Массивный ротор электрической машины Советский патент 1991 года по МПК H02K3/16 

Описание патента на изобретение SU1667194A1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к высокоскоростным турбодвигателям с массивными роторами, работающими от управляемых тиристорных преобразователей частоты.

Цель изобретения - повышение надежности и ремонтопригодности ротора.

На фиг.1 показана концевая часть ротора, вид с торца; на фиг.2 - то же. вид со стороны цилиндрической части; на фиг.З - разрез А-А на фиг.1, на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.1.

В открытые пазы массивного ротора 1 помещена обмотка 2. которая по концам бочки ротора удерживается клиньями 3, а по длине ее средней части - пазовыми клиньями 4. Клинья 3 выполнены из материала с более высокой удельной электропроводностью, чем сталь, например, из бронзы. Каждый клин имеет наружный, т.е. располагающийся вне паза, тангенциальный выступ 5 с серьгами 6 по ее концам. Пазовые клинья 4 выполняют двойными из стали и забивают в паз навстречу друг другу.

В головках зубцов 7 просверлены на заданную глубину аксиальные глухие отверстия 8, которые на коротком участке при входе снабжены резьбой.

Серьги 6 соседних выступов 5 и 9, имеющих показанную на фиг.1 форму, с осты ко- ваны между собой и прижаты к торцам головок зубцов 7 с помощью болтов 10. Болт

О

Ю

4

имеет граненую головку 11 и участок с резьбой 12, расположенной со стороны головки. Болты предварительно пропускают через отверстия состыкованных серег и вставляют в отверстия головок зубцов (гнезда). После этого их завинчивают до конца с натягом. Длины нарезанных участков болтов и отверстий, как и их глубину, выбирают с учетом конкретных данных электродвигателя и режима его работы. Между дном гнез- да и концом болта может быть предусмотрен промежуток не менее 5 мм на возможные технологические отклонения, а также термическое удлинение стержня. Диаметры болтов и отверстий выбирают из условий обеспечения плотной посадки гладкой части болта в гнезде. Для улучшения контактирующих поверхностей, таких как стыковки серег соседних выступов 5 и 9, дужек и торцовой поверхности головок зубцов 7, их целесообразно серебрить, особенно для мощных электродвигателей.

При вращении ротора центробежные силы дополнительно прижимают болты к стенкам отверстия1. Это улучшает контакт между болтами и головками зубцов ротора. От радиальных перемещений под действием центробежных сил удерживают тангенциальные выступы 5 и 9 аксиальным буртиком 13 зубцов, лобовые части обмотки

2удерживаются бандажным кольцом 14, отставленным от бочки ротора для пропуска воздуха.

Конструкция стыковки концевого клина

3с пазовыми клиньями 4 показана на фиг.2. Дополнительное механическое прижатие между указанными клиньями обусловлено действием больших центробежных сил, что повышает надежность контакта между ними.

В собранном роторе крайние пазовые клинья, снабженные тангенциальными выступами с серьгами, и болты, посаженные в гнезда зубцов, образуют демпферную систему с повышенной электропроводностью.

Замена поврежденного стержня обмотки ротора либо концевых элементов демпфирующей системы относительно проста по сравнению с известными устройствами. Например, для извлечения одного из стержней обмотки 2 необходимо после снятия бандажных колец 14 удалить несколько болтов 10 с обоих торцов ротора и вытащить пару концевух клиньев 3.

Ротор работает следующим образом. В случае появления вращающихся относительно ротора магнитных полей они индуктируют в тонком поверхностном слое вихревые токи. Они протекают в аксиальном направлении по относительно тонким поверхностным слоям головок зубцов и пазовым клиньям ротора, стремясь замкнуться в его концевых частях. В связи с тем, что в предлагаемом устройстве обеспечены пути для токов в тангенциальном направлении, нет предпосылок для появления

местных перегревов, а тем более подгаров, в частности, в стыках между клиньями и зубцами ротора. Бронзовые концевые клинья 5 и болты 10 выводят токи из концевой зоны бочки ротора в аксиальном направлении, а сплошное кольцо, образованное выступами 5, замыкает эти токи в тангенциальном направлении по пути с относительно высокой электропроводностью. Указанному отводу вихревых токов

способствует также прижатое к торцовым поверхностям головок зубцов ротора кольцо.

