УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНТАЖА КРЫЛЬЧАТКИ ВЕНТИЛЯТОРА НА ВАЛУ Российский патент 1995 года по МПК F04D29/32 F04D29/26 F04D29/28 

Описание патента на изобретение RU2038514C1

Изобретение относится к устройствам для монтажа крыльчатки вентилятора на валу.

Вращающий момент, создаваемый приводными двигателями, весьма редко бывает постоянным, чаще всего наблюдаются более или менее сильные его колебания. Если в привод для крыльчатки вводится система регулирования скорости, то вариации или пульсации вращающего момента проявляются в еще большей степени.

В состав привода могут, например, входить электродвигатели с преобразователями частоты или электронными регуляторами скорости либо дизельные двигатели.

Пульсация вращающего момента часто приводит к усилению резонансных колебаний в различных частях устройства, например в лопастях крыльчатки, следствием чего является усталостное разрушение деталей машины.

Известно устройство для защиты вентилятора от пульсации вращающего момента, в котором между ведущим валом двигателя и валом вентилятора с установленной на нем крыльчаткой размещается упругая муфта. Вал вентилятора установлен в отдельных подшипниках.

Однако такое решение системы защиты вентилятора от пульсаций вращающего момента двигателя является дорогим и требует много места, из-за чего в ряде случаев ими нельзя пользоваться.

С целью устранения указанных недостатков, связанных с пульсацией вращающего момента, в предлагаемом устройстве крыльчатка напрямую посажена на ведущий вал двигателя. В результате отпадает необходимость в упругой или эластичной муфте между разделенными валами приводного двигателя и крыльчатки, что позволяет упростить конструкцию при ее удешевлении, т.е. получается компактная конструкция, занимающая значительно меньше пространства, что особенно важно в некоторых типах вентиляторов.

В соответствии с предпочтительным вариантом реализации данного изобретения предлагаемое устройство размещается внутри ступицы крыльчатки.

На фиг. 1 показана компактная сборка из приводного двигателя и вентилятора, где может применяться предлагаемое устройство; на фиг. 2 вариант исполнения предлагаемого устройства; на фиг. 3 вариант исполнения упругой или эластичной муфты, применяемой в предлагаемом устройстве.

На фиг. 2 изображен один из вариантов исполнения устройства, установленного в сборку, как показано на фиг. 2, для защиты вентилятора от пульсации вращающего момента приводного двигателя за счет демпфирования и фильтрации этих пульсаций с тем, чтобы предотвратить возбуждение крыльчатки или, например, вала на резонансных частотах.

Устройство для монтажа крыльчатки вентилятора на валу содержит крыльчатку 1 вентилятора, скрепленную с кольцевой пластиной 2 болтовым соединением 14-16. С этой пластиной элементом 5 скреплена крышка 4, фиксирующая шарикоподшипник 3 на ведущем валу 18 в аксиальном направлении. Внутри крышки 4 находится распорное кольцо, размещенное между подшипником 3 и заплечиком 19 на ведущем валу 18.

С пластиной 2 также скреплен упругий кольцевой элемент 8 (муфта). Элемент 8 (муфта) прижат к центрирующему кольцу 7 винтами 10 и зажимным кольцом 9. Кольцо 7 зафиксировано в радиальном направлении между зажимным кольцом 9 и заплечиком 20 на пластине 2. При таком размещении вращающий момент передается от упругого элемента 8 (муфты) к пластине 2 через контактные поверхности центрирующего кольца 7 в направлении упругого элемента 8 (муфты) и пластины 2.

Упругий элемент 8 (муфта) также крепится к участку ступицы 6 вторым зажимным кольцом 11 и винтами 12. В свою очередь участок ступицы 6 посажен на шпонке на ведущем валу 18 и в аксиальном направлении привинчен с помощью элементов 13 и 17. Соединение сконструировано таким образом, что вращающий момент передается через ведущий вал 18 к упругому элементу 8 (муфте) через контактные поверхности между упругим элементом 8 (муфтой) с одной стороны и участком ступицы 6 и зажимным кольцом 11 с другой.

Как сказано выше, для передачи вращающего момента между валом 18 и ступицей 6 использована шпонка (не показана). Участок ступицы 6 аксиально привинчен к ведущему валу 18 болтом 17 и шайбой 13. Таким образом, болт 17 притягивает ступицу вместе с устройством к ведущему валу 18 в направлении заплечика 19.

Следовательно, передача вращающего момента от ведущего вала 18 к крыльчатке 1 происходит через упругий элемент 8 (муфту). В результате наличия упругого элемента 8 (муфты) происходит демпфирование или фильтрация пульсаций или колебаний вращающего момента на ведущем валу 18, так как элемент 8 (муфта) поглощает пульсации и колебания, допуская некоторое вращательное перемещение между крыльчаткой 1 и ведущим валом 18 за счет подшипника 3, центрирующего крыльчатку 1 на ведущем валу 18 в радиальном направлении с небольшим люфтом.

Упругий элемент, представляющий один из вариантов реализации упругой муфты, желательно изготавливать из резины, а подшипник может быть любого подходящего типа, например шариковый или роликовый подшипник, подшипник скольжения либо по подшипник с вкладышем, где вращается приводной вал.

Упругая или эластичная муфта (фиг. 3) между приводным валом и крыльчаткой состоит из зубчатого колеса 21, помещенного внутри цилиндра 22, где имеются обращенные внутрь зубцы или выступы 23.

