Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для охранной сигнализации транспортных средств, и может быть использовано для подачи сигнала тревоги при несанкционированном воздействии на транспортные средства.
Известно устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства (авт. св. N 823194, кл. B 60 R 25/10), содержащее сигнальный элемент. Формирование сигнала тревоги в устройстве сигнализации происходит как при замыкании контактов контактного датчика, так и при размыкании его контакта.
Известна автономная система аварийной сигнализации для транспортного средства (Патент Франции N 2437958, кл. B 60 R 25/10), взятая в качестве прототипа, содержащая аккумулятор-пробку, временной замедлитель входной, выходной и сигнальный, детектор отсоединения питания, сигнальное звуковое средство, детектор взлома, выключатель.
Недостатками известных устройств являются конструктивная сложность, низкая чувствительность и надежность за счет наличия движущихся механических элементов вибрационного контактного датчика, а также возможности потери контактирования из-за окисления и подгорания контактов.
Проблема изобретения состоит в упрощении конструкции, повышении чувствительности и надежности устройства.
Поставленная проблема решается за счет того, что в устройство для охранной сигнализации транспортного средства, содержащее датчик сотрясений, последовательно включенные первые ждущий мультивибратор, второй ждущий мультивибратор, усилитель, сигнальный элемент, введены последовательно включенные частотный детектор, активный фильтр, двухпороговый компаратор, при этом датчик сотрясений выполнен с частотным выходом, который соединен с входом частотного детектора, а выход компаратора подключен ко входу первого ждущего мультивибратора.
Датчик сотрясений выполнен в виде частотного генератора с LC-контуром, катушка индуктивности которого расположена на ампуле с ферромагнитной жидкостью.
Частотный детектор содержит диодный выпрямительный мост, первый и второй конденсаторы, включенные в цепи, подходящие к мостовым выводам переменного тока, третий конденсатор и резистор, включенные между мостовыми выводами постоянного тока, один из которых связан с шиной нулевого потенциала.
Компаратор содержит операционный усилитель, диодный выпрямительный мост, включенный на дифференциальном входе операционного усилителя, конденсатор, включенный в цепь, подходящую к одному из мостовых выводов переменного тока, другой аналогичный вывод которого связан с шиной нулевого потенциала, два резистора, включенных между мостовыми выводами постоянного тока и питающими шинами.
На фиг. 1 приведена структурная схема устройства для охранной сигнализации транспортного средства; на фиг. 2 принципиальная электрическая схема.
Устройство содержит последовательно соединенные датчик 1 сотрясений, частотный детектор 2, активный фильтр 3, двухпороговый компаратор 4, первый ждущий мультивибратор 5, второй ждущий мультивибратор 6, усилитель 7, сигнальный элемент 8.
Датчик 1 сотрясений содержит катушку 9 индуктивности, расположенную на ампуле, которая частично заполнена ферромагнитной жидкостью. Первый вывод катушки 9 индуктивности подключен к резистору 10 и конденсатору 11, второй вывод катушки 9 соединен с конденсатором 12 и входом инвертора 13, выход которого подключен к второму выводу резистора 10 и через инвертор 14 подключен к инвертору 15 и конденсатору 16 частотного детектора 2, при этом выход инвертора 15 соединен с конденсатором 17 частотного детектора 2.
Частотный детектор 2 содержит выпрямительный мост 18, конденсаторы 16, 17, включенные в цепи, подходящие к мостовым выводам переменного тока, конденсатор 19 и резистор 20, включенные между мостовыми выводами постоянного тока, один из которых связан с шиной нулевого потенциала 21.
Активный фильтр 3 содержит операционный усилитель 22, прямой вход которого является входом активного фильтра 3, а инверсный вход подключен к конденсатору 23 и резистору 24, второй вывод которого соединен с конденсатором 25 и через резистор 26 подключен к второму выводу конденсатора 23 и выходу операционного усилителя 22, который является входом компаратора 4.
Двухпороговый компаратор 4 содержит операционный усилитель 29, диодный выпрямительный мост 27, включенный на дифференциальном входе операционного усилителя 29, конденсатор 28, включенный в цепь, подходящую к одному из мостовых выводов переменного тока, другой аналогичный вывод связан с шиной нулевого потенциала 21, резисторы 30, 32, включенные между мостовыми выводами постоянного тока и между питающими шинами 31, 33.
Первый ждущий мультивибратор 5 содержит D-триггер 34, синхронизирующий вход которого является входом ждущего мультивибратора 5, информационный вход подключен к положительной шине питания 33, вход сброса через конденсатор 35 и резистор 36, соответственно к положительной шине питания 33 и к прямому выходу D-триггера 34, инверсный выход которого является выходом ждущего мультивибратора 5.
