Комбинированная силовая установка самолета вертикального взлёта и посадки Российский патент 2021 года по МПК F02K7/16 B64C29/04 B64D27/12 F02K1/16 

Описание патента на изобретение RU2758744C1

Комбинированная силовая установка, на водородном топливе, предназначена для ближнемагистральной авиации общего назначения, в частности пилотируемых и беспилотных аэротакси вертикального взлёта и посадки.

Для оценки новизны заявленного решения рассмотрим ряд известных технических средств аналогичного назначения, характеризуемых совокупностью сходных с заявленным устройством признаков.

Известна «двигательная установка Гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) "50-50"- в виде блока четырех турбореактивных двигателей (ТРД) разработки A.M. Люлька тягой на взлете по 17,5 т каждый, имеющих общий воздухозаборник и работающих на единое сверхзвуковое сопло внешнего расширения. На ГСР в качестве топлива использовался сжиженный водород. При пустой массе 36 т ГСР мог принять на борт 16т жидкого водорода (213 м3), для размещения которого отводилось 260 мЗ внутреннего объема.

Особенностью двигателей являлось использование паров водорода для привода турбины, вращающей компрессор ТРД. "Водородный" ТРД был уникален -наша промышленность ни до, ни после этого ничего похожего не делала (экспериментальные образцы подобных двигателей впоследствии разрабатывались лишь в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) и ни разу не доводились до постройки хотя бы опытного образца, см. http ://www.buran.ru/htm/str 147 .htm.

По мнению ряда ученых, за водородными двигателями будущее. Они бесшумны, экологичны и более эффективны, чем двигатели внутреннего сгорания. Однако широкое использование водородных двигателей на транспорте, в том числе на воздушном транспорте, задерживается в виду необходимости преодоления целого ряда факторов, существенно сдерживающих внедрение водородных технологий, а именно:

- дороговизна водородного топлива, поскольку в настоящее время в промышленных масштабах его получают из углеводородов, что ставит эту технологию в зависимость от традиционных источников энергии;

- несовершенные технологии хранения, транспортировки и применения водорода;

- современные способы безопасного хранения водорода требуют большего объёма топливных баков, чем для бензина;

- опасность использования водорода как топлива, обусловленная высокой летучестью водорода и лёгкостью его воспламенения;

- смесь водорода с воздухом взрывоопасна, при этом водород более опасен, чем бензин, так как горит в смеси с воздухом в более широком диапазоне концентраций, к тому же водород, хранящийся в баках при высоком давлении, в случае пробоя бака очень быстро испаряется;

- заправка водородом требуется строительства сети специализированных станций.

В качестве прототипа изобретения выбран пароводородный РТД, содержащий внутренний контур с последовательно установленными в его парово-дородной турбиной, камеру сгорания, подключенную входом к выходу паро-водородной турбины, теплообменник-испаритель и реактивное сопло. /Курзинф Р.И. Реактивные двигатели для больших сверхзвуковых скоростей. М.: Машиностроение, 1989, с.210, рис.6-19/.

К недостаткам прототипа следует отнести сложную систему хранения и подготовки топлива к созданию реактивной тяги: хранение водорода и кислорода в огромных баках, большое лобовое сопротивление кожуха и встроенных в него: испарителя, ожижителя, охладителя, теплообменника-конденсатора и сепаратора со сборником и баком накопителем.

Задачей изобретения является разработка безопасной технологии использования водородного топлива в двигателях самолетов и, кроме того, конструкция силовой установки и ее компоновка на самолете должна быть надежной, простой, экономичной, экологичной, безопасной, обеспечивать существенное снижение лобового сопротивления самолёта, вертикальный взлет и посадку, и повышенный коэффициент полезного действия.

Сущность заявленного технического решения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для решения указанной заявителем технической проблемы и получения обеспечиваемого изобретением технического результата.

Комбинированная силовая установка самолета вертикального взлёта и посадки, включающая корпус, блок форсунок, установленных внутри камеры сгорания, пароводородную турбину и реактивное сопло, характеризуется тем, что силовая установка, в виде центробежного вентилятора высокого давления, с вертикальной осью вращения, встроена в полость крыла и содержит последовательно установленные: бортовой генератор смеси водорода с кислородом, получаемой, преимущественно, из жидкости, на водной основе, камеру сгорания, центробежный сепаратор, интегрированный с центробежной форсункой, запальное устройство, кольцевое сопло, встроенное в воздухозаборник, рабочее колесо и улитку центробежного вентилятора, с плоским реактивным соплом, а также водосборник для сбора конденсата от продуктов горения водорода с кислородом и воды из воздуха или облаков, кроме того, вентилятор скомпонован на одной оси, с плоским, электрическим моторгенератором, и кольцевой заслонкой для изменения вектора тяги.

