Изобретение относится к машиностроению, а именно к ремонту трубопроводов, производимому при значительных повреждениях труб, когда проводится замена дефектного участка трубопровода новым участком трубы, и может быть использовано при ремонте нефте- и газопроводов.
Известен способ ремонта трубопроводов, согласно которому в область дефектного участка трубопровода доставляется надувное устройство, в котором создается повышенное давление, в результате чего дефектный участок трубопровода перекрывается.
Недостатком этого способа является ограниченность применения. Он может быть использован только для перекрытия трубопроводов. При применении такого устройства невозможно сжигание остатков продукта на стенках трубы у свариваемых в дальнейшем концов трубопровода. Кроме того, требуется применение специального устройства для сброса давления с целью удаления в дальнейшем пробки из трубопровода.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ ремонта трубопроводов, заключающийся в том, что отсекают продукт перекачки на дефектном участке, затем сливают остатки продукта через имеющийся дефект или технологическое отверстие, вырезают безогневым способом дефектный участок, устанавливают глиняные тампоны (пробки) на концы трубопровода для предохранения попадания в зону сварки паров продукта, сжигают остатки продукта на стенках трубы перед пробками, устанавливают новый участок, приваривают к трубопроводу и удаляют глиняные пробки.
Недостаток этого способа - повышенная трудоемкость, обусловленная набивкой глиняных тампонов, и малая надежность защиты от попадания паров перекачиваемого продукта в зону сварки.
Цель изобретения - уменьшение трудоемкости и повышение безопасности ремонта.
На фиг. 1 показан ремонтируемый участок трубопровода с установленными пробками; на фиг. 2 - пробка перед ее покрытием полимином; на фиг. 3 - пробка после покрытия углубленной части катушки полимином, который предварительно замачивали в воде; на фиг. 4 - пробка, вид с торца.
Способ осуществляют следующим образом.
Первоначально отсекают продукт перекачки на дефектном участке 1 трубопровода 2. Для этого используют специальные задвижки, расположенные на определенных расстояниях друг от друга. Затем через имеющийся дефект или технологическое отверстие (не показано) сливают остатки продукта. Далее проводят вырезку дефектного участка 1 (на фиг. 1 показан пунктиром) безогневым способом (с использованием фрез при малых скоростях оборота и другие безогневые способы вырезки). Одновременно с вырезкой дефектного участка 1 в отдельных емкостях замачивают полимин 3 при соотношении исходных объемов воды и полимина V1 и V2, равных V1/V2 = 4-6. Желательно использовать полимин 3 с дисперсностью его измельчения 0,05-0,1 мм. Поглощение полимином 3 воды осуществляется в течение 1-5 мин. Для ускорения этого процесса проводят непрерывное помешивание полимина 3. Применение указанной дисперсности измельчения полимина 3 дает наибольшие по величине силы взаимодействия молекул между собой (силы когезии) в набухшей массе после полного впитывания влаги полимином. Набухшая смесь намазывается на углубленную часть 4 двух пробок 5 до уровня наибольшего диаметра фланца 6. Затем пробки 5 вводят в концы трубопровода 2, ориентируя фланцами с отверстиями 7 навстречу друг другу. После установки пробок 5 через отверстия 7 к полимину 3 подводят воду (не показано). Набухшая масса полимина 3 продолжает поглощать влагу, увеличивается в объемах, обеспечивая тем самым создание плотного непроницаемого перекрытия трубопровода 2. После этого сжигают продукты перекачки на внутренних стенках трубопровода 2 на участке 8. Полимин 3 не изменяет своих свойств при воздействии на него огня. Кроме того, процесс сжигания, во-первых, существенно ускоряет процесс удаления горючих остатков нефти с внутренней поверхности трубы 2, во-вторых, контролирует герметичность созданного перекрытия на перекрывающем участке. Перед сваркой нового участка трубы повторяют подачу воды к полимину через отверстия во фланцах, т.е. часть воды, расположенная у фланцев с отверстиями, в процессе сжигания остатков нефти на стенках трубопровода испаряется.
После приварки нового отрезка трубы пробки 5 удаляются из трубопровода 2 под действием внутреннего давления продукта перекачки, так как сила сцепления набухшего полимина 3 с телом трубы не выдерживает давления порядка 3-4 МПа, в то время как в трубопроводе большого диаметра величина рабочего давления составляет 8-11 МПа.
При V1/V2=3,0 не вся вода впитывается полимином, часть полимина остается сухой. Это приводит к ненужному перерасходу полимина.
При V1/V2= 7,0 процесс поглощения полимином всей влаги увеличивается в 1,5-2,0 раза.
Сущность изобретения: отсекают продукт перекачки на дефектном участке. Затем сливают остатки продукта через имеющийся дефект или технологическое отверстие, вырезают безогневым способом дефектный участок. Устанавливают тампоны (пробки) на концы трубопровода для предотвращения попадания в зону сварки паров продукта, сжигают остатки продукта на стенках трубы перед пробками. Перед установкой пробок, выполненных в виде цилиндра с фланцами, в одном из которых выполнены сквозные отверстия, между фланцами накладывают предварительно намоченный в воде полимин. Затем пробки устанавливают в трубопровод. Фланцы с отверстиями располагают навстречу друг другу. Затем через отверстия осуществляют подпитку полимина водой. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Галеев В.Б., Сощенко Е.М | |||
и др | |||
Ремонт магистральных трубопроводов и оборудования нефте- и перекачивающих станций | |||
М.:Недра, 1968, с.50. |
Авторы
Даты
1995-03-27—Публикация
1990-06-01—Подача