которого выполнены радиальные каналы, связанные с газовыми каналами водомета для отвода отработанных газов мотора через ступицу импеллера, а также в выполнении каждой лопасти импеллера с монотонно увеличивающейся толщиной в направлении от ее переднего края к ее заднему срезу.

Перечень фигур чертежей

На фиг.1 схематично показан общий вид водомета, на фиг.2 - отдельно в плане импеллер водомета, на фиг.3 - вид А-А на фиг.2.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения

Водомет для подвесного лодочного мотора содержит (фиг.1) корпус 1 с горизонтальным водоводом 2 для прохождения воды и с газовыми каналами 3 для прохождения отработанных газов мотора (двигателя внутреннего сгорания); установленные в корпусе вертикальный 4 и горизонтальный 5 валы, кинематически связанные между собой при помощи шестеренчатой передачи 6; импеллер 7, установленный на свободном (правом на фиг.1) конце вала 5; водозаборный патрубок 8, расположенный в нижней части корпуса 1; верхний торец 9, предназначенный для соединения водомета с нижней частью дейдвуда мотора. Водомет также содержит помпу 10, предназначенную для нагнетания воды системы охлаждения мотора, и механизм включения передачи 11 с тягой 12, предназначенные для включения и выключения передачи вращения от вала мотора на вал 4 водомета.

Импеллер 7 содержит (фиг.2) четыре лопасти 13, закрепленные на ступице 14, в которой выполнены осевые каналы 15, соединяющиеся в газовыми каналами 3 и предназначенные для выхода отработанных газов мотора. При этом каждая лопасть 13 выполнена с монотонно увеличивающейся толщиной в направлении от ее переднего края 16 к ее заднему срезу 17, т.е. в виде клина в поперечном сечении А-А (фиг.3).

Работа водомета заключается в следующем.

При включении передачи при помощи тяги 12 и механизма 11 вращение от вала подвесного мотора посредством вертикального вала 4, шестеренчатой передачи 6 и горизонтального вала 5 передается на импеллер 7. Последний, вращаясь, затягивает через водозаборный патрубок 8 воду из реки, которая поступает по водоводу 2 в направлении импеллера 7 и на выход водовода, создавая необходимую реактивную силу. При этом благодаря клинообразному профилю лопастей импеллера 7 непрерывный поток воды, протекающей по водоводу 2, разбивается на четыре отдельных потока, каждый из которых при этом поджимается «клином» соответствующей лопасти, благодаря чему создается так называемый эффект сопла, повышающий реактивную тягу водомета. Одновременно отработанные газы подвесного мотора проходят по каналам 3 корпуса 1 и через каналы 15 в ступице 14 импеллера 7 выходят вместе с водой из водовода 2, дополнительно разбивая каждый отдельный поток на более мелкие потоки. Этим обеспечивается гарантированное смыкание возникающих на лопастях 13 воздушных каверн с атмосферным воздухом и предотвращение тем самым разрушающей импеллер кавитации.

Похожие патенты RU2401218C2

название год авторы номер документа
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА 2017
  • Колмыков Михаил Валентинович
RU2671592C1
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР 2014
  • Шапыгин Андрей Валерьевич
  • Подсевалов Вадим Вадимович
RU2562095C1
ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНОЕ ВОДОМЕТНОЕ УСТРОЙСТВО 2014
  • Благирев Алексей Вячеславович
  • Воробьев Сергей Евгеньевич
  • Родионов Валерий Андреевич
RU2555396C1
СПОСОБ МОНТАЖА ВОДОМЕТНОЙ НАСАДКИ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА 2018
  • Авдей Владимир Юрьевич
RU2692027C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ 2013
  • Родионов Валерий Николаевич
  • Богданов Артем Вадимович
RU2523862C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2015
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2610754C2
СУДНО, РАМА ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ ДЛЯ СУДНА И ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2013
  • Руостейнен Туомас
  • Рантала Ханну
RU2640494C2
СУДОВОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 2018
  • Тараненко Александр Александрович
  • Воронков Максим Сергеевич
  • Найденов Роман Владимирович
RU2700080C1
СУДОВАЯ ВОДОМЕТНАЯ УСТАНОВКА "ТАТЬЯНА" 1994
  • Пустынцев Александр Алексеевич[Ua]
RU2085438C1
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2723200C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 401 218 C2

Реферат патента 2010 года ВОДОМЕТ ДЛЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА

Изобретение относится к судовым движителям, а именно к водометным движителям моторных лодок. Водомет для подвесного лодочного мотора содержит корпус 1 с горизонтальным водоводом 2 для прохождения воды и с газовыми каналами 3 для прохождения отработанных газов мотора. Установленные в корпусе вертикальный 4 и горизонтальный 5 валы, кинематически связанные между собой при помощи шестеренчатой передачи 6; импеллер 7, установленный на свободном конце вала 5; водозаборный патрубок 8, расположенный в нижней части корпуса 1; верхний торец 9, предназначенный для соединения водомета с нижней частью дейдвуда мотора. Водомет содержит помпу 10, предназначенную для нагнетания воды системы охлаждения мотора, и механизм включения передачи 11 с тягой 12. Импеллер 7 содержит четыре лопасти 13, закрепленные на ступице 14, в которой выполнены осевые каналы 15, соединяющиеся в газовыми каналами 3 и предназначенные для выхода отработанных газов мотора. Каждая лопасть 13 выполнена с монотонно увеличивающейся толщиной в направлении от ее переднего края 16 к ее заднему срезу 17. Обеспечивается стабильность и надежность водометного движителя при его работе вблизи поверхности воды. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 401 218 C2

Водомет для подвесного лодочного мотора, содержащий корпус с горизонтальным водоводом, предназначенным для формирования реактивного водяного потока, и газовыми каналами, предназначенными для прохождения отработанных газов подвесного лодочного мотора, установленные в корпусе вертикальный и горизонтальный валы, кинематически соединенные друг с другом, и импеллер, установленный на выходе водовода на свободном конце горизонтального вала, при этом корпус снабжен водозаборным патрубком, расположенным в нижней части корпуса и гидравлически связанным с водоводом, и верхним торцем, предназначенным для соединения водомета с нижней частью дейдвуда подвесного лодочного мотора, а импеллер имеет лопасти, закрепленные на ступице, в которой выполнены радиальные каналы, связанные с газовыми каналами водомета для отвода отработанных газов мотора через ступицу импеллера, а каждая лопасть импеллера выполнена с монотонно увеличивающейся толщиной в направлении от ее переднего края к ее заднему срезу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2401218C2

Газоводометный движитель 1987
  • Оганян Иосиф Мнацаканович
  • Никитин Леонтий Исаевич
SU1497109A1
US 4631032 A, 23.12.1986
Устройство для измерения силы 1986
  • Лодус Евгений Васильевич
SU1323871A1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1995
  • Ибрагимова Т.Б.
  • Мавлюдов М.А.
  • Салазкин И.В.
  • Овсиенко Е.И.
  • Садовников Ю.М.
RU2096258C1

RU 2 401 218 C2

Авторы

Капустин Андрей Анатольевич

Даты

2010-10-10Публикация

2008-12-12Подача