УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОДЪЕМА ТАЛЕВОГО БЛОКА БУРОВОЙ УСТАНОВКИ Российский патент 1995 года по МПК E21B19/00 

Описание патента на изобретение RU2039200C1

Изобретение предназначено для использования в спуско-подъемных агрегатах буровых установок для предохранительного торможения подъемного вала и предотвращения удара талевого блока о стрелу механизма расстановки свечей или кронблок при выполнении спуско-подъемных операций.

Известны устройства для ограничения подъема талевого блока буровой установки [1]
Наиболее близким по технической сущности из известных устройств для ограничения подъема талевого блока является устройство, описанное в [2] Оно состоит из тормозных лент с приводным механизмом, пневмоцилиндра, пневмораспределителя с электромагнитным вентилем, крана для выпуска сжатого воздуха из шинно-пневматических муфт лебедки, системы контроля за положением стрелы механизма расстановки свечей и реле, замыкающие контакты которого заведены в цепь питания катушки электромагнитного вентиля пневмораспределителя. Для избежания резкого затормаживания подъемного вала лебедки установлена на входе пневмоцилиндра дроссельная шайба. Критерием при выборе темпа торможения подъемного вала лебедки в режиме подъема талевого блока буровой установки, как и для других грузоподъемных механизмов с гибким тяговым органом, является сохранение синхронности движения подъемного вала и талевого блока путем ограничения тормозного момента. Превышение предельно допускаемого значения тормозного момента приводит к появлению излишней слабины в ходовой ветви каната, нарушению укладки каната на барабан, захлестыванию каната, что может привести к раскрытию элеватора, смятию каната и его обрыву. Дроссельная шайба препятствует возникновению этих явлений. Недостатком известного устройства является его низкое быстродействие, обусловленное ограничивающим влиянием дроссельной шайбы. Наличие дроссельной шайбы на входе пневмоцилиндра приводит к снижению эффективности торможения, из-за того, что давление в пневмоцилиндре нарастает плавно с самого начала наполнения его сжатым воздухом, выбор зазоров в кинематических звеньях приводного механизма и сближения тормозных лент со шкивами подъемного вала происходит в медленном темпе, тормозной момент, плавно нарастая в процессе замедления подъемного вала, остается меньше предельно допускаемого значения. В результате возрастает тормозной путь, что сопряжено с необходимостью увеличения высоты вышки, уменьшения рабочей зоны перемещения талевого блока при выдвинутой на ось скважины стрелы механизма расстановки свечей. Недостатком известного устройства является также то, что эффективность его работы зависит от давления сжатого воздуха в магистрали. При снижении давления в допускаемых пределах с 8 до 6 атм тормозной момент уменьшается примерно на 25% и увеличивается соответственно тормозной путь.

В известном устройстве регулировка тормозного момента носит дискретный характер, производится путем подбора соответствующей дроссельной шайбы, что затрудняет процесс настройки устройства.

Целью изобретения является повышение быстродействия устройства для ограничения подъема талевого блока, получение стабильного тормозного момента, создаваемого устройством на подъемном валу лебедки в период замедления талевого блока, обеспечение возможности плавного регулирования тормозного момента при настройке устройства.

Достигается это тем, что в устройство введено реле времени с выдержкой времени на размыкание, катушка которого получает питание через размыкающие контакты электромагнитного реле, в линии подачи воздуха, между пневмораспределителем и пневмоцилиндром установлены электромагнитный вентиль с клапаном максимального давления таким образом, что входы их соединены с выходом пневмораспределителя, а выходы со входом пневмоцилиндра, причем, дроссельная шайба установлена на выходе электромагнитного вентиля, в цепь питания катушки электромагнитного вентиля заведены последовательно соединенные размыкающие контакты электромагнитного реле и замыкающие контакты реле времени.

Для доказательства соответствия критерию изобретательского уровня следует указать на то обстоятельство, что известное устройство применяется на протяжении многих лет, в целом удовлетворяет требованиям эксплуатации и принято официальными органами технадзора. Однако оно неудобно в настройке, т.к. нет удобных аппаратов для регулировки скорости изменения давления. Приходится менять дросселирующую шайбу, что крайне неудобно. В предлагаемом устройстве используется несколько иной график тормозного усилия. Вначале создают постоянное (но далеко не максимальное усилие), некоторое вpемя выдерживают его до полной остановки талевого блока, а затем увеличивают до максимальной величины (постепенно, через дроссельную шайбу). При этом и величина постоянного усилия, и его длительность могут легко регулироваться, а приложение максимального усилия происходит уже при неподвижном талевом блоке, т. е. не вызывает никакие неприятности с запутыванием каната и т.д. Исходя из этого, можно утверждать, что введенные элементы вместе с известными образуют новую совокупность признаков, что и свидетельствует о наличии изобретательского уровня.

На чертеже представлена структурная схема устройства.

