СТАТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ Российский патент 1995 года по МПК F01D9/00 F04D29/54 

Описание патента на изобретение RU2038487C1

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению и может быть использовано в газотурбинных авиационных двигателях.

Известен статор многоступенчатой турбины двигателя Д-30КУ, состоящий из отдельных сопловых аппаратов (с первой по шестую ступени) [1] Однако данная конструкция имеет ряд существенных недостатков, которые заключаются в возможности утечки газа через многочисленные стыки между сопловыми аппаратами турбины в осевом направлении, в повышении вероятности корпусов турбины в случае обрыва лопаток в результате расположения стыков за рабочими лопатками соответствующей ступени турбины по направлению газового потока, в большой трудоемкости изготовления наружных колец сопловых аппаратов и их сборки, большой трудоемкости ремонта сопловых аппаратов.

Известна также конструкция статора многоступенчатой турбины газотурбинного двигателя, состоящего из отдельных сопловых аппаратов, каждый из которых включает наружное кольцо, комплект сопловых лопаток и комплект вставок разрезного кольца [2]
Однако данная конструкция статора не обладает достаточной надежностью из-за возможности нарушения условий непробиваемости корпуса турбины. Кроме того, данная конструкция имеет низкую технологичность изготовления и сборки турбины, так как все сопловые лопатки и вставки заштифтованы. Для их извлечения в случае дефектов необходимо высверливать штифты, а затем ставить штифты новой ступени, большие по диаметру.

Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в уменьшении числа стыков между сопловыми аппаратами и наиболее благоприятном их расположении, а также удобстве крепления элементов аппаратов. Выполнение такой задачи позволяет повысить надежность двигателя, технологичность изготовления и сборки турбины.

На фиг. 1 представлена общая схема статора предлагаемой конструкции; на фиг.2 показан средний сопловой аппарат в укрупненном масштабе; на фиг.3 показаны элементы фиксации промежуточных колец нечетных ступеней от проворачивания; на фиг.4 показаны элементы фиксации сопловых лопаток нечетных ступеней от проворачивания.

Турбина двигателя состоит из ротора 1 и статора 2. Ротор 1 включает в себя рабочие колеса I ступени 3, II ступени 4, III ступени 5, IV ступени 6, V ступени 7 и VI ступени 8.

Статор 2 состоит из трех корпусов: переднего 9, среднего 10 и заднего 11, каждый из которых объединяет две ступени сопловых аппаратов. Передний корпус 9 состоит из наружного кольца 12, сопловых лопаток II ступени 13, III ступени 14 и промежуточных колец I ступени 15 и II ступени 16.

Средний корпус 10 состоит из наружного кольца 17 сопловых лопаток IV ступени 18 и V ступени 19, промежуточного кольца III ступени 20.

Задний корпус 11 состоит из наружного кольца 21, сопловых лопаток VI ступени 22.

С целью упрощения конструкции статора в зонах последних ступеней над рабочими лопатками отдельные промежуточные кольца отсутствуют. Однако конструкция последних ступеней может быть выполнена аналогичной первым ступеням, т.е. с отдельными промежуточными кольцами.

Сопловые лопатки II ступени 13, IV ступени 18 и VI ступени 22 и промежуточные кольца II ступени 16 зафиксированы от осевого и окружного перемещений относительно наружных колец штифтами 23.

Конструктивные элементы крепления промежуточных колец I ступени 15 и III ступени 20 и сопловых лопаток III и V ступеней 14 и 19 принципиально одинаковы и могут быть рассмотрены на примеpе конструкции среднего корпуса 10 статора 2.

Кольца ступени 20 снабжены торцовыми выступами 24, а в кольце 17 выполнены радиальные пазы 25, которые при сборке охватываются выступами 24 и фиксируют кольца ступени 20 от проворачивания в окружном направлении. Аналогичную фиксацию от окружного перемещения имеют промежуточные кольца ступени 15.

Сопловые лопатки V ступени 19 снабжены радиальными пазами 26, расположенными на буртике наружной полки лопатки 19. Наружное кольцо 17 имеет торцовые выступы 27, которые при сборке охватываются радиальными пазами 26 и фиксируют сопловые лопатки V ступени 19 от окружного перемещения. Аналогичную фиксацию от окружного перемещения имеют сопловые лопатки I и III ступеней.

Осуществление сборки и ремонта устройства показаны на примере статора двухвальной турбины, где первые две ступени являются турбиной высокого давления (ТВД), а четыре последующие ступени турбиной низкого давления (ТНД). ТВД и ТНД собирают отдельными модулями и заменяют на двигателе независимо друг от друга.

Модуль ТВД собирают в следующей последовательности: в передний корпус 9 статора 2, предварительно собранный без промежуточных колец I ступени 15 и сопловых лопаток III ступени 14, устанавливают ротор 1, предварительно собранный с рабочим колесом I ступени 3, затем устанавливают промежуточные кольца I ступени 15, рабочее колесо II ступени 44 и сопловые лопатки III ступени 14.

