Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки, предназначенным как для полетов в атмосфере, так и в космическом пространстве.
Известен летательный аппарат вертикального взлета и посадки, содержащий корпус круглой в плане формы, выполненный в форме линзы с выпуклой верхней поверхностью, и силовую установку (авт. св. СССР N 1496630, кл. В 64 С 29/00, 1984).
Такой аппарат сложен по конструкции и не может быть использован для полетов в космическом пространстве.
Технической задачей изобретения является упрощение конструкции и расширение диапазона работы летательного аппарата для использования его при внеатмосферных полетах.
Это достигается тем, что летательный аппарат содержит корпус круглой в плане формы, выполненный в форме линзы с выпуклой верхней поверхностью, и силовую установку, причем корпус выполнен с плоской или выпуклой нижней поверхностью и в нижней части содержит емкость-отсек для горючего, по оси вращения корпуса установлен гироскоп, над которым размещена аварийно-парашютная система, силовая установка снабжена комбинированным соплом, выполненным в форме кольца и закрепленным при помощи кронштейнов на корпусе летательного аппарата, на внешней части комбинированного сопла установлены по касательной к поверхности цилиндрические управляющие сопла, ориентированные в направлении, противоположном направлению движения, между управляющими соплами по внешней кромке комбинированного сопла установлены сопла движения, комбинированное сопло снабжено в верхней части тремя симметрично расположенными двигателями.
На фиг. 1 представлен летательный аппарат; на фиг. 2 то же, вид сверху.
Летательный аппарат содержит корпус 1, гироскоп 2, емкость-отсек 3 для горючего, аварийно-парашютную систему 4. Корпус 1 соединен кронштейном 5 с силовой установкой 6, снабженной управляющими соплами 7, соплами 8 и 9 движения и двигателями 10. Сопла 8 и 9 снабжены заслонками (не показаны).
Герметичный корпус 1 изготавливается из алюминиевых и титановых сплавов. Гироскоп 2 устанавливается в центре корпуса. Отсек 3 выполнен из того же материала, что и корпус 1, внутренний объем отсека 3 заполнен пористым металлом для повышения надежности хранения горючего при резком маневрировании. В верхней части корпуса 1 размещают аварийно-парашютную систему 4, аналогичную системам, используемым в космических летательных аппаратах.
Устройство работает следующим образом.
Перед запуском двигателей 10 гироскоп 2 выводят на рабочий режим. После запуска двигателей струи газа поступают в силовую установку 6, изменяя тягу двигателей 10 при закрытых соплах 7 управления и соплах 8 движения, осуществляют вертикальный взлет летательного аппарата. Для преодоления реактивного момента, обусловленного вращением гироскопа 2, открывают одно из сопел 7 управления, что обуславливает устойчивое положение аппарата в пространстве.
При открытии сопел 8 движения летательный аппарат перемещается в горизонтальном направлении. Уменьшая тягу двигателей 10, осуществляют вертикальную посадку летательного аппарата, предварительно уменьшив до нуля горизонтальную составляющую скорости.
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат содержит корпус 1, гироскоп 2, емкость-отсек 3 для горючего, аварийно-парашютную систему 4, кронштейн 5, соединяющий корпус 1 с силовой установкой 6, выполненной с цилиндрическими управляющими соплами, соплами движения и двигателями 10. 2 ил.
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, содержащий корпус круглой в плане формы, выполненный в форме линзы с выпуклой верхней поверхностью и силовую установку, отличающийся тем, что корпус выполнен с плоской или выпуклой нижней поверхностью и в нижней части содержит емкость-отсек для горючего, по оси вращения корпуса установлен гироскоп, над которым размещена аварийно-парашютная система, силовая установка снабжена комбинированным соплом, выполненным в форме кольца и закрепленным при помощи кронштейнов на корпусе летательного аппарата, на внешней части комбинированного сопла установлены по касательной к поверхности цилиндрические управляющие сопла, ориентированные в направлении, противоположном направлению движения, между управляющими соплами по внешней кромке комбинированного сопла установлены сопла движения, комбинированное сопло снабжено в верхней части тремя симметрично расположенными двигателями.
Авторское свидетельство СССР N 1496630, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1995-08-27—Публикация
1992-09-24—Подача