Изобретение относится к скоростному транспорту, преимущественно автомобильному, и может быть использовано, например, на микроавтобусе, связывающем аэропорт с городским центром.
Известна конструкция, используемая в качестве багажника или кондиционера, характеризующаяся расположением над крышей автомобиля устройства с грузонесущим основанием и отклонителем воздушного потока. Недостатки этой конструкции значительное собственное аэродинамическое сопротивление указанного устройства и малое снижение сопротивления формы самого автомобиля.
Известное транспортное средство с аэродинамическим устройством, которое выполнено с воздушным каналом, имеющим сужение в своей средней части, с полостью для отсоса в нее пограничного слоя потока воздуха, обтекающего устройство сверху, со щелевыми отверстиями, соединяющими эту полость с указанным сужением воздушного канала, и с дополнительным отклонителем потока в виде профилированных лопаток, установленных в самом конце воздушного канала. Такое устройство более совершенно по аэродинамическим характеристикам, но не приспособлено для использования в качестве багажника или кондиционера.
Цель изобретения расширение функциональных возможностей устройства путем использования его в качестве багажника. Основная панель устройства выполнена в виде грузонесущего основания. Верхние кромки боковин основной панели расположены выше грузового основания и снабжены средствами крепления элементов, фиксирующих груз, и закрылком, шарнирно установленным в задней части грузонесущего основания с возможностью изменения проходного сечения воздушного канала в зависимости от габаритов груза.
На фиг.1 показано транспортное средство, вид сбоку; на фиг.2 то же, багажник с грузом; на фиг.3 грузонесущее основание, вид сверху; на фиг.4 задняя часть грузонесущего основания, установленного на крыше автомобиля, поперечный разрез; на фиг.5 то же, продольный разрез; на фиг.6 то же, разрез по передней части; на фиг.7 узел I на фиг.5.
Конструкция транспортного средства с аэродинамическим устройством включает в себя основную панель 1 грузонесущего основания, прикрепленную к боковинам 2, которые с помощью соединительных элементов 3 и креплений 4 закреплены на водосточных желобах кузова автомобиля. Задняя часть панели 1 снабжена полостью 5 (фиг.4 и 5) со щелевыми отверстиями 6 для отсоса через них пограничного слоя воздушного потока, обтекающего панель 1 сверху. Полость 5 соединена щелевым отверстием 7 с наиболее узким сечением воздушного канала 8. Полость 5 распространяется на всю длину основной панели 1, что придает ей дополнительную прочность и жесткость за счет ее нижнего корытообразного элемента. К задней части основной панели 1 примыкает закрылок 9, способный поворачиваться вокруг горизонтальной оси 10 и закрепляться в определенном положении с помощью торцовых винтов 11 с потайными головками, утопленными в боковины 2, с таким расчетом, чтобы обеспечивать безотрывное обтекание верхней части задней стенки кузова автомобиля. Закрылок 9 аналогично задней части основной панели 1 снабжен внутренней полостью со щелевыми отверстиями 6, которая сообщается с задней частью полости 5. Воздушный канал 8 разделен вертикальными продольными стенками 12 на несколько частей с целью стабилизации воздушного потока при воздействии на транспортное средство сильного бокового ветра, а также с целью повышения несущей способности и жесткости аэродинамического устройства. Полость 5 образуется соединением с помощью сварки корытообразных элементов 13 и 14. Элементы конструкции 13, соединенные друг с другом и со стенками 12 с помощью сварки, образуют жесткую панель 1, которую укладывают на крышу автомобиля и прикрепляют с помощью элементов 3 и креплений 4 к кузову автомобиля. При нагруженном основании 1, например несколькими чемоданами, крепление груза к основанию выполняется с помощью резинового троса, фиксаторы которого пропускают через отверстия 15 в боковинах 2. Для снижения аэродинамического сопротивления груза его укрывают тентом 16, который в натянутом состоянии (фиг.2) создает обтекаемую форму груженого основания устройства.
