УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА Российский патент 2017 года по МПК B60L9/02 B60L15/08 H02P7/00 

Описание патента на изобретение RU2619499C1

Изобретение относится к электрическим системам транспортных средств с двигателями постоянного тока, в частности, к системам регулирования скорости электровозов.

Известно устройство регулирования скорости электроподвижного состава, содержащее две группы тяговых двигателей постоянного тока, общая точка соединения якорных обмоток которых подключена к плюсовой клемме источника питания, один вывод обмотки возбуждения тягового двигателя постоянного тока второй группы подключен к минусовой клемме источника питания, ключевой элемент, вход которого подключен к общей точке соединения якорных обмоток тяговых двигателей постоянного тока первой и второй групп и вывода обмотки возбуждения первой группы тяговых двигателей постоянного тока, свободные выводы обмоток возбуждения двух групп тяговых двигателей постоянного тока соединены между собой, два резистора, один вывод первого резистора подключен к входу ключевого элемента, другой вывод подключен к общей точке соединения резисторов и выхода ключевого элемента, три ключевых элемента, вход первого дополнительного ключевого элемента подключен к выходу второго дополнительного ключевого элемента и общей точке соединения обмоток возбуждения между собой, выход первого дополнительного ключевого элемента подключен к входу второго и свободному выводу второго резистора, третий дополнительный ключевой элемент, вход которого подключен к выходу первого дополнительного ключевого элемента, два резистора, один вывод первого дополнительного резистора подключен к входу третьего дополнительного ключевого элемента, другой вывод подключен к выходу третьего дополнительного ключевого элемента и входу второго дополнительного резистора, свободный вывод которого соединен с минусовой клеммой источника питания (RU №97302, B60L 15/04, бюл. №25 от 10.09.10).

Устройство не позволяет реализовать режимы рекуперативно-реостатного и реостатного торможения в случае отсутствия потребителя энергии.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является устройство регулирования скорости электроподвижного состава, содержащее две группы последовательно соединенных двух обмоток якорей, две группы последовательно соединенных обмоток возбуждения, один вывод которых подключен к земле, два GTO-тиристора, соединенных последовательно, причем катод первого из них подключен к земле, а анод соединен с катодом второго, анод которого соединен с первым выводом обмоток возбуждения, общая точка соединения анода и катода подключена к точке соединения групп обмоток возбуждения, первый контактор, один вывод которого подключен ко второму выводу первой группы обмоток якорей, а второй вывод соединен с первым выводом обмоток якорей второй группы, к которой подключен первый вывод второго контактора, другой вывод которого соединен с общей точкой соединения первого вывода обмоток якорей первой группы, токоприемника, вывода третьего контактора и катода первого диода, анод которого соединен с первым выводом первого контакта тормозного переключателя, второй вывод которого соединен с общей точкой соединения вывода четвертого и пятого контакторов, второго вывода второй группы обмоток якорей и анодом второго диода, катод которого подключен к точке соединения второго вывода третьего контактора и входа импульсного преобразователя, выход которого соединен с общей точкой соединения вывода первой группы обмоток возбуждения, шестого контактора, анода защитного тиристора и анода второго GTO-тиристора, катод защитного тиристора соединен с вторым выводом пятого контактора, второй вывод шестого контактора подключен к общей точке соединения второго вывода четвертого контактора, катода третьего диода и первого вывода второго контакта тормозного переключателя, другой вывод которого соединен с анодом третьего диода и первым выводом реактора, второй вывод которого подключен к общей точке соединения резистора и первого вывода быстродействующего выключателя, другой вывод которого соединен с вторым выводом резистора и землей, обратный GTO-тиристор катодом подключен в аноду второго тиристора, а анодом - к земле (RU 2013103473, B60L 15/04, бюл. №21 от 27.07.2014).

Недостаток данного устройства состоит в том, что оно не позволяет реализовать реостатное торможение в случае отсутствия потребителя необходимой мощности в тяговой сети.

Задача изобретения - расширение функциональных возможностей устройства за счет реализации режимов реостатного и рекуперативно-реостатного торможения помимо режима рекуперативного торможения.