В пространствах между смежными зубцами 23 цилиндра 22 и зубцами 24 колеса 21 предусмотрены прокладки 25 из эластичного материала, например резины. За счет скрепления ведущего вала 18 с зубчатым колесом 21 и крыльчатки 1 с цилиндром 22 получается упругая связь, демпфирующая или фильтрующая пульсации и колебания вращающего момента на ведущем валу 18.

Эластичное или упругое соединение между ведущим валом и крыльчаткой также можно осуществить с помощью пружин.

Устройство по данному изобретению может применяться в вентиляторах различных размеров. В очень крупногабаритных вентиляторах крыльчатку обычно не насаживают на ведущий вал из-за ее большого размера и веса. В таких случаях приходится использовать известную конструкцию.

Предлагаемое устройство прошло испытания при установке в осевой вентилятор, когда на конец вала двигателя была напрямую посажена крыльчатка вентилятора.

Испытания проводились с приводом на 75 кВт с регулированием скорости вращения. При жестком монтаже крыльчатки на ведущем валу при высоком уровне пульсаций вращающего момента у лопастей возбуждалась первая собственная гармоника колебаний. При использовании сборки, содержащей предлагаемое устройство, амплитуда колебаний при резонансной скорости уменьшилась приблизительно в 40 раз.

Другим достоинством устройства является более мягкий запуск вентилятора, что весьма важно для некоторых применений.

Предлагаемое устройство полезно применять в осевых и центробежных вентиляторах, а также в других турбомеханизмах.

Похожие патенты RU2038514C1

название год авторы номер документа
КРЫЛЬЧАТКА 1997
  • Сетердаль Эдгар
RU2184275C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ КРЫЛЬЧАТКИ ВЕНТИЛЯТОРА 1991
  • Алэн Годишон[Fr]
RU2076249C1
БЕЗРЕДУКТОРНАЯ ПРИВОДНАЯ МАШИНА ДЛЯ ПОДЪЕМНИКОВ 1991
  • Йозеф Вертеши[Ch]
  • Анджей Холински[Pl]
RU2041158C1
Приспособление для поддержания постоянства скорости вращения двигателя внутреннего горения при пуске в ход инерционным стартером 1932
  • Артур Эдуард Раабе
SU47980A1
ПРИВОДНОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1996
  • Ральф Дампманн
  • Эрвин Скумавитц
RU2136523C1
Привод рабочего вала двумя двигателями внутреннего сгорания 1976
  • Юрген Валтер
SU707533A3
Стартер для двигателей внутреннего горения 1928
  • Раймонд Поссонс Лансинг
SU44875A1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ЛОПАСТЕЙ ВЕНТИЛЯТОРА СО СТУПИЦЕЙ 1993
  • Ян Молин
  • Серен Гренфорс
RU2121609C1
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА И УЗЕЛ ПРИВОДА, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКУЮ ПЕРЕДАЧУ 2006
  • Инагаки Томохиро
  • Комацу Такуя
  • Симизу Кацутоси
  • Вакута Сатору
  • Мацусита Дзундзи
  • Мотоике Казутоси
  • Адати Масатоси
  • Йосии Киня
RU2358171C1
Электромеханическая передача 1976
  • Щетинин Тимофей Алексеевич
  • Пашкович Василий Петрович
  • Цыцурин Ростислав Юрьевич
SU591992A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 038 514 C1

Реферат патента 1995 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНТАЖА КРЫЛЬЧАТКИ ВЕНТИЛЯТОРА НА ВАЛУ

Использование: в вентиляторостроении, в частности в устройствах для монтажа крыльчатки вентилятора на валу. Сущность изобретения: устройство содержит расположенную на валу ступицу и закрепленную на ней крыльчатку, установленную на валу с возможностью относительного вращения при помощи радиального подшипника. Устройство снабжено по крайней мере одной эластичной или упругой муфтой, расположенной между ступицей и крыльчаткой, для передачи вращающего момента от вала к крыльчатке. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 038 514 C1

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНТАЖА КРЫЛЬЧАТКИ ВЕНТИЛЯТОРА НА ВАЛУ, содержащее расположенную на валу ступицу, закрепленную на ней крыльчатку, установленную на валу с возможностью относительного вращения при помощи радиального подшипника, отличающееся тем, что устройство снабжено по крайней мере одной эластичной или упругой муфтой, расположенной между ступицей и крыльчаткой, для передачи вращающего момента от вала к крыльчатке. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что муфта выполнена в виде кольца из резины и закреплена на ступице и крыльчатке. 3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что подшипник выполнен в виде шарикового подшипника, или роликового подшипника, или подшипника скольжения, или подвижного вкладыша. 4. Устройство по пп.1-3, отличающееся тем, что подшипник размещен внутри основания крыльчатки, а упругая муфта охватывает ступицу. 5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что муфта выполнена в виде закрепленного на валу зубчатого колеса и закрепленной на крыльчатке цилиндрической втулки, причем колесо и втулка снабжена обращенными друг к другу зубцами, между которыми расположены эластичные прокладки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2038514C1

Осевой вентилятор 1985
  • Бондаренко Анатолий Дмитриевич
  • Иванов Валентин Викторович
  • Молчанов Виктор Николаевич
  • Карминский Виктор Николаевич
SU1307097A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1

RU 2 038 514 C1

Авторы

Ален Годишон[Fr]

Даты

1995-06-27Публикация

1991-08-07Подача