Модуль ТНД собирают в следующем порядке.

В средний корпус 10 статора 2, предварительно собранный без промежуточных колец 20 и сопловых лопаток 19, устанавливают ротор ТНД с рабочим колесом III ступени 5, затем устанавливают промежуточные кольца 20 с торцовыми выступами 24, входящими в зацепление с радиальными пазами 25 наружного кольца 17, рабочее колесо 6, сопловые лопатки 19 с радиальными пазами 26, входящими в зацепление с торцовыми выступами 27 наружного кольца 17, рабочее колесо 7, корпус соплового аппарата 11 и рабочее колесо 8.

Модули ТВД и ТНД устанавливают на двигатель последовательно.

Разбоpку осуществляют в обратном порядке.

Кроме перечисленных выше преимуществ предлагаемая конструкция статора турбины не требует разборки всей турбины при ремонте и позволяет снимать и ремонтировать только дефектный модуль.

Похожие патенты RU2038487C1

название год авторы номер документа
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Иванов Н.А.
  • Кузнецов В.А.
  • Черняев И.А.
  • Фадеев С.И.
RU2086792C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗАКРЕПЛЕННЫХ В ПОЛКАХ СОПЛОВЫХ И РАБОЧИХ ЛОПАТОК МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБОМАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1988
  • Иванов Н.А.
  • Черняев И.А.
RU2006594C1
ОСЕВОЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Белоусов В.А.
  • Фомин Е.А.
RU2212568C1
Сопловый аппарат турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (ГТД) (варианты) и лопатка соплового аппарата ТНД (варианты) 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Андреев Виктор Андреевич
  • Комаров Михаил Юрьевич
  • Кононов Николай Александрович
  • Крылов Николай Владимирович
  • Рябов Евгений Константинович
  • Золотухин Андрей Александрович
RU2691203C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ОБЪЕДИНЕННОЙ ОПОРОЙ ТУРБИНЫ НИЗКОГО И ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2009
  • Белоусов Виктор Алексеевич
  • Демкин Николай Борисович
RU2414614C1
СТАТОР ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1992
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2036333C1
Рабочее колесо восьмой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630924C1
Рабочее колесо седьмой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
RU2630923C1
Рабочее колесо четвёртой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630919C1
СОПЛОВОЙ АППАРАТ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1992
  • Фадеев С.И.
  • Иванов Н.А.
  • Язев В.М.
RU2035594C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 038 487 C1

Реферат патента 1995 года СТАТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ

Область использования: турбостроение, конкретно статоры многоступенчатых турбин. Сущность изобретения: статор 2 состоит из трех корпусов 9, 10 и 11, каждый из которых объединяет две ступени сопловых аппаратов. Стыки между наружными кольцами 12, 17 и 21 расположены за сопловыми лопатками 14, 19 каждой нечетной ступени турбины. Четные ступени сопловых лопаток и разрезных колец имеют неразъемные соединения с наружным кольцом или выполнены с ним за одно целое. Вставка 20 разрезных колец нечетных ступеней (1,3) снабжена торцевыми выступами, входящими в зацепление с радиальными пазами наружного кольца, а сопловые лопатки нечетных ступеней снабжены на наружной полке радиальными пазами, входящими в зацепление с торцевыми выступами наружного кольца. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 038 487 C1

СТАТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ, содержащий корпус, выполненный в виде наружных колец, соединенных между собой, установленные в корпусе ступени сопловых аппаратов с лопатками, снабженными наружными полками, часть из которых соединена с корпусом при помощи соединения шип паз, размещенные между лопатками промежуточные кольца, зафиксированные от осевого и наружного перемещений относительно наружных колец, отличающийся тем, что в каждом наружном кольце расположены две ступени сопловых аппаратов и кольца соединены друг с другом за выходными кромками лопаток нечетных ступеней, при этом лопатки четных ступеней и четные промежуточные кольца выполнены за одно целое с наружными кольцами либо соединены с последними при помощи разъемного или неразъемного соединения, а лопатки нечетных ступеней и нечетное промежуточные кольца соединены с наружными кольцами при помощи соединения шип паз, причем наружные полки лопаток и участки наружных колец, охватывающих промежуточные кольца, снабжены радиальными пазами, а участки наружных колец над лопатками и промежуточные кольца торцевыми выступами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2038487C1

Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей / Под ред
Д.В.Хромина
М.: Машиностроение, 1989, с.182-183, рис.4.41.

RU 2 038 487 C1

Авторы

Иванов Н.А.

Фадеев С.И.

Логутова Э.А.

Язев В.М.

Даты

1995-06-27Публикация

1992-06-15Подача