ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА Российский патент 1995 года по МПК H02K5/167 

Описание патента на изобретение RU2042251C1

Изобретение относится к электромашиностроению и касается подшипников скольжения электрических машин.

Известна электрическая жидкостнозаполненная электрическая машина, содержащая статор, ротор, установленный в подшипниках скольжения.

Наиболее близкой, взятой за прототип, является электрическая машина, содержащая подшипниковые щиты, ротор, установленный в подшипниках скольжения, закрепленных в щитах. Между бочкой ротора и подшипником установлена втулка, сопряженная с втулкой, установленной на валу. Сопряжения втулок могут быть рифлеными, резьбовыми или гладкими, покрытыми твердеющим на воздухе составом.

Недостаток известных конструкций состоит в том, что износ нижней половины опорной части подшипника скольжения в процессе эксплуатации вызывает опускание вала ротора. При значительных величинах износа опорной части подшипника скольжения возможно задевание пакета сердечника ротора, установленного на валу, о пакет сердечника статора. Данная конструкция предназначена не для герметичной машины.

Задача изобретения состоит в обеспечении возможности ликвидации износа подшипников без разборки и разгерметизации электрической машины.

Задача достигается за счет того, что в электрической машине, содержащей статор с корпусом, подшипниковые щиты, ротор, установленный в подшипниках скольжения, закрепленных в щитах, и втулки, размещенные на валу ротора, внутренняя поверхность вкладыша подшипника скольжения выполнена конической и сопряжена с конической поверхностью втулки, причем расширение на втулке направлено внутрь машины, а на вкладыше к торцу машины, щиты установлены герметично в корпусе статора, между щитом и торцом корпуса установлена прокладка, имеющая ступенчатую поверхность со стороны щита.

Новизна предложения состоит в новой совокупности известных признаков.

Изобретательский уровень подтверждается тем, что взаимодействие между собой признаков новой совокупности позволяет получить новое свойство, выраженное в том, что наличие ступенчатой прокладки и конусных поверхностей вкладыша и втулки позволяет ликвидировать износ подшипника без разборки и разгерметизации машины.

На фиг. 1 изображена электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 изображен узел I на фиг. 1; на фиг. 3 узел II на фиг. 1.

Электрическая машина содержит статор 1, ротор 2, подшипниковые щиты 3, 4, в которых установлены подшипники скольжения. Внутренняя поверхность вкладышей 5, 6 подшипников выполнена конической и сопряжена с конической поверхностью втулок 7, 8, установленных на валу ротора 2. Расширение на втулках 7, 8 направлено внутрь машины, а на вкладышах 5, 6 по направлению к торцу машины. Такое выполнение позволяет воспринимать усилия, действующие на вал ротора 2, в обоих осевых направлениях. Щит 3 установлен по ходовой посадке в корпусе статора 1 и герметизирован резиновым кольцом 9, обеспечивающим герметизацию внутренней полости электрической машины. Между щитом 3 и корпусом статора 1 в промежутке между болтами 10 установлена прокладка 11. Аналогичная конструкция крепления щита 4 выполнена с противоположной стороны корпуса статора 1.

Во время работы машины на вращающемся роторе нижняя половина опорной части вкладыша 5 подвергается более сильному износу по отношению к верхней.

На фиг. 2 величина износа показана как зазор 12 высотой δ. В результате происходит опускание вала ротора 2 на величину зазора δ. Результат повышенного износа можно фиксировать по увеличенной вибрации электрической машины. Для устранения износа ослабляют болты 10 крепления щита 3 к корпусу статора 1 с таким расчетом, чтобы можно было переместить прокладку 11 толщиной l1 вверх, когда толщина станет равной l2, прокладку 11 фиксируют болтами 10 (фиг. 3). На фиг. 3 первоначальное положение щита 3 показано пунктиром.

Аналогично можно устранять износ подшипников скольжения, установленных с противоположной стороны корпуса статора 1.

Достоинство данной конструкции состоит в том, что подбором количества ступенек прокладки 11 можно обеспечить строго фиксированную величину перемещения без передачи усилий в осевом направлении от прижима конического вкладыша 5 к конической втулке 7. Определение необходимой величины перемещения l2 или l3 производят измерением уровня вибрации электрической машины. Таким образом, возникает возможность ликвидировать последствия износа подшипников без разборки и разгерметизации машины.

Похожие патенты RU2042251C1

название год авторы номер документа
ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1994
  • Сорокин Леонид Юрьевич
RU2080728C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Сорокин Леонид Юрьевич
RU2040848C1
ЖИДКОСТНО-ЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1994
  • Сорокин Леонид Юрьевич
RU2091962C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА В ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ 1993
  • Сорокин Леонид Юрьевич
RU2061992C1
ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Сорокин Л.Ю.
  • Халикова Л.С.
RU2025866C1
ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Сорокин Леонид Юрьевич
RU2037251C1
ЖИДКОСТНО-ЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Сорокин Леонид Юрьевич
RU2007819C1
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЖИДКОСТНО-ЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Сорокин Леонид Юрьевич
RU2038673C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ВЕТОХИНА "ЭМВ" 1994
  • Ветохин В.И.
RU2065656C1
ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1994
  • Сорокин Леонид Юрьевич
RU2119221C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 042 251 C1

Реферат патента 1995 года ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электромашиностроению и касается мер по ликвидации последствий износа подшипника. Сущность изобретения: электрическая машина содержит статор 1, подшипниковые щиты 3,4, ротор 2, установленный в подшипниках скольжения, закрепленных в щитах. Внутренняя поверхность вкладышей 5,6 подшипника выполнена конической и сопряжена с конической поверхностью установленных на валу втулок 7, 8. Причем расширение на втулках 7,8 направлено внутрь машины, а на вкладыше к торцу машины. В верхних частях щитов 3,4 между щитом и торцом корпуса установлена прокладка, имеющая ступенчатую поверхность со стороны щита. Изобретение обеспечивает возможность ликвидации износа подшипника без разборки электрической машины. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 042 251 C1

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая статор с корпусом, подшипниковые щиты, ротор, установленный в подшипниках скольжения, закрепленных в щитах, и втулки, размещенные на валу ротора, отличающаяся тем, что внутренняя поверхность вкладыша подшипника скольжения выполнена конической и сопряжена с конической поверхностью втулки, причем расширение на втулке направлено внутрь машины, а на вкладыше к торцу машины, щиты установлены герметично в корпусе статора, а между щитом и торцом корпуса установлена прокладка, имеющая ступенчатую поверхность со стороны щита.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2042251C1

Электродвигатель 1977
  • Бернотавичюте Юлия Ионо
  • Катилюс Пятрас Йонович
SU664262A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 042 251 C1

Авторы

Сорокин Леонид Юрьевич

Даты

1995-08-20Публикация

1992-10-07Подача