В предлагаемом устройстве схема контроля за положением стрелы механизма расстановки свечей и талевого блока с исполнительным органом в виде электромагнитного реле 1 связана электрическими каналами управления с электромагнитным вентилем пневмораспределителя 2 и с электромагнитным реле времени 3, которое в свою очередь связано с электромагнитным вентилем 4. На чертеже электрические каналы управления показаны пунктирной линией, пневматические сплошной линией.

Вход пневмораспределителя 2 соединен с магистралью, наполненной сжатым воздухом, один из выходов его соединен с краном 5 для выпуска воздуха из шинно-пневматической муфты 6, другой соединен с входом электромагнитного вентиля 4 и входом клапана максимального давления 7, выходы аппаратов 4 и 7 соединены с входом пневмоцилиндра 8, который через приводной механизм и тормозные ленты 9 приводит к торможению подъемного вала 10 лебедки. Дроссельная шайба 11 установлена на выходе электромагнитного вентиля 4.

Устройство работает следующим образом. При нормальной работе спуско-подъемного агрегата, когда талевый блок перемещается вне опасной зоны, электромагнитное реле системы контроля 1 находится во включенном состоянии, с участием контактов этого реле замкнуты цепи питания электромагнитного вентиля пневмораспределителя 2 и электромагнитного вентиля 4. Воздух в пневмоцилиндре 8 находится при атмосферном давлении, тормозные ленты не касаются тормозных шкивов. В случае подъема талевого блока в опасную зону отключается электромагнитное реле системы контроля 1, его замыкающие контакты снимают питание с электромагнитного вентиля пневмораспределителя 2, который через пневматический канал управления подает команду крану 5 на выпуск сжатого воздуха из шинно-пневматической муфты 6 лебедки и одновременно открывает доступ сжатого воздуха через клапан максимального давления 7 в пневмоцилиндр 8. При увеличении давления воздуха в пневмоцилиндре 8 до некоторого значения Рдоп, соответствующего уставке клапана максимального давления 7, последний срабатывает и отсекает пневмоцилиндр от магистрали сжатого воздуха. Под действием давления Рдоп тормозные ленты создают момент Мдоп, равный предельно допускаемому для режима подъем незагруженного талевого блока. Давление Рдоп в пневмоцилиндре остается постоянным весь период замедления подъемного вала.

Спустя некоторое время tт, необходимое для торможения подъемного вала с максимальной скорости до остановки в режиме подъема незагруженного талевого блока, происходит размыкание контактов реле времени 3 в цепи питания катушки электромагнитного вентиля 4, последний срабатывает и через него, дроссельную шайбу 11, пневмоцилиндр 8 заполняется сжатым воздухом, давление и соответственно тормозной момент возрастают до максимального значения.

Величины момента Мдоп и давления Рдоп, зависящие от ряда конструктивно-кинематических параметров подъемной системы, могут быть найдены расчетным путем, например с использованием формул, полученных в работе ([3] Радченко В. Н. Условия синхронного движения в переходных режима элементов подъемной системы буровой установки, сб.научн.трудов "Проектирование и испытание буровых установок Уралмашзавода", НИИтяжмаш, Свердловск, 1990, с.56-68). Исследования [3] показали, что для буровых установок момент Мдоп существенно меньше номинального и он недостаточен для фиксирования подъемного вала в неподвижном состоянии при нагрузке на кpюк, превышающей 30.50% номинального значения. Для надежного стопорения подъемного вала, в пневмоцилиндр, спустя tт 2.4 с, подается сжатый воздух из магистрали при максимальном давлении, тормозной момент возрастает до максимального значения. Расчетное время tт действия тормозного момента Мдоп может быть найдено с использованием соотношений [3]
Эффективность работы предлагаемого устройства не зависит от изменения давления в магистрали, поддерживаемого автоматически в пределах 6.8 атм, поскольку допускаемое давление Рдоп существенно ниже и составляет 1.2 атм.

Конструктивно-кинематические параметры подъемных систем буровых установок в реальных условиях могут отличаться от расчетных. Необходимая в этом случае корректировка тормозного момента Мдоп осуществляется в процессе настройки устройства путем изменения уставки клапана максимального давления.

Предлагаемое устройство по сравнению с известным обладает большим быстродействием за счет более быстрого наполнения сжатым воздухом пневмоцилиндра тормоза. В то же время давление в пневмоцилиндре и связанный с ним тормозной момент дозированы с учетом требования сохранения правильной навивки каната на барабан. Благодаря лучшему быстродействию тормозной путь в режиме подъема незагруженного талевого блока уменьшается в зависимости от класса установки на 1.3 м. На эту величину может быть уменьшена высота вышки.

