Изобретение касается управления газотурбинными установками и относится к электронным системам управления газотурбинными двигателями (ГТД) летательных аппаратов.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ управления ГТД [1] путем формирования сигнала управления и сигнала исправности в основном и резервном каналах электронной системы управления, передачи сигнала исправности из основного в резервный и из резервного в основной каналы и по совпадению сигнала управления и сигнала исправности выдачи сигнала управления во внешнюю цепь.
Недостатком указанного способа является невысокая надежность из-за возможной выдачи ложных сигналов управления во внешнюю цепь при отказе, приводящем к ложному формированию сигналов управления в любом из каналов.
Целью изобретения является повышение достоверности способа, а следовательно, надежности управления ГТД за счет блокировки выдачи во внешнюю цепь ложных сигналов управления.
Поставленная цель достигается тем, что управление ГТД осуществляется путем формирования сигнала управления и сигнала исправности в основном и резервном каналах, передачи сигнала исправности из основного в резервный и из резервного в основной каналы и выдачи сигнала управления во внешнюю цепь, причем при наличии сигналов исправности в обоих каналах сигнал управления выдается из основного канала последовательно во внешнюю цепь и далее в резервный канал, а при наличии сигнала неисправности сигнал управления выдается из исправного канала во внешнюю цепь и далее обратно в исправный канал.
Реализация способа поясняется чертежом, на котором изображена система управления газотурбинным двигателем.
Система содержит основной 1 и резервный 2 каналы.
Основной канал содержит программный блок 31, элемент И 4, элемент ЗАПРЕТА 51, реле 6 и 7 с контактами соответственно 8 и 9.
Резервный канал содержит программный блок 32, элемент ЗАПРЕТА 52, реле 10 и 11 с контактами 12 и 13 соответственно, второй элемент ЗАПРЕТА 14. Общим для обоих каналов является электромагнитный клапан 15.
В основном канале 1 программный блок 31, соединен с элементами И 4, с прямым входом элемента ЗАПРЕТА 51 и с обмоткой реле 6, контакты 8 которого подключают обмотку электромагнитного клапана 15 к плюсовой шине источника питания. Инверсный вход элемента ЗАПРЕТА 51 соединен с выходом элемента ЗАПРЕТА 14 резервного канала. Выход элемента 51 соединен с реле 7, контакты 9 которого подключают обмотку электромагнитного клапана 15 к минусовой шине питания.
В резервном канале 2 программный блок 32 соединен с прямыми входами элементов ЗАПРЕТА 14 и 52, с реле 10, контакты 12 которого подключают обмотку электромагнитного клапана 15 к минусовой шине источника питания.
Выход элемента 52 ЗАПРЕТА соединен с реле 11, контакты 13 которого подключают обмотку 15 к плюсовой шине источника питания. Инверсный вход элемента 52 соединен с выходом элемента И 4 основного канала.
Инверсный вход элемента ЗАПРЕТА 14 резервного канала соединен через контакты 9 и 12 с минусовой шиной источника питания.
Устройство работает следующим образом. Рассмотрим три возможных случая его работы.
1. Нормальная работа.
Программные блоки 3 работают независимо друг от друга в каждом из каналов, в фиксированные моменты времени выдают сигналы управления на реле 6 и 10 и на вход элементов 4 и 14 соответственно основного и резервного каналов. При этом срабатывают реле 6 и 10, замыкаются их контакты соответственно 8 и 12 и через рабочую обмотку РО электромагнитного клапана 15 начинает протекать ток от плюсовой шины через контакт 8 основного канала до минусовой через контакт 12 резервного канала. При протекании тока срабатывает электромагнитный клапан ГТД и начинается, например, подача топлива на ГТД.
На второй вход элемента И 4 через замкнутый контакт 8 поступит плюсовой сигнал, на выходе элемента И 4 сформируется единичный сигнал исправности основного канала, который поступит на инверсный вход элемента 52 резервного канала, при этом на выходе этого логического элемента сформируется 0, который не приводит к срабатыванию реле 11, и контакты 13 остаются разомкнутыми.
В свою очередь на инверсный вход логического элемента 14 резервного канала поступит с контакта 12 реле 10 минусовой сигнал, и на выходе этого элемента 14 резервного канала сформируется единичный сигнал исправности резервного канала, который поступит на инверсный вход логического элемента 51 основного канала. На выходе логического элемента 51 сформируется 0, и на вход реле 7 поступит нулевой сигнал, реле не сработает, его контакты 9 останутся разомкнутыми.
