Изобретение относится к авиационной технике, в частности к авиационному двигателестроению.
В предлагаемом двигателе применен бинарный термодинамический цикл. Полученный тепловой поток в камере сгорания преобразуется во вращение паровой турбины, а созданное в компрессоре давление используется для создания реактивной тяги двигателя. Просасываемый вентилятором холодный воздух поступает для охлаждения конденсатора паровой турбины и отвода тепла от конденсирующегося рабочего тела. В связи с тем, что камера сгорания создает максимально возможную температуру около 2000оС, а в холодильнике используется холодный воздух на высоте 11 км 60оС, предлагаемый двигатель имеет максимально возможный КПД.
Известен двухконтурный турбореактивный двигатель. Его основным недостатком является то, что турбина ограничивает верхний предел температуры газа Т 1483 К и работает за счет перепада давлений перед турбиной. На работу турбины расходуется 2/3 созданного компрессором давления.
Цель изобретения повышение удельной мощности, экономичности и надежности двигателя.
Цель достигается тем, что вместо турбины, работающей на перепаде давлений, установлена паровая турбина, работающая только на температурном градиенте, что позволяет использовать давление компрессора полностью для расширения в сопле и на создание огромного удельного импульса тяги двигателя. Тяга двигателя увеличивается также за счет подогрева воздуха второго контура конденсатором паровой турбины и за счет омывания камер сгорания.
На фиг. 1 изображен двухконтурный турбореактивный двигатель продольный разрез на фиг.2 показано сечение А-А на фиг.1.
Двухконтурный турбореактивный двигатель содержит наружный корпус 1 с расположенным в нем входным устройством 2, вентилятором 3 и выходным устройством 4, размещенный между последними внутренний корпус 5 с установленными в нем компрессором 6 и паровой турбиной 9. Теплообменник-испаритель 8 расположен над паровой турбиной 9. Камера 7 сгорания расположена на втором контуре и интенсивно охлаждается холодным воздухом. Воздушный конденсатор 10 расположен над камерой сгорания и имеет каналы второго контура, воздушный канал 28. На выходе из компрессора 6 расположен охладитель 12 воздуха. Компрессор 6 и паровая турбина 9 разделены лабиринтными уплотнениями 13, в которых выполнены каналы 14 отвода пара и воздуха. Водяной насос 11 соединен трубой 15 низкого давления с забором 22 жидкости, который установлен в канале 16 сбора жидкости. После насоса установлена магистраль 18 высокого давления, которая подключена к подводящему патрубку 23 охладителя. Через отводящий патрубок 24 охладителя проходит магистраль 25 подогретой жидкости и соединяется с подводящим патрубком 26 испарителя. Канал 21 отвода пара соединен через воздушный конденсатор 10 со сливным каналом 17 через стойку 29. Гофрированная перегородка 30 разделяет поток движущегося холодного воздуха второго контура с движущимся навстречу конденсирующимся паром и обладает большой площадью оребрения и высокой теплопроводностью. Редуктор 27 служит для согласования характеристики паровой турбины с вентилятором. Пар из испарителя выходит по направляющим лопаткам 19, а газы вытекают по каналу 20.
Двухконтурный турбореактивный двигатель работает следующим образом.