Технический результат достигается тем, что устройство регулирования скорости электроподвижного состава, содержащее тяговые двигатели постоянного тока с последовательно соединенными попарно обмотками якорей и обмотками возбуждения, первый диод, катод которого подсоединен к общей точке соединения токоприемника, первого вывода первого контактора, первого вывода второго контактора и первого вывода первой группы обмоток якорей, другой вывод которой соединен с первым выводом третьего контактора и первым выводом четвертого контактора, другой вывод которого соединен с вторым выводом первого контактора и первым выводом второй группы обмоток якорей, другой вывод которой подключен к общей точке соединения анода второго диода, второго вывода третьего контактора, катода первого тиристора, первого вывода пятого контактора, первого вывода первого контакта тормозного переключателя, второй вывод которого соединен с анодом первого диода, катод второго диода соединен со вторым выводом второго контактора и входом импульсного преобразователя, выход которого подключен к общей точке соединения первого вывода первой группы обмоток возбуждения, анода первого тиристора, катода первого GTO-тиристора, анода второго GTO-тиристора и первого вывода шестого контактора, второй вывод которого подключен к общей точке соединения второго вывода пятого контактора, катода третьего диода, первого вывода второго контакта тормозного переключателя, второй вывод которого соединен с анодом третьего диода и первым выводом реактора, второй вывод которого соединен с первым выводом резистора и первым выводом контакта быстродействующего выключателя, второй вывод которого соединен с общей точкой соединения второго вывода резистора, второго вывода второй группы обмоток возбуждения, анода первого GTO-тиристора, катода третьего GTO-тиристора и земли, дополнительно содержит седьмой контактор, первый вывод которого соединен с первым выводом первой группы обмоток возбуждения, а второй вывод соединен с анодом третьего GTO-тиристора, первым выводом второй группы обмоток возбуждения, катодом четвертого диода и анодом второго тиристора, катод которого соединен с анодом четвертого диода, второго вывода первой группы обмоток возбуждения, катодом второго GTO-тиристора и первым выводом восьмого контактора, второй вывод которого подключен к земле, анод четвертого GTO-тиристора подключен к токоприемнику, а катод - к первому выводу второго резистора, другой вывод которого подключен к общей точке соединения второго вывода третьего контактора, катода первого тиристора, первого вывода пятого контактора, первого вывода первого контакта тормозного переключателя и анода второго диода.

На чертеже приведена схема устройства.