Похожие патенты RU2039200C1

название год авторы номер документа
АВТОМАТ ДЛЯ СПУСКО-ПОДЪЕМНЫХ ОПЕРАЦИЙВ БУРЕНИИ 1969
SU236377A1
Спускоподъемный агрегат буровой установки 1989
  • Каплин Игорь Васильевич
  • Кирбабин Евгений Николаевич
  • Коган Александр Иосифович
  • Барьюдин Александр Абрамович
SU1640349A1
Автоматический регулятор ленточных тормозов лебедок 1958
  • Фаталиев М.Д. Оглы
SU122459A1
СПУСКОПОДЪЕМНЫЙ КОМПЛЕКС БУРОВОЙ УСТАНОВКИ 2013
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Тюкавина Ольга Валерьевна
RU2539477C1
Грузоподъемное устройство 1983
  • Карякин Иван Алексеевич
SU1294766A1
БУРОВАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Абрамов Г.С.
  • Барычев А.В.
  • Камнев Ю.М.
  • Плюснин Д.В.
RU2170324C1
Устройство для установки свечей бурильных труб в стационарных буровых вышках 1984
  • Макаревич Дмитрий Николаевич
  • Дерусов Владимир Прокофьевич
  • Плишко Николай Сергеевич
  • Божко Виталий Иванович
  • Рухленко Константин Васильевич
SU1245683A1
УСТАНОВКА ДЛЯ БУРЕНИЯ, ИСПЫТАНИЯ И РЕМОНТА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН УПА-80 2007
  • Орлов Николай Григорьевич
  • Шарафутдинов Гафур Сабурович
  • Пищаев Денис Владимирович
RU2362868C1
ПРОТИВОЗАТАСКИВАТЕЛЬ 2000
  • Изосимов А.М.
RU2185318C2
Устройство для установки свечей бурильных труб в стационарных буровых вышках 1985
  • Макаревич Дмитрий Николаевич
  • Дерусов Владимир Прокофьевич
  • Плишко Николай Сергеевич
  • Божко Виталий Иванович
  • Кислый Юрий Сергеевич
SU1404634A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 039 200 C1

Реферат патента 1995 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОДЪЕМА ТАЛЕВОГО БЛОКА БУРОВОЙ УСТАНОВКИ

Использование: в буровых установках. Сущность изобретения: устройство для ограничения подъема талевого блока буровой установки содержит систему контроля за положением талевого блока и стрелы механизма расстановки свечей, пневмораспределитель, кран для выпуска воздуха из шинно-пневматической муфты, дроссельную шайбу, пневмоцилиндр тормоза, приводной механизм, тормозные ленты. В линии подачи воздуха, между пневмораспределителем и пневмоцилиндром тормоза установлены параллельно друг другу клапан максимального давления и электропневматический клапан, катушка которого получает питание через замыкающие контакты реле времени. Дроссельная шайба установлена на выходе электропневматического клапана. Предлагаемое устройство обладает более высоким быстродействием за счет быстрого наполнения сжатым воздухом пневмоцилиндра тормоза. В то же время, за счет клапана максимального давления тормозной момент дозирован с учетом требования сохранения правильной навивки каната на барабан. Благодаря лучшему быстродействию сокращается тормозной путь и соответственно может быть уменьшена высота вышки. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 039 200 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОДЪЕМА ТАЛЕВОГО БЛОКА БУРОВОЙ УСТАНОВКИ, содержащее тормозные ленты с приводным механизмом, линию подачи воздуха, пневмоцилиндр, дроссельную шайбу, пневморапределитель с электромагнитным вентилем, кран для выпуска сжатого воздуха из шинно-пневматических муфт лебедки и систему контроля за положением стрелы механизма расстановки свечей и талевого блока с исполнительным органом в виде электромагнитного реле, замыкающие контакты которого заведены в цепь питания катушки электромагнитного вентиля пневмораспределителя, отличающееся тем, что оно снабжено реле времени с выдержкой времени на размыкание и электромагнитным вентилем с клапаном максимального давления, при этом катушка реле времени запитана через размыкающие контакты электромагнитного реле, электромагнитный вентиль с клапаном максимального давления установлен в линии подачи воздуха между пневмораспределителем и пневмоцилиндром, входы электромагнитного вентиля и клапана максимального давления соединены с выходом пневморапределителя, их выходы с входом пневмоцилиндра, дроссельная шайба установлена на выходе электромагнитного вентиля, а в цепь питания катушки электромагнитного вентиля заведены последовательно соединенные размыкающие контакты электромагнитного рреле и замыкающие контакты реле времени.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2039200C1

Ограничитель подъема талевого блока
Устройство для защиты электрических сетей высокого напряжения от токов заземления 1926
  • В. Петерсен
SU14061A1
НИИТяжМаш, ПО "Уралмаш, 1989.

RU 2 039 200 C1

Авторы

Радченко В.Н.

Богданов А.А.

Шейхот И.Н.

Даты

1995-07-09Публикация

1992-07-10Подача