ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ Российский патент 2009 года по МПК F16H3/44 

Описание патента на изобретение RU2347965C1

Изобретение относится к зубчатым передачам с возможностью автоматического изменения передаточного отношения в зависимости от изменения нагрузки на привод и может быть использовано преимущественно для автомобильного транспорта.

Известна планетарная передача с автоматически изменяемым передаточным числом, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, центральное колесо, водило, сателлит и обгонную муфту, причем передача имеет балансировочный груз и балансировочное зубчатое колесо в виде сателлита, ось которого соединена только с водилом (см. патент RU №2036361, МПК8 F16H 29/22, 1/32, опубл. 27.05.1995 г.).

Недостатками аналога является несоответствие отношения оптимальному значению в условиях частых изменений нагрузки при движении автомобиля, большие габаритные размеры передачи, возникновение гироскопических моментов и сил, отрицательно влияющих на управляемость автомобиля, высокая стоимость и низкое значение КПД.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому техническому решению является планетарная передача, включающая корпус, ведущий вал, жестко соединенный с внутренним центральным цилиндрическим зубчатым колесом, цилиндрический сателлит, шарнирно установленный на внутреннем водиле, наружное центральное цилиндрическое колесо с внутренними зубьями, наружное водило и выходной вал (см. Кудрявцев В.Н. Детали машин. Л.: Машиностроение, 1980, с.210, рис.12.5).

Недостатками прототипа являются ограниченная тяговая способность и большие габаритные размеры, связанные с использованием фрикционного вариатора; необходимость ручного управления для изменения передаточного отношения.

Задачей предлагаемого технического решения является увеличение тяговой способности, сокращение габаритных размеров.

Технический результат заключается в обеспечении автоматического регулирования передаточного отношения.

Решение технической задачи достигается тем, что известная планетарная передача с регулируемым передаточным отношением, включающая корпус, ведущий вал, жестко соединенный с внутренним центральным цилиндрическим зубчатым колесом, цилиндрический сателлит, шарнирно установленный на внутреннем водиле, наружное центральное цилиндрическое колесо с внутренними зубьями, наружное водило и выходной вал, дополнительно снабжена двумя центральными коническими зубчатыми колесами, соединенными с наружным центральным цилиндрическим колесом, при этом одно из конических колес соединено жестко, а второе - с помощью муфты свободного хода одностороннего действия и скреплено с соосным тормозным ободом, коническим сателлитом, шарнирно установленном на наружном водиле и входящим в зацепление с центральными коническими колесами, кулачковой муфтой с торцовыми кулачками, одна из полумуфт которой закреплена на внутреннем водиле, а другая - на выходном валу с возможностью осевого перемещения и кинематической связью с подпружиненным штоком управляющего гидроцилиндра, полость которого соединена трубопроводом с полостью тормозного гидроцилиндра, на штоке которого установлен тормозной ролик, взаимодействующий с тормозным ободом, муфтой сцепления, одна из полумуфт которой соединена с наружным водилом, а другая - с подвижной полумуфтой кулачковой муфты, муфтой свободного хода одностороннего действия, установленной между наружным водилом и корпусом.

Между управляющим гидроцилиндром и кулачковой муфтой установлен двуплечий рычаг, шарнирно закрепленный на корпусе, и соединенный с помощью кинематических пар с одной стороны со штоком управляющего гидроцилиндра, а с другой - с подвижной полумуфтой кулачковой муфты.

Ведомая полумуфта муфты сцепления соединена с наружным водилом посредством двухступенчатой соосной передачи из цилиндрических колес.

Данная конструкция позволит увеличить тяговую способность, сократить габаритные размеры и обеспечить возможность автоматического регулирования передаточного отношения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена общая кинематическая схема планетарной передачи, а на фиг.2 - вид А на фиг.1.

Планетарная передача с регулируемым передаточным отношением состоит из корпуса 1, ведущего вала 2, на котором закреплено внутреннее центральное цилиндрическое зубчатое колесо 3, входящее в зацепление с цилиндрическим сателлитом 4, который с противоположной стороны входит во внутреннее зацепление с наружным центральным цилиндрическим колесом 5. Сателлит 4 шарнирно установлен на внутреннем водиле 6, а колесо 5 жестко соединено с наружным водилом 7, на наружном водиле 7 шарнирно установлен конический сателлит 8, входящий в зацепление с двумя центральными коническими колесами 9 и 10, одно из которых 9 жестко соединено с наружным водилом 7, а другое 10 посредством муфты свободного хода одностороннего действия 11. Внутреннее водило 6 соединено с выходным валом 12 с помощью кулачковой муфты с двусторонними торцовыми кулачками и состоит из двух полумуфт 13 и 14, при этом полумуфта 13 жестко закреплена на внутреннем водиле 6, а полумуфта 14 с возможностью осевого перемещения вдоль выходного вала 12. Кроме того, полумуфта 14 кинематически соединена с подпружиненным штоком 15 управляющего гидроцилиндра 16. В поршневой полости гидроцилиндра 16 установлена пружина сжатия 17. Поршневая полость управляющего гидроцилиндра 16 трубопроводом 18 соединена с поршневой полостью тормозного гидроцилиндра 19. В тормозном гидроцилиндре 19 установлен поршень со штоком 20, на котором смонтирован тормозной ролик 21, взаимодействующий с тормозным ободом 22, соосно закрепленный на коническом колесе 10. Тормозной обод 22 может быть выполнен из упругого материала или пневмошины. Между корпусом управляющего гидроцилиндра 16 и поршнем 20 установлена пружина сжатия 23. Между наружным водилом 7 и кулачковой муфтой 13, 14 установлена муфта сцепления, состоящая из двух полумуфт 24, 25, одна из которых ведомая 24 кинематически соединена с наружным водилом 7, а другая ведущая 25 с подвижной полумуфтой 14 кулачковой муфты. Между наружным водилом 7 и корпусом 1 установлена муфта свободного хода одностороннего действия 26.