Устройство содержит две группы тяговых двигателей постоянного тока, первые выводы якорных обмоток 1-4 обеих групп которых подключены к контактной сети через токоприемник 5. Между вторым выводом якорных обмоток 1-2 первой группы тяговых двигателей постоянного тока и первым выводом якорных обмоток 3-4 второй группы тяговых двигателей постоянного тока подключен контактор 6, при замыкании которого якорные обмотки обеих групп тяговых двигателей постоянного тока оказываются соединенными между собой последовательно. Контактор 7 одним выводом подключен к токоприемнику 5, а другим - к общей точке соединения первого вывода якорной обмотки 3 второй группы тяговых двигателей постоянного тока и контактора 6. Контактор 8 первым выводом подключен к общей точке соединения якорной обмотки 2 первой группы тяговых двигателей постоянного тока и контактора 6, а вторым - к второму выводу якорной обмотки 4 второй группы тяговых двигателей постоянного тока. Свободные выводы якорных обмоток 1-2 и 3-4 обеих групп тяговых двигателей постоянного тока соединены между собой. При замыкании контакторов 7 и 8 якорные обмотки обеих групп тяговых двигателей постоянного тока оказываются соединенными между собой параллельно. Второй вывод якорной обмотки 4 второй группы тяговых двигателей постоянного тока соединен с анодом диода 9, катод которого подсоединен к входу импульсного преобразователя 10, выход которого подключен к первому выводу последовательно соединенных обмоток возбуждения 11-12 первой группы тяговых двигателей постоянного тока. Анод диода 13 и катод тиристора 14 соединены между собой. К аноду тиристора 14 подключен катод диода 13 и первый вывод обмоток возбуждения 15-16 второй группы тяговых двигателей постоянного тока, другой вывод которых подключен к земле. Первый вывод контактора 17 подключен к земле, а второй - к общей точке соединения второго вывода обмоток возбуждения 11-12 первой группы тяговых двигателей постоянного тока, анода диода 13, катода тиристора 14, второго вывода контактора 17 и катода GTO-тиристора 18, анод которого подключен к первому выводу обмоток возбуждения 11-12 первой группы тяговых двигателей постоянного тока. Контактор 19 одним выводом подключен к первому выводу обмоток возбуждения 11-12 первой группы тяговых двигателей постоянного тока, а другим - к общей точке соединения первого вывода обмоток возбуждения 15-16 второй группы тяговых двигателей постоянного тока, катода диода 13, анода тиристора 14 и анода GTO-тиристора 20, катод которого подключен к земле. Катод GTO-тиристора 21 подключен к аноду тиристора 22, катод которого подключен к аноду диода 9. Первый контакт контактора 23 подключен к первому выводу первого нормально замкнутого первого контакта 24 тормозного переключателя, другой вывод которого подключен к аноду диода 25, катод которого подключен к токоприемнику 5. Первый вывод контактора 26 подключен к токоприемнику 5, а другой - к общей точке соединения катода диода 9 и входа импульсного преобразователя 10. Первый вывод контактора 27 подключен к общей точке соединения второго вывода контактора 23, катода диода 28, первого вывода второго нормально замкнутого контакта 29 тормозного переключателя, другой вывод которого подключен к общей точке соединения анода диода 28 и первого вывода реактора 30, другой вывод которого подключен к первому выводу быстродействующего выключателя 31, другой вывод которого подключен к земле. Первый резистор 32 шунтирует контакты быстродействующего выключателя 31. Второй резистор 33 одним выводом подключен к общей точке соединения второго вывода обмоток якорей 3-4 второй группы тяговых двигателей постоянного тока, второго вывода контактора 8, анода диода 9, первого вывода контактора 23 и первого вывода первого нормально замкнутого контакта 24 тормозного переключателя, а вторым - к катоду GTO-тиристора 34, анод которого подключен к токоприемнику 5.

Устройство работает следующим образом.

Первоначально в режиме последовательного возбуждения контактор 6 замкнут, а контакторы 7 и 8 разомкнуты. Ток якорей обеих групп тяговых двигателей постоянного тока протекает через диод 9, импульсный преобразователь 10, обмотки возбуждения 11-12 первой группы тяговых двигателей постоянного тока, диод 13, обмотки возбуждения 15-16 второй группы тяговых двигателей постоянного тока на землю. Регулирование тока в цепи осуществляется импульсным преобразователем 10. После достижения коэффициентом заполнения преобразователя значения 1 происходит размыкание контактора 6 и замыкание контакторов 7, 8 и 17, 19 при одновременном уменьшении коэффициента заполнения до 0,5. В результате обмотки якорей и обмотки возбуждения обеих групп тяговых двигателей постоянного тока оказываются соединенными параллельно. Регулирование тока в цепи обмоток якорей осуществляется импульсным преобразователем 10. Регулирование тока возбуждения осуществляется при помощи GTO-тиристоров 18 и 20, шунтирующих группы обмоток возбуждения 11-12 и 15-16 тяговых двигателей постоянного тока. GTO-тиристор 21 постоянно открыт для замыкания токов ЭДС самоиндукции. После увеличения коэффициента заполнения до 1 замыкаются контакторы 23 и 27, шунтируя импульсный преобразователь 10.

Режим подпитки током якорей реализуется путем размыкания контакторов 17 и 19. В результате обмотки возбуждения обеих групп тяговых двигателей постоянного тока оказываются соединенными между собой последовательно и через них протекает суммарный ток обеих групп обмоток якорей тяговых двигателей постоянного тока. Регулирование тока возбуждения 11-12 и 15-16 осуществляется при помощи GTO-тиристоров 18 и 20, шунтирующих группы обмоток возбуждения тяговых двигателей постоянного тока.

