ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 1995 года по МПК F02K3/00 

Описание патента на изобретение RU2031233C1

Изобретение относится к воздушным турбореактивным двигателям, а именно к двигателям, выполняющим функции разгонного двигателя и вспомогательной силовой установки для самолетов средней и большой протяженности авиалиний.

В качестве прототипа выбран патент Великобритании N 1201526, кл. FIJ опублик. 1968. Однако такой двигатель имеет достаточный диапазон работы.

Цель изобретения - расширение диапазона режимов работы.

Это достигается тем, что воздух после компрессора при помощи лопаточно-кольцевого разделительного устройства делится на два потока, один из которых поступает в камеру сгорания турбокомпрессорного контура, а другой - в камеру сгорания тяговоздушного контура. На взлете, в наборе высоты и при отказе основного двигателя тяговоздушный контур работает в режиме создания максимально возможной тяги, при этом в камере сгорания тяговоздушного контура происходит стехиометрическое сгорание топлива, что соответствует максимальной температуре цикла, не ограниченной конструктивно-технологическими возможностями турбины. Бортовой запуск сжатым воздухом самолетных систем основных двигателей на земле и в полете, обеспечение сжатым воздухом самолетных систем на земле и в полете происходит при "холодном" тяговоздушном контуре. Обеспечение электроэнергией может происходить как при включенном, так и при "холодном" тяговоздушном контуре.

На чертеже изображен продольный разрез предлагаемого двигателя.

Он содержит бироторный многоступенчатый осевой компрессор 1, противоточную кольцевую камеру сгорания 2 турбокомпрессорного контура, двухступенчатую турбину 3, выхлопной патрубок 4, лопаточно-кольцевое разделительное устройство 5, топливный коллектор 6 турбокомпрессорного контура, кольцевую камеру сгорания 7 тяговоздушного контура, топливный коллектор 8 тяговоздушного контура, сопло Лаваля 9, фланцы отбора воздуха 10, синхронизирующую коническую шестерню 11, рессору коробки приводов агрегатов 12.

Бироторный турбокомплекс выполнен из двух роторов, не имеющих спрямляющих аппаратов. На периферии последних ступеней компрессора расположены лопатки турбин, не имеющих собственных дисков. Роторы турбокомпрессора двухопорные: передней опорой служат радиально-упорные шарикоподшипники, опорами задних цапф - pоликоподшипники. Уплотнения опор контактноторцевые. Синхронизация роторов происходит через коническую шестерню.

Предложенное устройство работает следующим образом.

При работе в режиме создания тяги заслонка 13 открыта, заслона 14 закрыта; при отборе сжатого воздуха на "холодном" тяговоздушном контуре заслонка 13 закрыта, заслонка 14 открыта.

Технико-экономическая эффективность предложенного двигателя заключается в расширении его функциональных возможностей, т.е. применения его как в качестве ВСУ с отбором сжатого воздуха, так и в качестве разгонного двигателя для увеличения грузоподъемности, скороподъемности и предотвращения аварийных летных происшествий при отказе маршевого двигателя.

Похожие патенты RU2031233C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ГЕНЕРАЦИИ ГАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЯГИ В ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОМ ДВИГАТЕЛЕ С МНОГОСТУПЕНЧАТЫМ ОСЕВЫМ КОМПРЕССОРОМ И ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Кехваянц Валерий Григорьевич
RU2405959C1
ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ "МАКСИНИО", БЕЗАЭРОДРОМНЫЙ ЭЛЕКТРОСАМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), НЕСУЩЕЕ УСТРОЙСТВО, ТУРБОРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ), ПОЛИСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР, ОБЕЧАЙКА ВИНТОВЕНТИЛЯТОРА, СПОСОБ РАБОТЫ ТУРБОРОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ ЭЛЕКТРОСАМОЛЕТА 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2457153C2
СПОСОБ ПРИВОДА КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА И ШАССИ САМОЛЕТА С ПРИВОДОМ КОЛЕС 2011
  • Ивандаев Сергей Иванович
RU2495792C2
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ РЕАКТИВНЫХ СИЛ ДВИЖЕНИЯ ИЗ ВОЗДУШНО-ДИНАМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РЕАКТИВНОЙ СТРУИ И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Юркин Владимир Ильич
RU2641178C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Сейфи Александр Фатыхович
  • Валиев Фарид Максимович
  • Лиманский Адольф Степанович
  • Каховский Константин Васильевич
RU2707105C2
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Великанова Нина Петровна
  • Гайфуллина Раиса Аглиевна
  • Жильцов Евгений Изосимович
  • Жиляев Игорь Николаевич
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Кадыров Раиф Ясовиевич
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кокорин Владимир Анатольевич
  • Куринный Владимир Сергеевич
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Муртазин Габбас Зуферович
  • Семенова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Тумреев Валерий Иванович
  • Тонких Светлана Юрьевна
  • Ширяев Станислав Федорович
  • Хрунина Нина Ивановна
  • Исаков Ренат Григорьевич
  • Исаков Динис Ренатович
RU2320885C2
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2594828C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2591361C1
СПОСОБ РАБОТЫ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ И ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 2008
  • Перельштейн Борис Хаимович
RU2394996C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1991
  • Чудиков Н.Н.
RU2088781C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 031 233 C1

Реферат патента 1995 года ДВИГАТЕЛЬ

Использование: в самолетах средней и большой протяженности авиалиний. Сущность изобретения: двигатель содержит турбокомпрессорный и тяговый контуры, последний снабжен заслонкой, установленной перед соплом Лаваля, трубопроводом отбора сжатого воздуха, подключенным к тяговоздушному контуру в зоне подачи вторичного воздуха камеры сгорания. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 031 233 C1

ДВИГАТЕЛЬ, содержащий турбокомпрессорный контур, включающий многоступенчатый компрессор с лопатками и разделительным устройством, установленным на его выходе, камеру сгорания и турбину с лопатками, подключенный к разделительному устройству тяговоздушный контур с соплом Лаваля и камерой сгорания, имеющей зону подачи вторичного воздуха, и трубопровод отбора сжатого воздуха, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона режимов работы, тяговоздушный контур снабжен заслонкой, установленной перед соплом Лаваля, при этом компрессор выполнен биротативным, камера сгорания турбокомпрессорного контура - кольцевой, разделительное устройство - лопаточно-кольцевым, лопатки турбины установлены на периферии лопаток компрессора, а трубопровод отбора сжатого воздуха подключен к тяговоздушному контуру в зоне подачи вторичного воздуха камеры сгорания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2031233C1

Способ контроля за полнотой заполнения выработанного пространства при его закладке 1984
  • Штеле Владимир Иванович
  • Кусиньш Янис Янович
SU1201526A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Приспособление для контроля движения 1921
  • Павлинов В.Я.
SU1968A1

RU 2 031 233 C1

Авторы

Фомкин И.И.

Якупов А.Ш.

Коробейников А.Н.

Даты

1995-03-20Публикация

1991-04-15Подача