Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям, работающим при расширении и сжатии массы рабочего тела, которая нагревается и охлаждается в одной из нескольких постоянно сообщающихся камер переменного объема, например двигатели, работающие по циклу Стирлинга, и может быть использовано в двигателях с внешним подводом тепла.
Известен двигатель с внешним подводом тепла, содержащий источник тепла, теплообменники, по меньшей мере две пары холодных камер сжатия изменяемого объема (камеры сжатия) и горячих камер расширения изменяемого объема (камеры расширения), крышки к указанным камерам, камеры охлаждения постоянного объема (камеры охлаждения) и горячие камеры постоянного объема (нагреватели), соединенные с камерами сжатия и камерами расширения каналами с установленными в них трехходовыми газораспределительными управляемыми клапанами и автоматическими самодействующими клапанами и предназначенными для перетока рабочего тела.
Недостатками известной конструкции двигателя являются:
наличие излишне большого суммарного объема (внутреннего) каналов, соединяющих камеры расширения и камеры сжатия, служащих для охлаждения рабочего тела, что снижает работу цикла и мощность двигателя;
наличие теплообменников регенеративного типа в ряде технических применений двигателей, особенно в стационарных энергоустановках и гелиоустановках с постоянным потоком тепла, ухудшает массово-габаритные показатели, усложняет двигатель;
в восьми и более цилиндровых машинах наличие двух независимых, горячих камер неизменяемого объема ухудшает массово-габаритные показатели и снижает работу цикла, если не ставится цель иметь резервный горячий контур.
Цель изобретения расширение области применения за счет увеличения работы цикла и скорости его протекания, улучшение массово-габаритных показателей, а также повышение мощности.
С этой целью в предлагаемом двигателе камеры охлаждения постоянного объема попарно объединены из условия образования единой полости охлаждения и соединены каналами с холодными камерами сжатия изменяемого объема и горячими камерами расширения изменяемого объема с возможностью обеспечения опережения по фазе момента начала наполнения камер сжатия по отношению к моменту подключения камер расширения к соединяющей их единой полости охлаждения.
Горячие камеры постоянного объема (нагреватели) могут быть связаны между собой из условия образования объединенной общей камеры, при этом для обеспечения стабилизации крутящего момента двигателя в режиме частичных нагрузок внутренний объем объединенной камеры должен значительно превышать суммарный объем камеры сжатия и расширения.
Каналы, соединяющие камеры охлаждения постоянного объема с горячими камерами расширения с изменяемым объемом посредством трехходовых газораспределительных управляемых клапанов, могут быть объединены с каналами, соединяющими камеры охлаждения постоянного объема с холодными камерами сжатия с изменяемым объемом посредством автоматических самодействующих клапанов в один объединенный канал, соединяющий горячие камеры постоянного объема с клапанами через теплообменники.
В результате проведенного патентного поиска аналог, характеризующийся признаками, идентичными совокупности существенных признаков предполагаемого изобретения, не обнаружен.
Результаты исследований особенностей протекания процессов цикла в предложенном двигателе в неравновесных условиях подтверждают эффективность вносимых изменений в конструкцию, увеличение работы цикла и мощности в целом ряде случаев.
На фиг. 1 и 2 изображен предлагаемый двигатель; на фиг. 3 упрощенный четырехкамерный вариант двигателя с теплообменниками рекуперативного типа и с объединенным каналом контура охлаждения.
Двигатель содержит выполненное, например, в виде сильфонов по меньшей мере две пары камер 1-4 расширения и камер 5-8 сжатия, причем крышки камер сжатия и расширения, работающих в противофазе, выполнены за одно целое.
Двигатель содержит также теплообменники 9-12 рекуперативного типа, соединенные с горячими камерами 13 постоянного объема (нагревателями), к которым подключен источник 14 тепла. Нагреватели 13 связаны между собой и образуют одну объединенную общую камеру. Камеры 15-18 охлаждения постоянного объема, где охлаждается рабочее тело, также объединены попарно из условия образования единой полости охлаждения. Нагреватели 13 и камеры 15-18 охлаждения соединены с камерами 5-8 сжатия и камерами 1-4 расширения каналами 19-22, предназначенными для перетока рабочего тела. В каналах 19-22 установлены трехходовые газораспределительные клапаны управляемые 23-26 и автоматические самодействующие клапаны 27. Для управления работой клапанов 23-26 служат кулачки 28. Двигатель снабжен рычажно-сферическим механизмом 29 преобразования расширения рабочего тела в камерах 1-4 расширения во вращение вала двигателя. Жесткая тяга 30 служит для соединения и передачи усилия объединенным крышкам камер, работающих в противофазе.
Двигатель работает следующим образом.
В исходном положении (фиг. 1) сильфон-камера 1 расширения разжимается, сильфон-камера 3 расширения сжимается, сильфон-камера 2 разжата, сильфон-камера 4 сжата. Теплообменник 9 отбирает тепло у части рабочего тела, расширяющегося в полость камеры 1 расширения, теплообменник 11 передает тепло части рабочего тела, поступающей из камеры 7 сжатия, сжимающейся совместно с камерой 3 расширения, через трехходовой газораспределительный клапан 25, выталкивая содержащийся в ней газ в полость охлаждения, образованную камерами 15 и 17 охлаждения. Клапан 26 переводится в положение, позволяющее рабочему телу из горячей камеры постоянного объема 13 начать расширяться в камеру 4 расширения, а клапану 24 выталкивать рабочее тело из камеры 2 расширения в полость охлаждения, образованную камерами 16 и 18 охлаждения. Полость камеры 5 сжатия сильфона, разжимающегося синхронно с сильфоном-камерой 1 расширения, создает предварительное разрежение в полости охлаждения, образованной камерами 16 и 18 охлаждения, необходимое для осуществления последующего цикла.