Второй ждущий мультивибратор 6 содержит D-триггер 37, синхронизирующий вход которого является входом ждущего мультивибратора 6, информационный вход подключен к положительной шине питания 33, вход сброса через конденсатор 38 и резистор 39, соответственно, к положительной шине питания 33 и прямому выходу D-триггера 37, который также является выходом ждущего мультивибратора 6.
Усилитель содержит инвертор 40, вход которого является входом усилителя 7, а выход через резистор 41 подключен к базе транзистора 42, эмиттер которого соединен с положительной шиной питания 33, а коллектор через последовательно соединенные резисторы 43 и 44 подключен к отрицательной шине питания 31, при этом соединенные выводы резисторов 43 и 44 подключены к управляющему входу тиристора 45, катод которого соединен с отрицательной шиной питания 31, а анод через сигнальный элемент 46 соединен с его шиной напряжения питания 47.
Устройство для охранной сигнализации транспортного средства работает следующим образом
При включении устройства путем подачи напряжения питания конденсаторы 35, 38 начинают заряжаться через резисторы 36, 39, при этом D-триггеры 34, 37 ждущих мультивибраторов 5, 6 устанавливаются в нулевое состояние и удерживаются в нем до тех пор, пока на входах сброса напряжение не станет меньше порога срабатывания, чем и определяется задержка в срабатывании устройства после его включения.
При воздействии на объект охраны меняется индуктивность катушки 9, что приводит к изменению частоты следования импульсов на выходе датчика 1 сотрясений и соответственно изменению напряжения на выходе частотного детектора 2. Далее сигнал фильтруется, усиливается активным фильтром 32 и при выходе величины сигнала за верхний или нижний порог срабатывает компаратор 4, по положительному фронту которого запускается первый ждущий мультивибратор 5, формирующий задержку в срабатывании устройства охранной сигнализации. По заднему фронту первого мультивибратора 5 запускается второй мультивибратор 6, формирующий длительность сигнала тревоги и воздействующий через усилитель 7 на сигнальный элемент 46.
Использование предложенного устройства позволит надежно защитить транспортные средства от несанкционированного воздействия на них, а также другие объекты (например, открывание или взламывание дверей помещений). Потребительские качества устройства выделяют его среди аналогичных по таким параметрам как простота конструкции, высокая чувствительность и надежность, практически неограниченный ресурс работ и отсутствие механических подвижных частей. Предложенное устройство фиксирует такие воздействия на автомобиль, как попытку укатить, уехать, снять стекло, открутить болты крепления колес, открыть двери, капот или багажник.
Таким образом, применение устройства охранной сигнализации экономически выгодно для его владельцев, так как повышает сохранность как автомобиля в целом, так и его узлов и комплектующих. Кроме того, задержка срабатывания при санкционированном воздействии на транспортное средство позволяет своевременно отключить питание устройства и тем самым не нарушать тишину.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ОХРАНЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2082636C1 |
ДОПЛЕРОВСКИЙ РАДИОВОЛНОВОЙ ИЗВЕЩАТЕЛЬ С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ОХРАННОЙ ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2012 |
|
RU2529544C2 |
Устройство для многоточечной сигнализации | 1987 |
|
SU1483474A1 |
ИЗМЕРИТЕЛЬ ВИБРАЦИИ | 2021 |
|
RU2783752C1 |
ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА | 1995 |
|
RU2093387C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ НАГРЕВАТЕЛЕМ В УПАКОВОЧНОЙ МАШИНЕ | 1993 |
|
RU2041844C1 |
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОУГОННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2031023C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧИСЛА ОБОРОТОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2116692C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 1991 |
|
RU2025781C1 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРЕРЫВАТЕЛЬ | 1993 |
|
RU2108661C1 |
Использование: транспортная техника, противоугонные системы транспортных средств. Сущность: датчик сотрясений выполнен с частотным выходом. При этом в устройстве введены частотный детектор с выпрямительным мостом и двухпороговый компаратор. При выходе частоты датчика за допустимые границы вырабатывается сигнал тревоги. В усторойстве предусмотрены также два ждущих мультивибратора, один из которых обеспечивает задержку в подаче тревожного сигнала для входа и выхода водителя, а другой нормирует длительность данного сигнала. 3 з. п. ф-лы, 2 ил.
FR, А1 N 2437958, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1995-10-10—Публикация
1992-03-31—Подача