ОБМЕННИК ДАВЛЕНИЯ Российский патент 1995 года по МПК F04F11/02 

Описание патента на изобретение RU2043544C1

Изобретение относится к дизелестроению и направлено на усовершенствование конструкций обменников давления, преимущественно давления отработавших газов и воздуха для систем наддува двигателей внутреннего сгорания.

Известен обменник давления, преимущественно давления отработавших газов и воздуха для систем наддува ДВС, содержащий ротор, консольно установленный на валу посредством подшипникового узла и снабженный продольными каналами для обменивающихся давлением рабочих сред, вентилятор и охватывающий ротор статор с торцовыми плитами, в первой из которых выполнены впускные и выпускные окна для сжимаемого воздуха, а во второй впускные и выпускные окна для сжимающего газа [1]
Однако такой обменник давления отличается конструктивной сложностью, обусловленной расположением вентилятора в канале подвода воздуха, наличием перегородки, установленной в канале с элементом перемещения, и системы регулирования производительности вентилятора, включающей блок управления, срабатывающий от датчика температуры, установленного в канале отвода сжимающего газа. Эти недостатки являются основными причинами, ограничивающими широкое использование обменника в дизелестроении.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является обменник давления, преимущественно давления отработавших газов и воздуха для систем наддува двигателей внутреннего сгорания, содержащий ротор, консольно установленный на валу посредством подшипникового узла и снабженный продольными каналами для обменивающихся давлением рабочих сред, приводную газовую турбину с рабочими лопатками по ободу ступицы колеса и охватывающий ротор статор с торцовыми плитами, в первой из которых выполнены впускные и выпускные окна для сжимаемого воздуха, а во второй впускные и выпускные окна для сжимающего газа [2]
Однако отсутствие вентилятора и полости в роторе не позволяет эффективно использовать подобный обменник, так как в нем не обеспечивается надежная и эффективная продувка каналов.

Техническим результатом, получаемым при использовании изобретения, является упрощение конструкции и повышение эффективности продувки каналов ротора во всем диапазоне рабочих режимов обменника.

На фиг. 1 схематично изображен описываемый обменник давления; на фиг.2 схема развертки ротора с газораспределительными окнами.

Обменник давления содержит статор 1, подшипниковый узел 2, первую торцовую плиту 3, выполненную заодно с корпусом подшипникового узла и имеющую впускные и выпускные окна 4, 5 для сжимаемого воздуха, вал 6, на котором консольно относительно подшипникового узла установлен ротор 7 с полостью 10 и размещенными по его окружности продольными каналами 8, образованными лопатками 9, улитку 11 с подводом 12 газов высокого давления, отводом 13 газов низкого давления, вставку 14 с подводящими каналами 15 и выпускными окнами 16, колесо 17 приводной газовой турбины, рабочие лопатки 18 которой жестко закреплены наружными поверхностями 19 в центральной полости 10 ротора 7, в которой оно установлено.

В ступице 20 колеса газовой турбины выполнен центральный отводной канал 21. Вторая торцовая плита 22 имеет впускные и выпускные окна 23, 24 для сжимающего газа. Приводная газовая турбина обменника давления снабжена сопловым аппаратом 25 с сопловыми лопатками 26. Вентилятор 27 установлен на конце вала 6 со стороны подшипникового узла 2, а кожух 28 вентилятора прикреплен к первой торцовой плите 3; при этом отношение проходного сечения соплового аппарата 25 к суммарному проходному сечению впускных окон 23 для сжимающего газа составляет 0,3-0,7.

Работа обменника давления заключается в следующем. Газы из выпускного коллектора двигателя поступают к каналам 8 ротора 7 через подвод 12 по подводящим каналам 15 вставки 14 и впускные окна 23 для сжимающего газа во второй торцовой плите 22. Одновременно газы поступают на рабочие лопатки 18 колеса 17 приводной газовой турбины через сопловой аппарат 25. Учитывая, что колесо 17 газовой турбины жестко связано наружной поверхностью 19 рабочих лопаток 18 с внутренней поверхностью центральной полости 10 ротора 7, последний начинает раскручиваться и его каналы 8 последовательно проходят газораспределительные окна.

