УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА Российский патент 1995 года по МПК B60L7/22 

Описание патента на изобретение RU2035322C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на электровозах с питанием от контактной сети постоянного тока.

Известно устройство для рекуперативного торможения электровоза постоянного тока, содержащее первую и вторую группы тяговых электромашин, включенных по схеме генераторов независимого возбуждения с якорными обмотками, подключенными последовательно через соответствующие стабилизирующие резисторы между токоприемником и узлом заземления, третью группу тяговых электромашин, включенных параллельно по схеме генераторов последовательного возбуждения и подключенных через общий регулируемый тормозной резистор и последовательно соединенные обмотки возбуждения тяговых электромашин первой и второй групп между выводами соответствующих стабилизирующих резисторов, резисторы связи, первые выводы которых соединены с соответствующими общими выводами якорных обмоток и обмоток возбуждения тяговых электромашин третьей группы.

Недостаток этого устройства возможность потери механической устойчивости тормозных характеристик устройства в зоне высоких значений скорости электровоза.

Цель изобретения обеспечение устойчивости тормозных характеристик электровоза.

Эта цель достигается за счет того, что вторые выводы резисторов связи подключены к общему выводу тормозного резистора и обмоток возбуждения тяговых электромашин первой и второй групп.

На фиг. 1 дана принципиальная электрическая схема устройства; на фиг. 2 диаграмма включения рекуперативного тормоза; на фиг. 3 тормозные характеристики.

Устройство содержит тяговые электромашины 1-4, включенные по схеме генераторов независимого возбуждения, и такие же машины 5-6, включенные по схеме генераторов последовательного возбуждения. Якорные обмотки машин 1-4, т. е. Я1-Я4, соединены в две параллельные цепи и при помощи стабилизирующих резисторов 7-8 подключены между токоприемником 9 и узлом заземления 10. В этой же цепи находятся быстродействующий выключатель 11 и линейный контактор 12. Машины 5-6 включены по схеме реостатного тормоза последовательного циклического возбуждения с общим регулируемым тормозным резистором 13, другой вывод которого подключен к обмоткам возбуждения ОВ1-ОВ4 машин 1-4. Предусмотрены также резисторы связи 14-15, один вывод каждого из них подключен к общей точке якорной обмотки и обмотки возбуждения машин 5-6, т.е. к точкам Я5-ОВ6 и Я6-ОВ5, а их другой вывод к общей точке резистора 13 и цепи обмоток ОВ1-ОВ4. В цепи машин 5-6 имеется контактор 16.

Устройство работает следующим образом. Пусть в исходном состоянии при движении электровоза со скоростью V на выбеге выключатель 11 замкнут, контакторы 12 и 16 выключены, все машины обесточены. Включение рекуперативного тормоза производят (фиг. 2) контактором 16, замыкая его в момент t0 и включая тем самым машины 5 и 6 по схеме реостатного тормоза. По обмоткам ОВ1-ОВ4 протекает ток возбуждения, причем IB1-4=IB5-6 IB1-6<IЯ5-6; β5-6= IB5-6/IЯ5-6<1, где Я токи якорных обмоток, а В токи обмоток возбуждения соответствующих машин. В обмотках Я1-Я4 появляетcя ЭДC EЯ1-2 EЯ3-4 CVΦ(IB1-4) где С постоянная, а Φ(IВ1-4) магнитный поток, соответствующий току IB1-4.

Машинист электровоза, начиная от момента t1, постепенно уменьшает R13, увеличивая тем самым ток возбуждения машин 1-4 и их ЭДС. При EЯ1-2+ΔUст≈Uкс, ЕЯ3-4+ΔVст≈Uкс включают контактор 12 (момент t2) и продолжают снижать R13, увеличивая ток возбуждения и ЭДС машин 1-4, что обеспечивает протекание тока рекуперации:
I= ,
I= , где Σr сумма сопротивлений якорных цепей машин и эквивалентного сопротивления тяговой сети.

Величина тока рекуперации регулируется резистором R13, соответственно изменяется тормозная сила В (фиг. 3). Резисторы 14-15 обеспечивают механическую устойчивость системы, поскольку во всем диапазоне регулирования имеем dB/dV > 0.