Заявленная совокупность существенных признаков обеспечивает достижение технического результата, который заключается в следующем:

- снижение лобового сопротивления двигателя по сравнению с турбореактивным двигателем с центробежными компрессорами или двухконтурным ТРД, за счет встраивания силовой установки в полость крыла самолета;

- из конструкции летательного аппарата исключены баки с жидким водородом и кислородом за счет производства водорода и кислорода на борту, из жидкости на водной основе;

- исключены из конструкции силовой установки компрессор, так как гремучая смесь взрывается при атмосферном давлении и не требует сжатия для её горения;

- турбина в горячей зоне, с очень сложными и дорогостоящими лопатками, интегрирована с высокоэкономичным центробежным вентилятором высокого давления;

- обеспечена безопасная система подготовки и транспортировки топливной смеси, которую в виде жидкой пены, подают непосредственно в камеру сгорания через центробежный сепаратор, совмещенный с центробежной форсункой;

- обеспечена возможность дозаправки сырьем (водой) для получения топлива (смеси водорода с кислородом), в полете, из воздуха, облаков и из конденсата от продуктов сгорания;

- за счет плоского моторгенератора с высоким крутящим моментом, обеспечивается снабжение электричеством всех систем самолёта, бортового генератора смеси водорода с кислородом, а также привод центробежного вентилятора в случае аварийной ситуации;

- обеспечивается возможность вертикального взлета и посадки за счет изменения вектора тяги с помощью кольцевой заслонки.

Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан разрез А-А, заявленной силовой установки, при вертикальном взлёте, зависании и посадке, на фиг.2. - тот же разрез при поступательном движении, на фиг.3 - план центробежного вентилятора высокого давления, на фиг. 4 - фрагмент камеры сгорания с центробежным сепаратором, совмещенным с центробежной форсункой и электрозапальником.

На чертежах позициями обозначены: 1 - бортовой генератор смеси водорода с кислородом, 2 - кольцевая камера сгорания, 3 - центробежный сепаратор с топливной форсункой, 4 - электрозапальник, 5 - кольцевое сопло, 6 - воздухозаборник, 7 - рабочее колесо центробежного вентилятора; 8 - улитка центробежного вентилятора; 9 - водосборник, 10 - электрический мотор-генератор, 11 - кольцевая заслонка для изменения вектора тяги.

Силовая установка выполнена в виде центробежного вентилятора высокого давления, с вертикальной осью вращения, и встроена в полость крыла, что снижает лобовое сопротивление самолёта за счет исключения бочкообразного двигателя под крылом.

Решены вопросы безопасного хранения водорода и кислорода (исключены огромные баки с водородом и кислородом), транспортировки и сжигания водорода в кислороде, а также охлаждения камеры сгорания и рабочего колеса центробежного вентилятора за счет производства смеси водорода с кислородом, которую получают, преимущественно, из жидкости на водной основе, в бортовом генераторе смеси водорода с кислородом 1, и подачи её, в виде жидкой пены, прямо в камеру сгорания 2 через центробежный сепаратор, интегрированный с центробежной форсункой 3, где, под действием центробежных сил, пену разделяют на газообразную и жидкую фракции, после чего газообразную фракцию (смесь водорода с кислородом) поджигают запальным устройством 4, а жидкой фракцией, за счет центробежных сил, создаваемых форсункой, опрыскивают внутреннюю поверхность камеры сгорания 2, для её охлаждения. Образующийся, при этом, пар, совместно с ударной волной и продуктами горения водорода в кислороде, с высоким давлением и температурой, на высокой скорости, через кольцевое сопло 5, встроенное в воздухозаборник 6, раскручивают рабочее колесо вентилятора 7, которое, при этом, засасывает из атмосферы воздух и затем, в улитке центробежного вентилятора 8, происходит его смешивание с продуктами горения, подогрев, расширение и создание плоской реактивной струи. Кроме того, улитка оснащена водосборником 9, для сбора конденсата, от продуктов горения водорода в кислороде, и воды - из воздуха или облаков, а вентилятор оснащен электрическим моторгенератором 10 и кольцевой заслонкой 11 для изменение вектора тяги.

Заявленное техническое решение позволяет создать простую в изготовлении и эксплуатации силовую установку с улучшенной экологией для летательного аппарата, обладающего свойствами вертолёта и самолёта, способного обеспечить вертикальный взлёт и посадку, а также высокоскоростной, дальний полёт с возможностью дозаправки водой в воздухе из атмосферы.