Поступая в каналы 8 через впускные окна 23 (фиг.2), газы расширяются и постепенно сжимают находящийся в них воздух до определенного давления (в рассматриваемой системе наддува ДВС, как правило, предусматривается установка байпасного клапана, обеспечивающего поступление воздуха в двигатель непосредственно из атмосферы до подачи сжатого воздуха обменником давления). В момент прохождения каналом 8 выпускных окон 5 сжатый воздух вытесняется во впускной коллектор двигателя. При прохождении каналом 8 ротора 7 выпускных окон 24 и впускных окон 4 происходит сначала предварение выпуска отработавших в канале ротора газов, а затем под воздействием напора воздуха, подаваемого вентилятором 27, происходит продувка каналов 8 свежим воздухом. На этом завершается рабочий цикл конкретного рассматриваемого канала 8 ротора 7. При этом, за счет подпора воздуха, создаваемого работой вентилятора 27, продувка каналов 8 ротора 7 осуществляется независимо от согласованности частоты вращения ротора с волновыми процессами в каналах. Это обстоятельство исключает необходимость регулирования проходного сечения Fс соплового аппарата 25 приводной газовой турбины относительно суммарного проходного сечения F впускных окон 23 сжимающего газа.

Отношение этих проходных сечений Fс к F выбирается равным 0,3-0,7 в зависимости от частоты вращения вентилятора 27, обеспечивающей эффективную продувку каналов ротора в рабочем диапазоне работы обменника давления.

Похожие патенты RU2043544C1

название год авторы номер документа
Волновой обменник давления 1982
  • Исаков Юрий Николаевич
  • Галышкин Николай Васильевич
SU1040233A1
Газодинамический обменник давления 1978
  • Ломов Сергей Иванович
SU742615A1
Комбинированный двигатель внутреннего сгорания 1989
  • Крайнюк Александр Иванович
  • Левчук Вячеслав Петрович
  • Курдюков Александр Петрович
  • Малков Евгений Александрович
SU1717853A1
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
RU2015363C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ 1988
  • Горбунов Е.М.
  • Белугин Г.И.
  • Борецкий Б.М.
  • Курдюков А.П.
  • Власов Я.Я.
RU1628620C
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Зленко М.А.
  • Кутенев В.Ф.
  • Романчев Ю.А.
  • Тюрин А.В.
RU2105175C1
Газопаровая энергетическая установка 2019
  • Костюков Владимир Николаевич
RU2811448C2
РАДИАЛЬНАЯ ИМПУЛЬСНАЯ ТУРБИНА НАДДУВА ДИЗЕЛЯ 1994
  • Шурипа В.А.
RU2109142C1
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Перов Константин Юрьевич
  • Добашин Сергей Анатольевич
  • Крючков Павел Алексеевич
RU2449139C1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Борецкий Борис Маркович
  • Соколов Сергей Сергеевич
SU1204760A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 043 544 C1

Реферат патента 1995 года ОБМЕННИК ДАВЛЕНИЯ

Использование: в дизелестроении при проектировании волновых обменников давления преимущественно в двигателях внутреннего сгорания для систем наддува. Сущность изобретения: обменник снабжен вентилятором с кожухом, последний прикреплен к первой торцевой плите, а его полость сообщена с каналами ротора, вентилятор жестко закреплен на конце вала со стороны подшипникового узла перед первой торцевой плитой, в роторе выполнена центральная полость, турбина снабжена сопловым аппаратом, ее колесо установлено в полости ротора и жестко закреплено в ней наружной поверхностью рабочих лопаток, а в ступице колеса турбины выполнен центральный отводной канал, при этом отношение проходного сечения соплового аппарата турбины к суммарному проходному сечению впускных окон для сжимающего газа составляет 0,3 0,7. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 043 544 C1

ОБМЕННИК ДАВЛЕНИЯ, преимущественно давления отработавших газов и воздуха для систем наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащий ротор, консольно установленный на валу посредством подшипникового узла и снабженный продольными каналами для обменивающихся давлением рабочих сред, приводную газовую турбину с рабочими лопатками по ободу ступицы колеса и охватывающий ротор статор с торцовыми плитами, в первой из которых выполнены впускные и выпускные окна для сжимаемого воздуха, а во второй впускные и выпускные окна для сжимающего газа, отличающийся тем, что обменник снабжен вентилятором с кожухом, последний прикреплен к первой торцевой плите, а его полость сообщена с каналами ротора, вентилятор жестко закреплен на конце вала со стороны подшипникового узла перед первой торцевой плитой, в роторе выполнена центральная полость, турбина снабжена сопловым аппаратом, ее колесо установлено в полости ротора и жестко закреплено в ней наружной поверхностью рабочих лопаток, а в ступице колеса турбины выполнен центральный отводной канал, при этом отношение проходного сечения соплового аппарата турбины к суммарному проходному сечению впускных окон для сжимающего газа составляет 0,3 0,7.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2043544C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Волновой обменник давления 1982
  • Исаков Юрий Николаевич
  • Галышкин Николай Васильевич
SU1040233A1

RU 2 043 544 C1

Авторы

Ломов С.И.

Даты

1995-09-10Публикация

1992-12-29Подача