СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ОТ ЗАСТРЕВАНИЯ ВО ЛЬДАХ Российский патент 1995 года по МПК B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2042567C1

Изобретение относится к транспортным морским операциям, в частности к ледокольной проводке транспортных судов во льдах, и может быть использовано при осуществлении ледовых плаваний в условиях сжатий в Арктике и замерзающих морях.

Известен способ освобождения судна от застревания во льдах, при котором ведущий ледокол совершает разворот на циркуляции, проходит в обратном направлении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе.

Целью предлагаемого способа является повышение эффективности работ в условиях сильных боковых сжатий, в частности, сформированных действием ветра боковых направлений.

Цель достигается тем, что в способе, при котором ведущий ледокол совершает разворот на циркуляции, проходит в обратном направлении на удалении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе, преимущественно, при расстоянии между бортами 10-30 м, этот проход в обратном направлении производят с наветренной стороны освобождаемого судна под острым углом к направлению ветра, преимущественно курсом в бейдевинд, а разворот с выходом на параллельный курс осуществляют после пересечения вектора ветра, действующего на корму освобождаемого судна.

На чертеже показана схема последовательности операций, выполняемых ледоколом при реализации способа.

Ледоколом 1, ведущим по прокладываемому им каналу 2 транспортное судно 3 после получения сообщения с этого судна 3 о застревании его во льду, совершает разворот на циркуляции в зоне 4 и проходит в обратном направлении, создавая дополнительный обводной канал 5 на удалении от освобождаемого судна 3 и с наветренной стороны этого судна 3. При этом направление движения ледокола 1 на участке 5 задают под острым углом к направлению ветра 6, преимущественно курсом в бейдевинд, т.е. под углом от 10 до 80о (на чертеже показан вариант ситуации при движении курсом в крутой бейдевинд с постепенным переходом в полный бейдевинд правого борта). После пересечения ледоколом 1 вектора ветра 7, действующего на корму освобождаемого судна 3, в зоне 8 совершают pазворот в направлении освобождаемого судна 3, проходят к этому судну, создавая отрезок канала 9, а затем осуществляют околку судна 3 на параллельном курсе 11 с подветренной стороны судна 3. Околку производят по известным правилам, т.е. проходя ледоколом 1 мимо освобождаемого судна 3, выдерживая расстояние между бортами в пределах 10-30 м в зависимости от толщины ледяного покрова.

В предлагаемом способе курс обратного движения ледокола задан под острым углом к направлению ветра, преимущественно в бейдевинд. При этом, во-первых, ледокол 1 в конечном итоге огибает зону концентрации 12, а во-вторых, его движение на участках 5 и 9 задаваемой траектории осуществляется под углом к фронту сжатий. При таких условиях ледоколом 1 развивается скорость, в 3-4 раза превышающая возможную скорость движения по кратчайшей траектории возврата, т.е. контркурсом на удалении 100-150 м от исходного канала 2.

Похожие патенты RU2042567C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕДОКОЛЬНОЙ ПРОВОДКИ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ 1992
  • Степанюк И.А.
  • Бацких Ю.М.
  • Чупыра А.Л.
RU2042568C1
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ ЛЕДОКОЛА ЧЕРЕЗ ЛЕДЯНОЙ ПОКРОВ 1991
  • Бацких Ю.М.
  • Степанюк И.А.
  • Чупыра А.Л.
RU2065372C1
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ ЛЕДОКОЛА ЧЕРЕЗ ЛЕДЯНОЙ ПОКРОВ 1991
  • Бацких Ю.М.
  • Степанюк И.А.
  • Чупыра А.Л.
RU2065371C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЖИДКОГО ГРУЗА НА ТАНКЕР (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Куликов Н.В.
  • Рукша В.В.
RU2200109C1
Корпус ледокола 1977
  • Васильков Алексей Кузьмич
SU919920A1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Медведев Александр Михайлович
  • Комов Виктор Михайлович
RU2462386C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЖИДКОГО ГРУЗА НА ТАНКЕР 2004
  • Куликов Н.В.
  • Рукша В.В.
RU2250177C1
ЛЕДОКОЛ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ И СИСТЕМА ОДНООПОРНОЙ ШВАРТОВКИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ СУДОВ 2002
  • Куликов Н.В.
  • Рукша В.В.
RU2201375C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЖИДКОГО ГРУЗА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НЕФТИ, НА ТАНКЕР 2008
  • Куликов Николай Владимирович
RU2378149C1
ВРЕМЕННЫЙ ПРИЧАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ И ЗАМЕРЗАЮЩИХ МОРЕЙ 1991
  • Бацких Ю.М.
  • Степанюк И.А.
RU2038277C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 042 567 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ОТ ЗАСТРЕВАНИЯ ВО ЛЬДАХ

Использование: во время транспортных морских операций при осуществлении ледовых плаваний в условиях сжатий в Арктике и замерзающих морях. Сущность: ледокол, ведущий транспортное судно, совершает разворот, проходит в обратном направлении на удалении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе, преимущественно при расстоянии между бортами 10-30 м, этот проход в обратном направлении производят с наветренной стороны освобождаемого судна под острым углом к направлению ветра, преимущественно - курсом в бейдевинд, а разворот с выходом на параллельный курс осуществляют после пересечения вектора ветра, действующего на корму освобождаемого судна. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 042 567 C1

СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ОТ ЗАСТРЕВАНИЯ ВО ЛЬДАХ, при котором ведущий ледокол совершает разворот, проходит в обратном направлении от освобождаемого судна и после нового разворота производит околку судна на параллельном курсе, отличающийся тем, что околку судна на параллельном курсе производят преимущественно при расстоянии между бортами 10-30 м, а проход в обратном направлении производят с наветренной стороны освобождаемого судна под острым углом к направлению ветра преимущественно курсом в бейдевинд, а разворот с выходом на параллельный курс осуществляют после пересечения вектора ветра, действующего на корму освобождаемого судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2042567C1

Петров М.К
Плавание во льдах
Двухступенное или многоступенное гидравлическое инжекционное устройство для сжатия воздуха и других газов, с применением насосов для постоянного поддержания циркуляции в нем жидкости 1925
  • Д.О. Бовинг
SU1955A1
Устройство для выпрямления многофазного тока 1923
  • Ларионов А.Н.
SU50A1

RU 2 042 567 C1

Авторы

Степанюк И.А.

Бацких Ю.М.

Чупыра А.Л.

Даты

1995-08-27Публикация

1992-06-26Подача