Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к узлам крепления обмоток роторов клиньям.
Известна конструкция клина неявнополюсного ротора, представляющего собой специальный прокат из сплава Д 16 Т, имеющий верхнюю, нижнюю и боковые грани, у которых выполнены скошенными под некоторым углом заплечики, которыми клин опирается на выемки паза. Для длинных роторов клин выполняется составным из отрезков, которые будучи установленными в пазы соприкасаются торцами друг с другом.
К недостаткам этой конструкции относятся следующие: дюралюминиевый клин имеет низкое электросопротивление 0,027 (Ом. м/мм2), и находится в контактной паре со сталью бочки ротора, имеющей высокое удельное электрическое сопротивление 0,8 Ом . м/мм2, что обуславливает различные электродвижущие силы, индуктируемые в один и тот же момент зубцовыми пульсациями магнитного поля в зазоре от раскрытия пазов статора и созданную за счет этого разность электродвижущих сил на контактном переходе зубец клин, что при высоком давлении в контакте создает малое контактное сопротивление и, как следствие, циркуляционные токи под действием этой разности потенциалов, протекающие через места контакта. Это приводит к росту потерь в зубцах ротора, дополнительным перегревам зубцов и клиньев, что ухудшает КПД и снижает надежность за счет образования подгаров и температурного снижения прочности клиньев. Отрезки клиньев в стыках торцов имеют высокое электрическое контактное сопротивление за счет окисной поверхностной пленки на дюрале, что не позволяет протекать продольным токам по клиньям и этим образовать демпферный продольный контур и избежать подгаров на торцах клиньев, особенно при скосе пазов статора. Клинья неэффективно участвуют в повышении динамической стойкости в переходных режимах и асинхронных выбегах, а также неэффективны в несимметричных режимах.
Целью изобретения является повышение надежности работы клиньев при высоких механических нагрузках путем исключения местных перегревов в местах контакта клиньев с зубцами ротора за счет изолировки клиньев от зубцов, снижение потерь на циркуляционные токи в контактных зонах клинья-зубцы за счет изолировки клиньев от зубцов по боковым граням, повышение эффективности клиньев как продольной демпферной обмотки путем улучшения контакта между соседними отрезками клиньев по торцам за счет ввинчивания в соседние отрезки клиньев медных вставок, повышение коэффициента заполнения паза ротора проводниковой медью обмотки возбуждения путем повышения эффективности клиньев с высокой электропроводностью как продольной демпферной обмотки за счет снижения контактного сопротивления между отрезками клиньев с помощью ввинчивания медных вставок.
На фиг.1 и 2 показаны предлагаемый клин и сопряжение двух отрезков клиньев соответственно.
Клин неявнополюсного ротора 1 имеет верхнюю 2, нижнюю 3, боковые 4 грани с заплечиками 5 и массивное тело 6 клина 1. По боковым граням 4 наложена тем или иным способом, например опрессовкой, диэлектрическая изоляция.
Сопряжение двух отрезков клиньев 1а и 1б друг с другом по длине осуществляется с помощью медной вставки 8, которая резьбовыми выступами 9 и 10 ввинчивается в отверстия 11 и 12 в торцах 13 и 14 отрезков клиньев 1а и 1б. Через отверстие 15 по внешней грани 2 в кольцевую канавку 16 заливается припой 17, обеспечивающий надежный контакт выступов 9 и 10 с массивом 6 клиньев 1а и 1б.
Диэлектрик 7, наложенный на боковые грани 4, предотвращает циркуляционные токи через контактные зоны клинья 1 зубцы 18, что снижает потери на поверхности ротора и повышает надежность исключением подгаров и перегревов в местах контактов, снижающих механическую прочность клина. Вставки 8, облуженые и прижатые резьбой к торцам 13 и 14, повышают электрическую продольную проводимость клиньев 1а и 1б, чем улучшается их эффективность как демпферной обмотки, которая может заменить демпферные проводники, укладываемые в пазы. Припой 17, соединяющий вставки 8 с клиньями 1а и 1б снижает контактное сопротивление, что повышает эффективность клиньев 1а и 1б как демпферной обмотки.
Изобретение по сравнению с прототипом имеет следующие преимущества. Изолировкой клиньев исключается переток циркуляционных токов через место контакта клина с зубцом, что уменьшает потери, исключает подгары и электроэрозионные явления на боковых гранях клина, снижает температуру клина и этим повышает его механическую прочность. Применение медных вставок, вворачиваемых в отрезки клиньев по торцам и соединяющих отрезки клиньев в одну продольную электрическую цепь, позволяет повысить эффективность клиньев с высокой электропроводностью как демпферной обмотки, что повышает динамическую устойчивость в переходных и асинхронных режимах, а также термическую стойкость в этих режимах при несимметричных режимах. Вставки между отрезками клиньев позволяют повысить использование объема паза обмотки возбуждения неявнополюсного ротора укладкой вместо витков демпферной обмотки проводников обмотки возбуждения, что снижает потери и мощность возбуждения и повышает КПД электрической машины. Вставки между отрезками клиньев с улучшенным с помощью припоя контактом исключают подгары по торцам клиньев и дополнительные перегревы, что повышает надежность и механическую прочность клиньев.
Клинья изолируются от зубцов ротора диэлектриком по боковым граням. Клинья соединяются из отрезков в продольный электрический контур с высокой электрической проводимостью с помощью медных вставок, вворачиваемых в торцы клиньев. Улучшение контакта между вставками и клиньями достигается с помощью заливки через отверстия в верхней грани клина в кольцевые канавки припоя.
Изобретение может быть использовано в роторах турбогенераторов и турбодвигателей синхронных неявнополюсных машин и асинхронных электродвигателях с фазным ротором.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КЛИН-ОХЛАДИТЕЛЬ НЕЯВНОПОЛЮСНОГО РОТОРА | 1991 |
|
RU2006138C1 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2046497C1 |
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2023340C1 |
МАГНИТНЫЙ КЛИН-ОХЛАДИТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2026593C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ВАЛОМ | 1990 |
|
RU2007820C1 |
ОБМОТКА ВОЗБУЖДЕНИЯ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2024157C1 |
Массивный ротор электрической машины | 1988 |
|
SU1667194A1 |
ПРОВОДНИК ОБМОТКИ СТАТОРА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2054782C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2046496C1 |
Сущность изобретения: клин неявнополюсного ротора изготовлен из металла с высокой электропроводностью и по боковым граням изолирован диэлектриком, а отрезки клина электрически соединяются с помощью вставок. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.
Титов В.В | |||
и др | |||
Турбогенераторы Энергия, 1967, с.238. |
Авторы
Даты
1995-10-10—Публикация
1991-07-29—Подача