Изобретение относится к электромашиностроению.
Известна электрическая машина, в которой имеется корпус с ребрами и подшипниковыми узлами, образующими камеру, в которой находится ротор с напорным элементом и статор. Благодаря тому, что на одной из боковых поверхностей корпуса образована дополнительная камера, сообщающаяся с первой при помощи отверстий корпуса, в зоне лобовых частей обмотки статора повышается эффективность охлаждения.
Недостаток конструкции состоит в наличии напорного элемента, увеличивающего механические потери.
Наиболее близкой к заявляемой, взятой за прототип, является жидкостнозаполненная электрическая машина, содержащая корпус, сердечник с обмоткой, ротор, подшипниковые щиты. Машина погружена в жидкость. Циркуляция жидкости осуществляется с помощью вентилятора.
Наличие вентилятора увеличивает потери мощности машины, уменьшает ее КПД.
Цель изобретения состоит в улучшении охлаждения без снижения КПД машины.
Поставленная цель достигается за счет того, что в жидкостнозаполненной электрической машине, содержащей корпус, сердечник с обмоткой, ротор и подшипниковые щиты, непосредственно в зоне лобовых частей размещены кольцевые трубопроводы, снабженные на торцевой поверхности рядом отверстий, причем каждый трубопровод имеет в верхней части конусное ответвление также с отверстиями по торцевым сторонам, а в корпусе в зоне конусных ответвлений установлены тонкостенные колпаки.
Трубопроводы и колпаки выполнены из материала с большим коэффициентом теплопроводности, чем материал корпуса и подшипниковых щитов.
На фиг. 1 изображена предлагаемая машина, разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.
Предлагаемая машина содержит корпус 1, сердечник статора 2 с обмоткой 3, подшипниковые щиты 4 и 5, ротор 6. В зоне лобовых частей обмотки статора 3 установлены кольцевые трубопроводы 7 с отверстиями 8 на торцовых поверхностях трубопроводов (фиг. 2). В верхней части трубопроводов 7 выполнены конусные ответвления 9 с отверстиями 10 и 11 на торцевых сторонах ответвлений 9. В зоне расположения ответвлений 9 над вершиной конусного ответвления в корпусе 1 установлены тонкостенные колпаки 12. Вершины конусного ответвления 9 и колпака 12 совпадают. Трубопроводы 7 установлены с обеих сторон от лобовых частей обмотки 3. Трубопроводы 7 и колпаки 12 выполнены из материала с большим коэффициентом теплопроводности, чем материал корпуса 1 и щитов 4 и 5.
Предлагаемая система охлаждения работает следующим образом.
Заполняющая машину жидкость 13 проникает через отверстия 8 внутрь трубопроводов 7. Поскольку трубопроводы выполнены из материала с более высокой теплопроводностью и расположены в непосредственной близости от лобовых частей обмотки, наиболее греющихся частей машины, теплоотдача осуществляется наиболее эффективно. Циркуляция жидкости показана на фиг. 1 и 2 сплошными стрелками. Жидкость внутри трубопровода 7 нагревается больше, чем окружающая его жидкость 13 в машине. Жидкость 13 может попадать в трубопровод 7 через отверстия 8. Жидкость 13 нагревается во внутренней полости трубопровода 7 и благодаря свойству конвекции, когда частицы жидкости, соприкасаясь с нагретым телом, становятся легче и вследствие этого, поднимаясь кверху, уступают место другим менее нагретым, которые, в свою очередь, нагреваясь, поднимаются кверху, уступая место другим, менее нагретым.
Таким образом жидкость, циркулируя по кольцевому трубопроводу 7, поднимаясь вверх, выходит через отверстия в конусной части. Для эффективного охлаждения в верхней части корпуса нагретая жидкость соприкасается с тонкостенным колпаком 12. Направленный конус 9 обеспечивает омывание всей поверхности колпака 12. Если расположить кольцевой трубопровод 7 над лобовой частью обмотки, то можно помимо целей охлаждения использовать его как бандажное кольцо, устанавливаемое на электрических машинах с целью механического закрепления лобовых частей обмотки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1994 |
|
RU2080728C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА В ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ | 1993 |
|
RU2061992C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2042251C1 |
ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1994 |
|
RU2119221C1 |
ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2025866C1 |
ЖИДКОСТНО-ЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2007819C1 |
ЖИДКОСТНО-ЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2027281C1 |
ЖИДКОСТНО-ЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1994 |
|
RU2091962C1 |
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЖИДКОСТНО-ЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2038673C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2040848C1 |
Использование: электромашиностроение. Сущность изобретения: жидкостнозаполненная электрическая машина содержит корпус 1, сердечник 2 с обмоткой 3, ротор 6, подшипниковые щиты 4 и 5. Непосредственно в зоне лобовых частей обмотки 3 размещены кольцевые трубопроводы 7, снабженные на торцовой поверхности рядом отверстий, причем каждый трубопровод имеет в верхней части конусное ответвление 9 также с отверстиями 10 и 11 по торцовым сторонам, а в корпусе 1 в зоне конусных ответвлений установлены тонкостенные колпаки 12. Трубопровод 7 и колпак 12 выполнены из материала с большим коэффициентом теплопроводности, чем материал корпуса 1 и щитов 4 и 5. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Патент США N 3749952, 310-54, 1973. |
Авторы
Даты
1995-06-09—Публикация
1992-07-15—Подача