ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С АВТОМАТИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ЧИСЛОМ Российский патент 1995 года по МПК F16H29/22 F16H1/32 

Описание патента на изобретение RU2036361C1

Изобретение относится к машиностроению и автомобилестроению и может быть использовано для создания автоматических коробок передач трансмиссий рабочих машин, автомобилей. Преимущества автоматических коробок передач перед обычными с ручным управлением заключается в простоте управления машиной (автомобилем) и, как следствие, в большей безопасности, а также в экономичности, в более рациональном расходовании топлива или электроэнергии за счет своевременного изменения передаточного числа.

Известна планетарная передача с автоматически изменяемым передаточным числом, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, центральное колесо, водило, сателлит, обгонную и управляющую муфты. Однако переход от одного передаточного отношения к другому осуществляется путем принудительного включения управляющей муфты.

Задача изобретения-создание устройства, осуществляющего автоматическое изменение передаточного числа в зависимости от нагрузки на ведомом валу.

Для этого в планетарной передаче с автоматически изменяемым передаточным числом, содержащей корпус, ведущий и ведомый валы, центральное колесо, водило, сателлит и обгонную муфту, водило связывают с корпусом посредством обгонной муфты, а сателлит соединяют с ведущим валом карданным шарниром или гибким валом.

Кроме того, передача может быть снабжена балансировочным грузом и балансировочным зубчатым колесом, представляющим собой сателлит, ось которого соединена только с водилом.

На фиг.1 изображена схема планетарной передачи; на фиг.2 то же, вариант выполнения.

Планетарная передача содержит ведущий вал 1 (фиг.1 и 2), карданный шарнир 2 или гибкий вал 3, сателлит 4, центральное зубчатое колесо 5, обгонную муфту 6, зубчатое балансировочное колесо 7, балансировочный груз 8, неподвижную ось 9. Особенность карданного шарнира 2 состоит в передаче момента силы от ведущего вала 1, связанного с двигателем, к сателлиту 4 без изменения величины передаваемого момента как при вращении сателлита вокруг своей оси, так и при его вращении вокруг оси 9. Из известных карданов в этой передаче может быть применен кардан равных угловых скоростей, возможно применение гибкого вала 3 (фиг.2).

Передача крутящего момента от двигателя к рабочему механизму возможна с передаточными числами 1 и i z4/z3, где z4 и z3 количество зубьев центрального зубчатого колеса и сателлита соответственно. Передаточное число устанавливается автоматически в зависимости от соотношения момента силы Мдв, развиваемого двигателем, и момента силы Мн, создаваемого нагрузкой (сопротивлением движению рабочего механизма).

Если Мн > Мдв, то передача работает с передаточным числом i z4/z3, при этом момент, передаваемый от двигателя к центральному зубчатому колесу 5 передачи, равен i˙Мдв, в этом случае имеющаяся в передаче обгонная муфта 6 препятствует перемещению оси сателлита 4 в направлении, противоположном вращению центрального колеса 5, и сателлит 4 вращается только вокруг своей оси.

Если Мн ≅Мдв, то передача работает с передаточным числом 1. В этом случае ось сателлита 4 перемещается вокруг неподвижной оси 9 в одном направлении с колесом 5, угловая скорость вращения колеса 4 становится равной угловой скорости вращения ведущего вала 1.

Схема передачи крутящего момента от колеса 4 к рабочему механизму на фиг.1 и 2 не показана, так как возможно множество ее вариантов.

При работе устройства в режиме с передаточным числом i z4/z3 и при большой скорости вращения сателлита 4, вращающегося вокруг своей оси, момент его количества движения имеет значительную величину, что может создать значительное сопротивление переходу к передаточному числу 1, связанного с изменением направления вектора момента количества движения сателлита 4. Для исключения этого в передаче предусмотрены зубчатое балансировочное колесо 7 и балансировочный груз 8, имеющие одинаковый момент инерции с сателлитом 4 и его валом как при вращении вокруг своей оси, так и вокруг оси 9, при этом результирующий вектор момента количества движения сателлита 4 и колеса 7 должен быть всегда направлен по оси 9 и оси ведущего вала 1, что позволяет сателлиту 4 свободно переходить от вращения вокруг своей оси к вращению вокруг оси 9 и обратно. Направление результирующего вектора момента количества движения по оси 9 достигается тем, что балансировочное колесо установлено относительно оси 9 с таким же наклоном, что и сателлит 4, но расположено диаметрально противоположно по отношению к нему. Зубчатое колесо 7 является сателлитом, соединенным с осью 9 одним общим с сателлитом 4 двуплечим водилом, в основании которого на оси 9 установлена обгонная муфта 6.