При независимом возбуждении контакторы 23 и 26 замкнуты, а 27 - разомкнут. В результате цепи обмоток якорей и возбуждения тяговых двигателей постоянного тока разделяются. Ток обмоток якорей обеих групп тяговых двигателей постоянного тока протекает через контактор 23, контакт тормозного переключателя 29, реактор 30 и быстродействующий выключатель 31 на землю. Обмотки возбуждения 11-12 и 15-16 обеих групп тяговых двигателей постоянного тока питаются от контактной сети через контактор 26 и импульсный преобразователь 10. Причем обмотки возбуждения 11-12 и 15-16 обеих групп тяговых двигателей постоянного тока между собой могут быть соединены как последовательно, так и параллельно. Изменение способа соединения осуществляется контакторами 17 и 19. Регулирование тока возбуждения осуществляется при помощи GTO-тиристоров 18 и 20, шунтирующих группы обмоток возбуждения 11-12 и 15-16 тяговых двигателей постоянного тока.

В режиме рекуперации контакты 24 и 29 тормозного переключателя разомкнуты, а контакторы 23 и 26 замкнуты. Питание обмоток возбуждения 11-12 и 15-16 обеих групп тяговых двигателей постоянного тока осуществляется от контактной сети через импульсный преобразователь 10, подключенный замкнутым контактором 26. Регулирование тока возбуждения осуществляется при помощи GTO-тиристоров 18 и 20, шунтирующих группы обмоток возбуждения 11-12 и 15-16 тяговых двигателей постоянного тока. Ток обмоток якорей протекает от земли через замкнутые контакты быстродействующего выключателя 31, реактор 30, диод 28, замкнутый контактор 23, последовательно или параллельно соединенные обмотки якорей 1-2 и 3-4 обеих групп тяговых двигателей постоянного тока через токоприемник 5 в контактную сеть.

В случае отсутствия потребителя требуемой мощности открывается GTO-тиристор 34 и параллельно цепи обмоток якорей подключается резистор 33 для сбора контура реостатного торможения. Регулирование тока обмоток якорей осуществляется GTO-тиристором 34, работающим в импульсном режиме. Регулирование тока возбуждения происходит аналогично режиму рекуперации.

При коротком замыкании в цепи обмоток якорей тяговых двигателей постоянного тока происходит отключение быстродействующего выключателя 31, в результате чего в цепь вводится резистор 32. Одновременно происходит включение тиристоров 14 и 22 и запирание GTO-тиристора 21. Тиристор 22 шунтирует импульсный преобразователь, снимая возбуждение с двигателей, а тиристор 14 пропускает ток короткого замыкания через обмотки возбуждения в противоположном направлении, вызывая интенсивное размагничивание тяговых двигателей постоянного тока.

По сравнению с прототипом реализованы два дополнительных режима рекуперативно-реостатного и реостатного торможения за счет включения GTO-тиристора 34 и резистора 33, подключенных параллельно двум группам якорных обмоток тяговых двигателей постоянного тока, что расширяет функциональные возможности устройства.

Похожие патенты RU2619499C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2015
  • Баранов Валерий Александрович
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Викулов Илья Павлович
RU2610894C1
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2016
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Баранов Валерий Александрович
  • Викулов Илья Павлович
RU2626779C1
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ 2008
  • Солтус Константин Павлович
  • Усвицкий Сергей Александрович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2351483C1
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2016
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Баранов Валерий Александрович
  • Викулов Илья Павлович
RU2629617C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2004
  • Мазнев А.С.
  • Шатнев О.И.
  • Евстафьев А.М.
RU2262456C1
Устройство для рекуперативно-реостатного торможения вагона метрополитена 1987
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Комаров Владимир Георгиевич
  • Корольков Сергей Константинович
  • Карасев Сергей Иванович
  • Скибинский Валерий Александрович
SU1516390A1
Многодвигательный электропривод 1979
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Каяри Энн Паулович
  • Карпенко Анатолий Борисович
  • Киселев Виктор Петрович
SU851719A1
ПРИВОД ЭЛЕКТРОВОЗА 2007
  • Солтус Константин Павлович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2341386C1
Устройство для импульсного регулирования скорости электроподвижного состава 1980
  • Хоменко Анатолий Иосифович
  • Рябцев Геннадий Георгиевич
  • Касаткин Владимир Павлович
SU958156A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2004
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Шатнев Олег Игоревич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2268172C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 619 499 C1