Эффективность изобретения по сравнению с устройствами рекуперации, применяемыми на отечественных электровозах, состоит в существенном упрощении электровоза. При рекуперации используют только то оборудование, которое работает в тяговом режиме. Тормозные характеристики отвечают требованиям устойчивости.

Похожие патенты RU2035322C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕКУПЕРАТИВНЫМ ТОРМОЖЕНИЕМ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Антипов В.А.
  • Буткевич Х.Ю.
  • Ляпустин В.Н.
  • Озембловский А.Ч.
  • Феоктистов В.П.
  • Чумоватов А.И.
RU2062714C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1992
  • Доценко А.П.
  • Лиепа М.А.
  • Пацановский В.П.
  • Сребный Ю.Л.
  • Феоктистов В.П.
  • Чаусов О.Г.
RU2006171C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ РЕОСТАТНЫМ ТОРМОЗОМ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2011
  • Воробьев Владимир Алексеевич
  • Ляпустин Василий Николаевич
  • Феоктистов Валерий Павлович
RU2502625C2
Электропривод электровоза постоянного тока 1991
  • Антюхин Валентин Михайлович
  • Узарс Валдис Янович
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Чуверин Юрий Юрьевич
  • Чумоватов Анатолий Иванович
SU1768415A1
ЭЛЕКТРОВОЗ С ПИТАНИЕМ ОТ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Андриенко Петр Дмитриевич[Ua]
  • Браташ Виктор Александрович[Ua]
  • Варченко Валентин Кириллович[Ua]
  • Иньков Юрий Моисеевич[Ru]
  • Литовченко Виктор Васильевич[Ru]
  • Озеров Михаил Иванович[Ru]
  • Панасенко Николай Васильевич[Ua]
  • Синчук Олег Николаевич[Ua]
  • Феоктистов Валерий Павлович[Ru]
  • Чумак Валерий Викторович[Ua]
RU2048312C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЭЛЕКТРОВОЗА 1991
  • Иньков Юрий Моисеевич[Ru]
  • Литовченко Виктор Васильевич[Ru]
  • Солодунов Александр Михайлович[Lv]
  • Ярец Валерий Владимирович[Lv]
RU2027616C1
Привод электровоза 1975
  • Хоменко Борис Иванович
  • Аваков Виталий Артемович
SU523818A1
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2016
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Баранов Валерий Александрович
  • Викулов Илья Павлович
RU2619499C1
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2015
  • Баранов Валерий Александрович
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Викулов Илья Павлович
RU2610894C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЗА ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА 2012
  • Ляпустин Василий Николаевич
RU2514961C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 035 322 C1

Реферат патента 1995 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА

Использование: в электровозах с питанием от контактной сети постоянного тока. Сущность изобретения: в электровозе с тяговыми электромашинами 1-6, стабилизирующими резисторами 7 и 8, регулируемым тормозным резистором 13 и резисторами 14 и 15 связи последние подключены к общему выводу тормозного резистора 13 и обмоток возбуждения тяговых электромашин 1-4. Это позволяет получить механическую устойчивость тормозной системы во всем диапазоне регулирования. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 035 322 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащее первую и вторую группы тяговых электромашин, включенных по схеме генераторов независимого возбуждения с якорными обмотками, подключенными последовательно через соответствующие стабилизирующие резисторы между токоприемником и узлом заземления, третью группу тяговых электромашин, включенных параллельно по схеме генераторов последовательного возбуждения и подключенных через общий регулируемый тормозной резистор, и последовательно соединенные обмотки возбуждения тяговых электромашин первой и второй групп между выводами соответствующих стабилизирующих резисторов, резисторы связи, первые выводы которых соединены с соответствующими общими выводами якорных обмоток и обмоток возбуждения тяговых электромашин третьей группы, отличающееся тем, что вторые выводы резисторов связи подключены к общему выводу тормозного резистора и обмоток возбуждения тяговых электромашин первой и второй групп.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2035322C1

Трахтман Л.М
Электрическое торможение электроподвижного состава
М.: Транспорт, 1965, с.77-78, рис.105.

RU 2 035 322 C1

Авторы

Антюхин Валентин Михайлович[Ru]

Ким Сен Нам[Kp]

Узарс Валдис Янович[Lv]

Феоктистов Валерий Павлович[Ru]

Чуверин Юрий Юрьевич[Ru]

Даты

1995-05-20Публикация

1991-05-27Подача