Передача работает следующим образом.

После пуска двигателя начинается разгон центрального колеса 5 с ускорением, соответствующим крутящему моменту, равному i˙Мдв, угловая скорость вращения колеса 5 при этом меньше угловой скорости вращения ведущего вала в i раз. После прекращения набора оборотов двигателем продолжается дальнейший разгон колеса 5 (если позволяет полезная нагрузка) с ускорением, соответствующим крутящему моменту, равному Мдв, разгон заканчивается выравниванием угловых скоростей вращения колеса и ведущего вала, таким образом, происходит переход к передаточному числу 1. В случае, если момент от полезной нагрузки превышает по величине крутящий момент двигателя, начинается замедление вращения ведомого колеса 5 и его угловая скорость в конечном счете уменьшается в i раз, а вся передача переходит с передаточного числа 1 к передаточному числу i z4/z3. Работа передачи с передаточным числом 1 возможна не только при постоянном числе оборотов двигателя, но и в том случае, когда двигатель набирает обороты с ускорением, соответствующим (равным) ускорению движения рабочего механизма, если крутящий момент, создаваемый двигателем, не меньше момента от нагрузки.

Двух передаточных чисел может быть достаточно для ряда машин и механизмов. Для получения большего диапазона передаточных чисел (несколько ступеней) возможно последовательное соединение двух или более предлагаемых передач. Например, при последовательном соединении передачи с передаточными числами 1 и 1,7 и передачи с передаточными числами 1 и 2,6 может быть получена автоматическая четырехступенчатая коробка передач с передаточными числами 1; 1,7; 2,6; 4,42.

Похожие патенты RU2036361C1

название год авторы номер документа
УСТАНОВКА ВЫСОКОМОМЕНТНОГО РЕДУКТОРНОГО ТУРБОБУРА 2011
  • Плотников Дмитрий Михайлович
RU2456425C1
СООСНЫЙ РЕДУКТОР 2013
  • Денисов Юрий Геннадьевич
  • Сызранцев Владимир Николаевич
  • Вибе Вячеслав Петрович
RU2529943C1
Бурильная машина 2002
  • Носов О.Н.
RU2224076C1
БЕЗВОДИЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА 2011
  • Волков Глеб Юрьевич
  • Курасов Дмитрий Алексеевич
  • Колмаков Станислав Витальевич
RU2466315C1
ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР С ДВУМЯ СООСНЫМИ ВЫХОДНЫМИ ВАЛАМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ВРАЩЕНИЯ 2016
  • Токарь Анатолий Степанович
RU2729324C2
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ 1999
RU2162799C2
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ 2019
  • Биянов Олег Вениаминович
RU2712714C1
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ 2007
  • Мулухов Казбек Казгериевич
RU2347965C1
Зубчатая безводильная планетарная передача 2016
  • Волков Глеб Юрьевич
  • Колмаков Станислав Витальевич
RU2617887C1
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С УСТРОЙСТВОМ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ РАДИАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ОТ КОНТАКТИРУЮЩИХ ЗУБЬЕВ 2017
  • Токарь Анатолий Степанович
RU2668451C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 036 361 C1

Реферат патента 1995 года ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С АВТОМАТИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ЧИСЛОМ

Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: планетарная передача содержит корпус, ведущий и ведомый валы, центральное колесо, водило, сателлит, обгонную муфту. Водило связано обгонной муфтой с корпусом. Сателлит связан с ведущим валом карданным шарниром или гибким валом. Передача имеет балансировочный груз и балансировочное зубчатое колесо в виде сателлита, ось которого соединена только с водилом. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 036 361 C1

1. ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С АВТОМАТИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ЧИСЛОМ, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, центральное колесо, водило, сателлит и обгонную муфту, отличающаяся тем, что водило связано с корпусом посредством обгонной муфты, а сателлит с ведущим валом карданным шарниром или гибким валом. 2. Передача по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена балансировочным грузом и балансировочным зубчатым колесом, представляющим собой сателлит, ось которого соединена только с водилом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2036361C1

Волков Д.П
и Крайнев А.Ф
Трансмиссии строительных и дорожных машин
М.: Машиностроение, 1974, с.264, рис.85а.

RU 2 036 361 C1

Авторы

Бондарев Олег Викторович

Даты

1995-05-27Публикация

1991-10-15Подача