Реферат патента 2017 года УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств с питанием от внешних источников энергоснабжения. Устройство включает в себя четыре тяговых двигателя постоянного тока, обмотки якорей (1)-(4) и обмотки возбуждения (11), (12), (15), (16), контакторы (6), (7), (8), (17), (19), импульсный преобразователь (10), контакторы тормозного переключателя (24), (29), тиристоры (14), (21) и GTO-тиристоры (18), (20), (21), (34). При рекуперативно-реостатном и реостатном торможении обмотки якорей (1)-(4) тяговых двигателей постоянного тока замыкаются через GTO-тиристор (34) на резистор (33). В режиме рекуперативного, рекуперативно-реостатного и реостатного торможения с последовательным и параллельным соединением групп обмоток якорей тяговые двигатели постоянного тока имеют независимое возбуждение. Достигается расширение функциональных возможностей устройства за счет реализации режимов реостатного и рекуперативно-реостатного торможения помимо режима рекуперативного торможения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 619 499 C1

Устройство регулирования скорости электроподвижного состава, содержащее тяговые двигатели постоянного тока с последовательно соединенными попарно обмотками якорей и обмотками возбуждения, первый диод, катод которого подсоединен к общей точке соединения токоприемника, первого вывода первого контактора, первого вывода второго контактора и первого вывода первой группы обмоток якорей, другой вывод которой соединен с первым выводом третьего контактора и первым выводом четвертого контактора, другой вывод которого соединен с вторым выводом первого контактора и первым выводом второй группы обмоток якорей, другой вывод которой подключен к общей точке соединения анода второго диода, второго вывода третьего контактора, катода первого тиристора, первого вывода пятого контактора, первого вывода первого контакта тормозного переключателя, второй вывод которого соединен с анодом первого диода, катод второго диода соединен с вторым выводом второго контактора и входом импульсного преобразователя, выход которого подключен к общей точке соединения первого вывода первой группы обмоток возбуждения, анода первого тиристора, катода первого GTO-тиристора, анода второго GTO-тиристора и первого вывода шестого контактора, второй вывод которого подключен к общей точке соединения второго вывода пятого контактора, катода третьего диода, первого вывода второго контакта тормозного переключателя, второй вывод которого соединен с анодом третьего диода и первым выводом реактора, второй вывод которого соединен с первым выводом резистора и первым выводом контакта быстродействующего выключателя, второй вывод которого соединен с общей точкой соединения второго вывода резистора, второго вывода второй группы обмоток возбуждения, анода первого GTO-тиристора, катода третьего GTO-тиристора и земли, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит седьмой контактор, первый вывод которого соединен с первым выводом первой группы обмоток возбуждения, а второй вывод соединен с анодом третьего GTO-тиристора, первым выводом второй группы обмоток возбуждения, катодом четвертого диода и анодом второго тиристора, катод которого соединен с анодом четвертого диода, второго вывода первой группы обмоток возбуждения, катодом второго GTO-тиристора и первым выводом восьмого контактора, второй вывод которого подключен к земле, анод четвертого GTO-тиристора подключен к токоприемнику, а катод - к первому выводу второго резистора, другой вывод которого подключен к общей точке соединения второго вывода третьего контактора, катода первого тиристора, первого вывода пятого контактора, первого вывода первого контакта тормозного переключателя и анода второго диода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2619499C1

RU 2013103473 A, 27.07.2014
ПРИВОД ЭЛЕКТРОВОЗА 2005
  • Беляев Александр Васильевич
  • Муливенко Алексей Вячеславович
  • Рутштейн Арнольд Максович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2292272C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 1995
  • Мазнев А.С.
  • Шатнев О.И.
RU2076445C1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1

RU 2 619 499 C1

Авторы

Мазнев Александр Сергеевич

Баранов Валерий Александрович

Викулов Илья Павлович

Даты

2017-05-16Публикация

2016-05-04Подача