Устройство работает следующим образом. В транспортном положении грузонесущего основания, т.е. при отсутствии груза, благодаря воздушному каналу 8, в котором образуется пониженное давление воздуха в его наиболее узком сечении, происходит отсос заторможенных масс воздуха из потока у поверхности основной панели 1, а также с поверхности закрылка 9, который, поворачивая воздушный поток, выходящий из канала 8, подает его в зону пониженного давления за кузовом автомобиля, что приводит к уменьшению дефицита давления в этой зоне и снижению аэродинамического сопротивления кузова автомобиля. В эксплуатационном положении, когда на основной панели 1 находится груз, часть воздушного потока, стекающая с накрытого тентом 16 багажа, попадает в зону влияния щелевых отверстий 6, расстояние до которых от последнего багажного места должно быть оптимальным, и за счет разряжения в полости 5 перехватывается отверстиями 6, что предотвращает отрыв потока от наружной поверхности закрылка 9.
Кроме основного эффекта расширения функциональных возможностей аэродинамического устройства могут быть получены следующие дополнительные эффекты: устранение забрызгивания грязью задней стенки кузова автомобиля путем обдува ее воздушным потоком, выходящим из канала 8; повышение в летнее время комфортных условий в салоне автомобиля благодаря экранированию крышки от воздействия прямых солнечных лучей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2025404C1 |
Транспортное средство с аэродинамическим устройством | 1990 |
|
SU1752636A1 |
КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2419570C2 |
Устройство сопряжения багажника с крышей легкового автомобиля | 1981 |
|
SU982945A1 |
СПОСОБ СБОРКИ КОРЗИНЫ БАГАЖНИКА АВТОМОБИЛЯ | 2017 |
|
RU2698602C2 |
ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ АВТОМОБИЛЬ | 1991 |
|
RU2016804C1 |
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2015 |
|
RU2594839C1 |
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ И УМЕНЬШЕНИЯ ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2469911C2 |
ТРАНСПОРТНАЯ ПОДДЕРЖКА | 2014 |
|
RU2545246C1 |
АЭРО(ГИДРО)ДИНАМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО | 2000 |
|
RU2163207C1 |
Использование: изобретение относится к кузовам транспортных средств, а именно к внешним аэродинамическим устройствам, устанавливаемым на поверхности кузова. Сущность изобретения: транспортное средство с аэродинамическим устройством содержит основную панель 1 грузонесущего основания, закрепленного на крыше кузова транспортного средства посредством боковин 2, соединенных с помощью соединительных элементов 3 и креплений 4 с водосточными желобами кузова. Задняя часть панели 1 снабжена полостью с целевыми отверстиями и связана посредством одного из отверстий с наиболее узким сечением воздушного канала 8, образованного панелью 1 и крышей кузова. К задней части панели присоединен закрылок 9 для обеспечения безотрывного обтекания задней стенки кузова. Боковины 2 выполнены с отверстиями 15 для крепления фиксаторов груза. 7 ил.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВОМ, содержащее кузов, в задней части которого расположено аэродинамическое устройство, имеющее воздушный канал, выполненный в поперечном сечении с сужением в задней части и образованный крышей транспортного средства, при этом внутри воздушного канала перед его сужением установлена дополнительная панель с образованием полости между дополнительной панелью и основной, в задней части последней выполнены впускные отверстия для откоса пограничного слоя с наружной поверхности панели, а выпускное отверстие полости расположено в зоне воздушного канала, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем использования аэродинамического устройства в качестве багажника, основная панель выполнена в виде грузонесущего основания, верхние кромки боковин основной панели расположены в вертикальной плоскости выше грузонесущего основания и снабжены средствами крепления фиксирующих груз элементов и закрылком, шарнирно установленным в задней части грузонесущего основания с возможностью изменения проходного сечения воздушного канала в зависимости от габаритов груза.
Транспортное средство с аэродинамическим устройством | 1990 |
|
SU1752636A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1995-08-09—Публикация
1990-06-07—Подача