Формула изобретения

1. Массивный ротор электрической машины, содержащий бочку с радиальными пазами и зубцами, имеющими аксиальные отверстия в головках, обмотку и пазовые клинья, крайние из которых выполнены из материала с повышенной по сравнению со

сталью электропроводностью, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и ремонтопригодности, каждый крайний пазовый клин имеет тангенциальные выступы, на концах которых выполнены

серьги с аксиальными отверстиями, в которых размещены болты, закрепленные в аксиальных отверстиях головок зубцов и прижимающие выступы соседних линьев к торцовой поверхности головок зубцов.

2. Ротор по п. t, отличающийся тем, что аксиальные отверстия в головках зубцов выполнены глухими и каждое отверстие со стороны донной части и соответствующая ему часть болта имеют гладкие

участки, обеспечивающие плотную посадку, при этом болты выполнены из материала с повышенной по сравнению со сталью электропроводностью.

Фиг.1

Похожие патенты SU1667194A1

название год авторы номер документа
Массивный ротор электрической машины 1987
  • Лупкин Виталий Михайлович
  • Суханов Лев Александрович
SU1494115A1
Ротор неявнополюсной электрической машины 1981
  • Карпман Давид Бенцианович
  • Левицкий Анатолий Кузьмич
  • Кильдишев Василий Семенович
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
SU993392A1
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины 1972
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Шевченко Владимир Иванович
  • Спивак Борис Волькович
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Коновалов Борис Леонидович
SU443441A1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2253935C1
Ротор неявнополюсной электрической машины переменного тока 1986
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Шевченко Владимир Иванович
  • Титко Алексей Иванович
  • Бабяк Аркадий Антонович
  • Сущук-Слюсаренко Игорь Иванович
  • Лычко Иван Иванович
SU1374344A1
Ротор электрической машины 1975
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Разумов Олег Иванович
  • Карпман Давид Бенционович
  • Шевченко Владимир Иванович
SU610246A1
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2054781C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНОЙ ЧАСТИ БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ И МАССИВНОГО СЕРДЕЧНИКА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Ганюшкин Владимир Федорович
RU2279751C1
Ротор неявнополюсной электрической машины 1973
  • Разумов Олег Иванович
  • Беднарчук Юрий Владимирович
  • Каплунов Вадим Борисович
SU494819A1
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2023340C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 667 194 A1

Реферат патента 1991 года Массивный ротор электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель - повышение надежности и ремонтопригодности ротора. В массивном неявнополюсном роторе каждый крайний пазовый клин выполнен с тангенциальным выступом, имеющим по концам серьги 6. Головки зубцов ротора снабжены аксиальными глухими отверстиями 8, при входе которых имеется винтовая нарезка. Болты, имеющие так же на соответствующих участках нарезку, пропущены через серьги и ввинчены в упомянутые гнезда. После сборки выступы образуют короткозамыкающее кольцо, которое с усилием оказывается прижатым к торцу головок зубцов. Такое устройство позволяет обеспечить надежные гальванические контакты между всеми составными элементами по пути замыкания вихревых токов к концевой части ротора. При этом ротор обладает повышенной ремонтопригодностью, т.к. допускает замену любого стержня обмотки ротора за счет только частичной разборки демпферной системы. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения SU 1 667 194 A1

Ч

8

9х Фиг. 2

Ю

П

(BtaJ

6-5

А-А

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1667194A1

Колоколкин A.M
и др
Применение серийных турбодвигателей в регулируемом электроприводе
- Электротехника
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1985A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Брынский Е.А
и др
Конструкции демпферных обмоток турбогенераторов
М.: Информстандартэлектро, 1967, с
Способ сопряжения брусьев в срубах 1921
  • Муравьев Г.В.
SU33A1

SU 1 667 194 A1

Авторы

Бобков Юрий Александрович

Лупкин Виталий Михайлович

Суханов Лев Александрович

Даты

1991-07-30Публикация

1988-05-30Подача