Похожие патенты RU2758744C1

название год авторы номер документа
ДИСКОЛЕТ 2004
  • Безруков Юрий Иванович
RU2364551C2
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Балымов Александр Фёдорович
  • Бобров Рауф Каюмович
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Бурлаков Лев Иванович
  • Богданов Александр Иванович
  • Великанова Нина Петровна
  • Голущенко Анатолий Романович
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Зазерский Владимир Дмитриевич
  • Кадыров Раиф Ясавеевич
  • Корнаухов Александр Анатольевич
  • Коломыцева Елена Евгеньевна
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кожин Виктор Георгиевич
  • Ларюхин Сергей Анатольевич
  • Лысова Валентина Петровна
  • Маргулис Станислав Гершевич
  • Мальцева Татьяна Ивановна
  • Мифтахов Ильгиз Инсарович
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Семёнова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Шамсутдинов Марат Ильдарович
  • Шустов Виктор Алексеевич
  • Хамитов Рафаэль Махмутович
  • Ильюшкин Василий Васильевич
  • Коробова Надежда Васильевна
  • Тонких Светлана Юрьевна
RU2271460C2
ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1991
  • Лобановский Юрий Иоасафович
RU2033549C1
ВОДОРОДНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Болотин Николай Борисович
RU2553052C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Великанова Нина Петровна
  • Гайфуллина Раиса Аглиевна
  • Жильцов Евгений Изосимович
  • Жиляев Игорь Николаевич
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Кадыров Раиф Ясовиевич
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кокорин Владимир Анатольевич
  • Куринный Владимир Сергеевич
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Муртазин Габбас Зуферович
  • Семенова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Тумреев Валерий Иванович
  • Тонких Светлана Юрьевна
  • Ширяев Станислав Федорович
  • Хрунина Нина Ивановна
  • Исаков Ренат Григорьевич
  • Исаков Динис Ренатович
RU2320885C2
УСТРОЙСТВО ВИХРЕВОГО ГАЗОВОГО КОМПРЕССОРА ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2019
  • Фролов Михаил Петрович
RU2766496C2
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2591361C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ГИПЕРЗВУКОВОГО САМОЛЕТА 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2594828C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Бурлаков Лев Иванович
  • Великанова Нина Петровна
  • Закиев Фарит Кивиевич
  • Кадыров Раиф Ясавеевич
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кожин Виктор Георгиевич
  • Куринный Владимир Сергеевич
  • Мифтахов Ильгиз Инсарович
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Семенова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Хамитов Рафаэль Махмутович
  • Коробова Надежда Васильевна
  • Тонких Светлана Юрьевна
  • Ширяев Станислав Федорович
  • Хрунина Нина Ивановна
  • Гайфуллина Раиса Аглаевна
RU2271461C2
ДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Шевцов В.Ф.
RU2066777C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 758 744 C1

Реферат патента 2021 года Комбинированная силовая установка самолета вертикального взлёта и посадки

Изобретение может быть использовано в ближнемагистральной авиации. Комбинированная силовая установка включает корпус, блок форсунок, установленных внутри камеры (2) сгорания, пароводородную турбину и реактивное сопло. Силовая установка выполнена в виде центробежного вентилятора высокого давления, с вертикальной осью вращения и встроена в полость крыла. Силовая установка содержит последовательно установленные бортовой генератор (1) смеси водорода с кислородом, камеру (2) сгорания, центробежный сепаратор (3), запальное устройство (4), кольцевое сопло (5), рабочее колесо (7) и улитку (8) центробежного вентилятора. Смесь водорода с кислородом получают преимущественно из жидкости на водной основе. Центробежный сепаратор (3) интегрирован с центробежной форсункой. Кольцевое сопло (5) встроено в воздухозаборник. Улитка (8) центробежного вентилятора выполнена с плоским реактивным соплом. Имеется водосборник (9) для сбора конденсата от продуктов горения водорода в кислороде и воды из воздуха или облаков. Вентилятор скомпонован на одной оси с плоским электрическим мотор-генератором (10) и кольцевой заслонкой (11) для изменения вектора тяги. Технический результат заключается в повышении надежности и упрощении конструкции. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 758 744 C1

Комбинированная силовая установка, включающая корпус, блок форсунок, установленных внутри камеры сгорания, пароводородную турбину и реактивное сопло, отличающаяся тем, что силовая установка в виде центробежного вентилятора высокого давления с вертикальной осью вращения встроена в полость крыла и содержит последовательно установленные: бортовой генератор смеси водорода с кислородом, которую получают преимущественно из жидкости на водной основе, камеру сгорания, центробежный сепаратор, интегрированный с центробежной форсункой, запальное устройство, кольцевое сопло, встроенное в воздухозаборник, рабочее колесо и улитку центробежного вентилятора с плоским реактивным соплом, а также водосборник для сбора конденсата от продуктов горения водорода в кислороде и воды из воздуха или облаков, кроме того, вентилятор скомпонован на одной оси с плоским электрическим мотор- генератором и кольцевой заслонкой для изменения вектора тяги.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2758744C1

Силовая установка летательного аппарата вертикального взлета и посадки, а также летательный аппарат вертикального взлета и посадки, содержащий указанную силовую установку 2018
  • Тедтоев Аслан Солтамбекович
RU2717606C1
МАНЕВРОВЫЙ ЛОКОМОТИВ 2010
  • Носырев Дмитрий Яковлевич
  • Плетнев Александр Игоревич
RU2419564C1
САМОЛЕТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ 2012
  • Артамонов Александр Сергеевич
  • Артамонов Евгений Александрович
RU2490173C1
Водородно-кислородный ракетный двигатель малой тяги 2016
  • Градов Виталий Николаевич
  • Гуляев Юрий Иванович
  • Рыжков Владимир Васильевич
RU2623610C1
Токарный резец 1924
  • Г. Клопшток
SU2016A1

RU 2 758 744 C1

Авторы

Безруков Юрий Иванович

Даты

2021-11-01Публикация

2020-05-10Подача