На старте раскручивается вентилятор 3, через который воздушный поток поступает в компрессор 6 и в прямоточный контур, образованный корпусами 1 и 5. Подается топливо в камеру 7 сгорания, где при подводе тепла за счет его горения увеличивается температура газа. При раскрутке вентилятора 3 через редуктор 27 раскручивается паровая турбина 9, через которую рабочее тело в замкнутом контуре направляется в воздушный конденсатор 10. Воздушный поток через гофрированную перегородку 30 охлаждает рабочее тело и оно конденсируется. Сконденсировавшаяся жидкость по стойке 29 попадает в канал 16 и через заборник 22 и трубу 15 заканчивается насосом 11. Затем жидкость под давлением по трубе 18 попадает в патрубок 23 и охладитель 13 воздуха, а из него по патрубку 24, трубе 25 и патрубку 26 попадает в теплообменник-испаритель 8. Горячие газы из камеры 7 сгорания попадают в теплообменник-испаритель 8, и происходит испарение рабочего тела. По направляющим лопаткам 19 пар под давлением вытекает в турбину 9 и раскручивает ее, а турбина соответственно раскручивает компрессор. Выходной канал 21 пара теплоизолирован от омывающих его горячих газов. Для уменьшения количества ступеней паровой турбины она имеет противодавление, что позволяет повысить температуру конденсации рабочего тела и значительно уменьшить поверхность воздушного конденсатора. Создаваемое противодавление в конденсаторе позволяет также производить подогрев прокачиваемого воздуха второго контура до более высокой температуры и разгонять его за счет энергии межфазового перехода конденсации рабочего тела. Таким образом, сбрасываемое в холодильнике тепло первого контура является нагревателем воздуха второго контура, что значительно увеличивает КПД бинарного цикла. В теплообменнике-испарителе пар нагревается не более 500-550оС, а проходящий через него газ имеет температуру 2000оС, что снижает его габариты до минимальных. Подогрев воздуха второго контура происходит также за счет интенсивного охлаждения камер сгорания, что увеличивает скорость истечения воздуха через канал 28, а значит, возрастает удельный импульс тяги. Для эффективной работы камеры сгорания и испарителя компрессор должен создавать Пк > 60, поэтому на выходе из компрессора установлен охладитель воздуха. Это позволяет снизить температуру воздуха за компрессором и значительно уменьшить мощность паровой турбины для привода компрессора. Одновременно происходит подогрев питательной воды, поступающей из охладителя в испаритель, что также повышает КПД двигателя. Газ под большим давлением вытекает из камеры сгорания и проходит через теплообменник-испаритель 8, где отдает свое избыточное тепло для работы паровой турбины, затем расширяется в сопле Лаваля и разгоняется до высокой скорости истечения. Так как газ расширяется полностью в сопле при максимальном давлении, то и температура его за соплом значительно ниже, чем у существующих реактивных двигателях, а это также повышает КПД двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРЕХКОНТУРНЫЙ ПАРОГАЗОВЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2067683C1 |
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ТЕПЛООБМЕННИКОМ | 1994 |
|
RU2094640C1 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С ВОЛНОВЫМ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИМ ЦИКЛОМ | 1994 |
|
RU2084643C1 |
Комбинированная силовая установка самолета вертикального взлёта и посадки | 2020 |
|
RU2758744C1 |
БЫСТРОХОДНАЯ ПАРОВАЯ ТУРБИНА | 1991 |
|
RU2023169C1 |
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2320885C2 |
ДВУХКОНТУРНЫЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2271461C2 |
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2209329C2 |
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2334115C1 |
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2707105C2 |
Использование: в авиационной технике, преимущественно в авиационном двигателестроении. Сущность изобретения: двигатель содержит наружный и внутренний корпусы 1 и 5 с входным и выходным устройствами 2 и 4. Во входном устройстве 2 размещен вентилятор 3. Во внутреннем корпусе размещены компрессор 6, камера 7 сгорания, газовая турбина 9. Над последней размещен теплообменник-испаритель 8, к которому подсоединен вход паровой турбины 9, а конденсатор 10 последней выполнен в виде воздушного конденсатора, представляющего собой полость между стенкой наружного корпуса 1 и гофрированной перегородкой. 2 ил.
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий соосно размещенные с образованием воздушного канала между их стенками наружный и внутренний корпусы с входным и выполненным в виде сопла выходным устройствами, установленный во входном устройстве наружного корпуса вентилятор, а также размещенные во внутреннем корпусе компрессор, подключенную к нему камеру сгорания и турбину, причем последняя расположена на одном валу с компрессором и вентилятором, а вал установлен по оси корпусов, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен гофрированной перегородкой, охладителем воздуха, насосом и теплообменником-испарителем, подключенным по греющей среде к выходу камеры сгорания и установленным во внутреннем корпусе соосно с турбиной, при этом последняя выполнена в виде паровой турбины, вход которой подсоединен к выходу теплообменника-испарителя, гофрированная перегородка размещена в воздушном канале с образованием воздушного конденсатора паровой турбины, выполненного в виде полости между стенкой наружного корпуса и гофрированной перегородкой, причем полость сообщена с выхлопом паровой турбины и входом насоса, выход которого подсоединен к входу теплообменника-испарителя через охладитель воздуха, установленный на выходе компрессора.
Шляхтенко С.М | |||
Теория воздушно-реактивных двигателей | |||
М., 1975, с.16, рис.1.3. |
Авторы
Даты
1995-04-20—Публикация
1991-10-08—Подача