2. Программное устройство 31 основного канала 1 осуществляет ложную выдачу сигнала управления. В этом случае срабатывает реле 6 основного канала 1 и замыкаются его контакты 8, однако управляющий ток через РО электромагнитного клапана 15 протекать не будет, так как программное устройство 32 резервного канала 2 управляющий сигнал на реле 7 не выдаст, и контакты 9 его цепи разомкнуты.
При этом на инверсный вход логического элемента 14 резервного канала с контакта 9 реле 7 поступит нулевой сигнал. На выходе этого элемента 14 резервного канала в связи с наличием на втором его входе нулевого сигнала сформируется единичный сигнал исправности, который поступит на первый вход (инверсный) элемента 51 основного канала 1. На второй вход также поступит единичный сигнал управления. В этом случае за счет того, что первый вход элемента 51 работает по НЕ, на выходе его будет 0 и реле 7 на сработает, т.е. его контакты 9 останутся нормально разомкнутыми.
Таким образом, при ложной выдаче управляющего сигнала программным устройством 31 основного канала 1 ток сигнала управления через рабочую обмотку РО электромагнитного клапана протекать не будет, так как в этом случае замкнется контакт одного реле.
3. Произошел отказ в канале (реле 6 или 7 контакты 8 или 9 не замыкаются при подаче управляющего сигнала с программного блока 3). В этом случае на выходе элемента 4 при несрабатывании контактов 8 сформируется нулевой сигнал, который, поступив на инверсный вход элемента 52, при наличии сигнала на его другом входе с выхода программного блока 32 резервного канала 2 сформирует на выходе элемента 52 единичный сигнал. Данный сигнал, поступив на вход реле 11, вызовет замыкание его контактов 13. Это приведет к подаче управляющего сигнала на рабочую обмотку РО электромагнитного клапана от плюса резервного канала 2 через контакты 13 и далее от рабочей обмотки РО на контакты 12 и на минус резервного канала.
При отказе реле 6 и незамыкании контактов 8 сработает реле 7 основного канала 1, замкнутся его контакты 9. Это приведет к подаче управляющего сигнала на рабочую обмотку РО электромагнитного клапана 15 от плюса резервного канала 1 через контакты 13 и далее от рабочей обмотки РО на контакты 9 и на минус основного канала.
Таким образом способ, при котором осуществляется формирование сигнала управления (при исправности обоих каналов управления) в основном канале, передача его во внешнюю цепь и далее в резервный канал обеспечивает прохождение сигнала управления через внешнюю цепь, только при наличии сигнала управления в обоих каналах. Данное условие в случае выдачи сигнала управления по какому-либо каналу не приводит к появлению сигнала во внешней цепи и, как следствие срабатывание, например, электромагнитного клапана. Последнее возможно в случае, если сигналы управления на рабочую обмотку подаются одновременно с обоих каналов.
Наличие в канале сигнала исправности другого канала обеспечивает подключение резервных цепей, т.е. повышение надежности управления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОМПЛЕКСА КОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ | 1998 |
|
RU2124260C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ | 1999 |
|
RU2150775C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОМАНДНО-СТРЕЛЬБОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СТИСТЕМЫ | 2001 |
|
RU2206167C2 |
МНОГОПРОЦЕССОРНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА | 1993 |
|
RU2054710C1 |
РЕЛЕ ВРЕМЕНИ | 1993 |
|
RU2072628C1 |
Измерительная система с автоматическим контролем аналого-цифрового преобразования и блок задания нечувствительности | 1991 |
|
SU1837261A1 |
Система бесперебойного электропитания | 1988 |
|
SU1690080A1 |
КОМАНДНО-СТРЕЛЬБОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА | 2001 |
|
RU2191430C1 |
СПОСОБ КОДИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ | 1993 |
|
RU2120700C1 |
Установка для регулирования положения сооружений | 1991 |
|
SU1795000A1 |
Использование: управление электронными системами управления газотурбинными двигателями. Сущность изобретения: исключена выдача ложных сигналов управления путем выдачи сигнала управления во внешнюю цепь и далее в резервный канал, а при наличии неисправности сигнал управления во внешнюю цепь подается из исправного канала и снова в исправный канал. 1 ил.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ КЛАПАНОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ путем формирования сигналов управления и исправности в основном и резервном каналах и передачи сигнала управления на электромагнитный клапан, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности управления, при наличии сигналов исправности обоих каналов управления сигнал управления передают из основного канала последовательно на электромагнитный клапан и далее в резервный канал, а при отсутствии сигнала исправности канала сигнал управления передают из исправного канала на электромагнитный клапан и далее обратно в исправный канал.
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПОВИДЛА ИЗ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ | 2003 |
|
RU2228107C1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1995-04-30—Публикация
1991-05-29—Подача