Кинематическое соединение подвижной полумуфты 14 с подпружиненным штоком 15 управляющего гидроцилиндра 16 выполнено с помощью двуплечего рычага 27, шарнирно установленного на корпусе 1, и соединенного с помощью кинематических пар с одной стороны с полумуфтой 14, а с другой - со штоком 15 управляющего гидроцилиндра 16.

Кинематическое соединение ведомой полумуфты 24 муфты сцепления с наружным водилом 7 осуществляется через двухступенчатую соосную передачу, состоящую из цилиндрических зубчатых колес 28, 29, 30, 31, образующих возвратный ряд.

Планетарная передача с регулируемым передаточным отношением работает следующим образом.

При пуске на привод действует повышенный момент сопротивления на выходном валу 12. Это вызывает осевое перемещение подвижной полумуфты 14 вправо (см. фиг.1).

Через двуплечий рычаг 27 усилие передается на поршень управляющего гидроцилиндра 16. Масло под давлением по трубопроводу 18 поступает в тормозной гидроцилиндр 19. При движении поршня 20 вниз преодолевается усилие сжатия от пружины 23 и тормозной ролик 21 выходит из контакта с тормозным ободом 22. В этом режиме передача имеет максимальное передаточное отношение. Вращению наружного водила 7 с центральным колесом 5 от реактивного момента препятствует муфта свободного хода одностороннего действия 26. Применительно к автомобильному транспорту такой режим должен соответствовать первой передаче. По мере разгона автомобиля по горизонтальной дороге происходит уменьшение момента сопротивления движению на выходном валу, что вызывает смещение подвижной полумуфты 14 влево. Это приводит к замыканию муфты сцепления 24, 25. Наружное водило 7 начинает принудительно вращаться вместе с центральным колесом 5 в том же направлении как внутреннее водило 6. Передаточное отношение уменьшается и может быть доведено до уровня второй - третьей передачи в автомобиле. Пружина 17 перемещает поршень управляющего гидроцилиндра 15 вправо и давление масла в трубопроводе и соответственно в поршневой полости тормозного гидроцилиндра 19 падает. Под действием пружины 23 шток 15 выдвигается и тормозной ролик 21 прижимается к тормозному ободу 22. При этом происходит торможение центрального конического колеса 10, а вращение конического сателлита 8 увеличивает угловую скорость вращения центрального конического колеса 9 и соответственно колеса 5. При полном затормаживании колеса 10 скорость вращения колес 9 и 5 возрастает вдвое. Передаточное отношение в этом случае может быть плавно доведено до уровня прямой передачи в автомобиле и даже до уровня повышающей передачи (мультипликатор), если это потребуется.

При движении автомобиля на спуск происходит изменение направления крутящего момента на выходном валу 12. Применение кулачковой муфты с торцовыми кулачками с двусторонним симметричным скосом обеспечивает движение автомобиля на спуск на той же скорости как и при подъеме, что является правилом движения на наклонных участках трассы.

Использование планетарной передачи с регулируемым передаточным отношением по сравнению с прототипом позволит увеличить тяговую способность, сократить габаритные размеры и обеспечить возможность автоматического регулирования передаточного отношения.