Расширяющийся газ из горячих камер 13 постоянного объема через теплообменник 9 и качающуюся шайбу рычажно-сферического механизма 29 преобразователя сжимает газ в камере 7 сжатия, выталкивает его из камеры 3 расширения и передает на вал двигателя вращающий момент и полезную мощность через жесткую тягу 30, объединяющую крышки камер, работающих в противофазе. Такое объединение и расположение крышек камер сделано с расчетом, чтобы вспомогательные усилия, обеспечивающие осуществление процессов цикла, передавались через жесткий элемент и не нарушали опоры и шарниры рычажно-сферического механизма преобразователя, а на вал двигателя передавалась бы только полезная мощность. В целом ряде применений это позволяет снизить габариты устройства, упростить привод трехходовых клапанов 23-26 одним кулачком 28 через два роликовых толкатели, фазы движения у которых смещены на 90о.
В упрощенном четырехкамерном варианте (фиг. 3) через опоры передаются все как полезные, результирующие, так и вспомогательные рабочие усилия.
Клапаны 24 и 26 работают в противофазе и переключаются раньше или позже по фазе на 90о по отношению к клапанам 23 и 25, также работающим в противофазе.
Последовательность процессов цикла в камерах двигателя идет против часовой стрелки в плоскости чертежа, представленного на фиг. 1.
Теплообменники 9-12 располагаются в наиболее удаленных от точки объединения местах горячих камер 13 постоянного объема для предотвращения перетекания непрогретого газа в смежный теплообменник (предотвращения теплового короткого замыкания).
Отношение величины внутреннего объема объединенной общей камеры 13 к суммарному внутреннему объему камер сжатия и расширения необходимо увеличивать, одновременно увеличивая площадь поверхности стенок и теплопередачу к рабочему телу, а также увеличивать нагрев газа, поступающего из теплообменников в горячую камеру 13 постоянного объема. Все это повышает эффективность теплообмена, увеличивает скорость протекания процессов цикла и мощность двигателя.
Таким образом, если в прототипе теплообмен происходил примерно на половине времени рабочего цикла двигателя, то в предлагаемом техническом решении он идет практически за все это время, причем сжиматься и расширяться в горячих и холодных камерах может относительно меньшая часть газа.
В сравнении с известной предлагаемая конструкция в целом ряде применений позволяет снизить габариты, увеличить работу цикла и мощность двигателя.
Уменьшение объемов камер расширения и сжатия позволяет сократить габариты преобразователя давления (механической части двигателя), приближать или встраивать его в движитель.
Относительно больший объем газа по сравнению с прототипом в горячей камере постоянного объема в режимах частичных нагрузок при малом числе оборотов двигателя в большей степени, чем в прототипе, влияет на стабильность крутящего момента, позволяет уменьшить пределы его регулирования вне двигателя.
В высокофоpсиpованных по давлению газа и температуре двигателях возможно применение вместо сильфонных камер переменного объема обычных поршневых с пластиковыми (полиамидными) уплотнениями, позволяющими снизить трение и работать в диапазоне повышенных остаточных температур газа из-за неполной регенерации.
Основные отличия предлагаемого технического решения следующие:
все полости, где нагревается газ, объединены;
при увеличении объема этих полостей работа двигателя улучшается;
наличие преобразователя давления газа во вращение вала, не подверженного воздействию максимальных температур цикла;
значительно снижено влияние относительно вредного пространства, которое может быть компенсировано увеличением объема полости нагрева;
не играет никакой роли тип теплообменника регенеративный или рекуперативный;
как правило, нет необходимости в жидкостном промежуточном теплоносителе для обеспечения нижней температуры цикла;
для получения равной с ДВС и Стирлингом работы цикла сжимать и расширять можно значительно меньшую долю рабочего тела, что снижает литраж и габариты преобразователя;
двух, четырех, восьмицилиндровые варианты конструкции двигателя представляют собой различные по особенностям протекания цикла устройства. Восьмицилиндровый вариант не может быть получен из двухцилиндрового простым суммированием. Это машина со своим собственным циклом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двигатель Стирлинга | 1989 |
|
SU1830425A1 |
Тепловой поршневой двигатель замкнутого цикла | 2019 |
|
RU2718089C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕПЛА И ХОЛОДА | 1993 |
|
RU2106582C1 |
ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛА | 2003 |
|
RU2246021C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРЕВА И ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА | 1997 |
|
RU2131563C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ МЕНЬШОВА | 2009 |
|
RU2435975C2 |
Роторный двигатель внешнего сгорания | 2021 |
|
RU2764822C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРЕВА И ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА | 1993 |
|
RU2085813C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРЕВА И ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА | 1996 |
|
RU2117221C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРЕВА И ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА | 1996 |
|
RU2118766C1 |
Использование: энергетика и транспорт. Сущность изобретения: двигатель содержит источник 14 тепла, теплообменники 9 12, холодные камеры 5 8 сжатия, горячие камеры 1 4 расширения, камеры охлаждения постоянного объема и горячие камеры 13 постоянного объема, соединенные с камерами сжатия и камерами расширения каналами с клапанами. Камеры охлаждения постоянного объема попарно соединены с целью образования единой полости охлаждения и соединены каналами с холодными камерами сжатия и горячими камерами расширения. Горячие камеры постоянного объема также связаны между собой с целью образования объединенной общей камеры, а внутренний объем объединенной общей камеры выбран большим суммарного объема внутренней холодной камеры сжатия и горячей камеры расширения. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Двигатель Стирлинга | 1989 |
|
SU1830425A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1995-08-27—Публикация
1993-07-27—Подача