Похожие патенты RU2347965C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 2012
  • Смирнов Геннадий Владимирович
RU2518136C2
Механизм привода промышленного робота 1989
  • Пархоменко Анатолий Леонтьевич
  • Трищ Григорий Григорьевич
  • Удалов Дмитрий Анатольевич
SU1660959A1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР ФМВ 1995
  • Фокин Михаил Васильевич
RU2088428C1
Привод трубопроводной запорной арматуры 2002
  • Хохряков Б.Г.
  • Бакалов С.И.
  • Штин И.В.
RU2225558C1
Фрикционно-обгонная муфта преимущественно инерционно-импульсных механизмов 1984
  • Иванов Константин Самсонович
  • Ишутин Анатолий Валентинович
SU1143906A1
ИНЕРЦИОННАЯ МУФТА 1992
  • Кочетков Борис Федорович
RU2047017C1
ЗУБЧАТАЯ ОБГОННАЯ МУФТА 2005
  • Пылаев Борис Васильевич
  • Шамин Андрей Александрович
RU2298711C2
Механизм распределения мощности в трансмиссии автомобиля 2014
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семёнов Александр Георгиевич
  • Дидиков Роман Александрович
RU2618830C2
ВЕЛОСИПЕДНАЯ ВТУЛКА С ВНУТРЕННИМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ 1998
  • Сеге Акихико
RU2182095C2
ВЕЛОСИПЕДНАЯ ВТУЛКА С ВНУТРЕННИМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ 1998
  • Утияма Юдзуру
RU2215666C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 347 965 C1

Реферат патента 2009 года ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ

Изобретение относится к зубчатым передачам с автоматическим изменением передаточного отношения в зависимости от нагрузки на привод и может быть использовано преимущественно для автомобильного транспорта. Планетарная передача содержит внутреннее центральное цилиндрическое зубчатое колесо (3), цилиндрический сателлит (4), установленный на внутреннем водиле (6), наружное центральное цилиндрическое колесо (5) с внутренними зубьями, наружное водило (7). Два центральных конических зубчатых колеса (9, 10) соединены с наружным центральным цилиндрическим колесом (5). Конический сателлит (8) установлен на наружном водиле (7) и зацеплен с центральными коническими колесами. Одна из полумуфт (13) кулачковой муфты закреплена на внутреннем водиле (6), а другая (14) - на выходном валу (12) с возможностью осевого перемещения и кинематической связью - с подпружиненным штоком (15) управляющего гидроцилиндра (16), полость которого соединена трубопроводом с полостью тормозного гидроцилиндра (19). На штоке установлен тормозной ролик (21), взаимодействующий с тормозным ободом (22). Ведомая полумуфта (24) муфты сцепления соединена с наружным водилом (7), а ведущая (25) - с подвижной полумуфтой (14) кулачковой муфты. Это позволит увеличить тяговую способность, сократить габаритные размеры и обеспечить возможность автоматического регулирования передаточного отношения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 347 965 C1

1. Планетарная передача с регулируемым передаточным отношением, включающая корпус, ведущий вал, жестко соединенный с внутренним центральным цилиндрическим зубчатым колесом, цилиндрический сателлит, шарнирно установленный на внутреннем водиле, наружное центральное цилиндрическое колесо с внутренними зубьями, наружное водило, выходной вал, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена двумя центральными коническими зубчатыми колесами, соединенными с наружным центральным цилиндрическим колесом, при этом одно из конических колес соединено жестко, а второе - с помощью муфты свободного хода одностороннего действия и скреплено с соосным тормозным ободом, коническим сателлитом, шарнирно установленным на наружном водиле и входящим в зацепление с центральными коническими колесами, кулачковой муфтой с торцовыми кулачками, одна из полумуфт которой закреплена на внутреннем водиле, а другая - на выходном валу с возможностью осевого перемещения и кинематической связью - с подпружиненным штоком управляющего гидроцилиндра, полость которого соединена с полостью тормозного гидроцилиндра с подпружиненным штоком, на котором смонтирован тормозной ролик, взаимодействующий с тормозным ободом, муфтой сцепления, одна из полумуфт которой соединена с наружным водилом, а другая - с подвижной полумуфтой кулачковой муфты, муфтой свободного хода одностороннего действия, установленной между наружным водилом и корпусом.2. Планетарная передача по п.1, отличающаяся тем, что между управляющим гидроцилиндром и кулачковой муфтой установлен двуплечий рычаг, шарнирно закрепленный на корпусе и соединенный с помощью кинематических пар с одной стороны со штоком гидроцилиндра, а с другой - с подвижной полумуфтой кулачковой муфты.3. Планетарная передача по п.1, отличающаяся тем, что ведомая полумуфта муфты сцепления соединена с наружным водилом посредством двухступенчатой соосной передачи из цилиндрических колес.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2347965C1

Планетарная коробка передач 1987
  • Зубарев Николай Иванович
  • Клименко Владислав Витальевич
  • Николаев Владислав Павлович
SU1573265A1
Устройство для управления планетарной коробкой передач 1980
  • Константинов Валерий Леонидович
  • Лифшиц Исаак Иосифович
SU937833A1
Устройство для управления коробкой передач 1977
  • Лившиц Исаак Иосифович
  • Ефанов Анатолий Васильевич
SU697768A1
Планетарная коробка передач транспортного средства 1976
  • Щельцын Николай Александрович
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Ромашат Владимир Алексеевич
  • Пантюхин Михаил Григорьевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Зубарев Николай Иванович
  • Гречушников Виталий Иванович
SU640875A1

RU 2 347 965 C1

Авторы

Мулухов Казбек Казгериевич

Даты

2009-02-27Публикация

2007-11-21Подача