Изобретение относится к спасательной технике и может быть использовано для спасения экипажей кораблей и судов танкерного флота.
Известно спасательное средство, содержащее покрытый огнестойкой мастикой корпус, двигатель с энергоносителем, движитель, рулевое устройство, систему жизнеобеспечения и систему охлаждения. Это спасательное средство обладает малой термозащищенностью и ударопрочностью, но не обладает амфибийностью и требует сложного оборудования для спуска.
Цель изобретения повышение термозащищенности и ударопрочности спасательного средства, обеспечение его амфибийности и упрощение спуска с судна.
Указанная цель достигается тем, что в спасательном средстве, содержащем покрытый огнестойкой мастикой корпус, двигатель с энергоносителем, движитель, рулевое устройство, систему жизнеобеспечения и систему охлаждения, корпус выполнен сферической формы с кольцевыми направляющими на своей внутренней поверхности и снабжен гондолой с опорными катками, посредством которых она установлена на кольцевых направляющих концентрично корпусу. Опорные катки выполнены с ребордами и кинематически связаны с двигателем, расположенным в гондоле, снабженной тормозными механизмами опорных катков и двумя перископами. Движитель выполнен в виде установленных на наружной поверхности корпуса плиц. Рулевое устройство выполнено с двумя расположенными в гондоле соосными горизонтальными маховиками и тормозными механизмами для этих маховиков, каждый из которых кинематически связан с двигателем, а их оси вращения совпадают с вертикальной осью симметрии корпуса.
На фиг. 1 изображено спасательное средство, разрез в вертикальной плоскости, перпендикулярной направлению движения; на фиг.2 то же, в вертикальной плоскости, совпадающей с направлением движения; на фиг.3 вариант расположения спасательного средства аппарели.
Спасательное средство содержит покрытый огнестойкой мастикой корпус 1 сферической формы, на внешней поверхности которого закреплены плицы 2, выполняющие функцию движителя. На внутренней поверхности корпуса 1 закреплены кольцевые направляющие 3, на которые опираются опорные катки 4, кронштейны 5 которых закреплены на внешней поверхности гондолы 6. Гондола 6 расположена концентрически внутри корпуса 1, снабжена патрубками 7, через которые выведены перископы 8 и водозаборник 9 системы 10 охлаждения. Рулевое устройство 11 содержит два расположенных горизонтально и соосно маховика 12 и 13, каждый из которых снабжен тормозом и кинематически связан с двигателем 14. Ось вращения первого 12 и второго 13 маховиков совпадает с вертикальной осью симметрии корпуса 1. Опорные катки 4 снабжены ребордами и тормозами и кинематически связаны с двигателем 14. В систему жизнеобеспечения входят баллоны 15 со сжатым воздухом. Запасы питьевой воды, продуктов питания и медикаментов размещаются под сиденьями 16. Питание двигателя 14 осуществляется от запаса энергоносителя 17. В качестве двигателя 14 может быть применен двигатель внутреннего сгорания, двигатель внешнего сгорания либо электрический двигатель. В последнем случае в качестве запаса энергоносителя 17 будет использоваться аккумуляторная батарея. Гондола 6 выполнена таким образом, что ее центр тяжести при любых возможных вариантах загрузки расположен ниже геометрического центра корпуса 1. Расположенные в нижней части гондолы 6 маховики 12 и 13 играют роль балласта. Корпус 1 снабжен люком 18, а гондола 6 снабжена герметически закрывающимися люками 19 и 20. Люк 20 расположен в верхней части гондолы 6. Спасательное средство может быть установлено на закрепленной на судне наклонной аппарели, представляющей собой две параллельные направляющие 21. Спасательное средство фиксируется на аппарели штангами 22, отдаваемыми изнутри гондолы 6.
Спасательное средство работает следующим образом. При возникновении аварийной ситуации спасающиеся люди через люки 18 и 19 попадают внутрь гондолы 6, закрывают люки 18 и 19 и размещаются в креслах 16. После запуска двигателя 14 изнутри гондолы 6 отдаются стопорные штанги 22 и спасательное средство скатывается по аппарели в воду. После включения кинематических связей между двигателем 14 и опорными катками 4 корпус 1 начинает вращаться относительно гондолы 6 вокруг горизонтальной оси, проходящей через центр корпуса 1. Плицы 2, отбрасывая назад воду, заставляют спасательное средство двигаться вперед. Наблюдение за окружающей обстановкой ведется через перископы 8. При горении разлившихся на водной поверхности нефтепродуктов включается система 10 охлаждения, которая через водозаборник 9 закачивает забортную воду в пространство между корпусом 1 и гондолой 6. Отток охлаждающей воды из этого пространства происходит через отверстия в корпусе 1. Баллоны со сжатым воздухом обеспечивают дыхание спасаемых людей и работу двигателя 14. Для предотвращения попадания внутрь гондолы 6 продуктов горения нефтепродуктов баллоны 15 со сжатым воздухом cоздают внутри гондолы 6 избыточное давление. Выхлопные газы двигателя 14 выводятся наружу через патрубок 7.
После запуска двигателя 14 включаются кинематические связи между двигателем 14 и маховиками 12 и 13 рулевого устройства 11. Для осуществления прямолинейного движения скорости вращения маховиков 12 и 13 должны быть равными по величине и противоположными по знаку (направлению вращения). Пусть первый маховик 12 вращается по часовой стрелке, а второй маховик 13 против часовой стрелки. Поворот с большим радиусом, например вправо, осуществляется либо увеличением скорости вращения второго маховика 13, либо уменьшением скорости вращения первого маховика 12, либо одновременным увеличением скорости вращения второго маховика 13 и уменьшением скорости вращения первого маховика 12. Поворот с малым радиусом, например, поворот вправо, осуществляется либо торможением первого маховика 12, либо одновременным торможением первого маховика 12 и увеличением скорости вращения второго маховика 13. Как при плавном, так и при крутом повороте изменение направления движения осуществления за счет появления нескомпенсированного вращательного момента, поворачивающего спасательное средство вокруг вертикальной оси в требуемом направлении. Изменение скорости движения осуществляется изменением режима работы двигателя 14. Торможение осуществляется с помощью тормозов, которыми снабжены опорные катки 4.
После выхода спасательного средства на отмелый берег или после подхода к спасательному судну выход спасаемых людей может производиться либо через люк 19, либо через люк 20. Перед этим необходимо установить корпус 1 в такое положение, чтобы ось люка 18 совпадала либо с осью люка 19, либо с осью люка 20.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОДНОКОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
RU2051057C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ИЛЛЮМИНАТОРА | 1996 |
|
RU2107644C1 |
МАГНИТНЫЙ ФИЛЬТР | 1992 |
|
RU2045326C1 |
ПЛАНЕТОХОД | 1993 |
|
RU2083420C1 |
МАГНИТНЫЙ ФИЛЬТР | 1992 |
|
RU2006256C1 |
КОМПРЕССИОННО-ДИСТРАКЦИОННЫЙ АППАРАТ | 1993 |
|
RU2072809C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2297942C2 |
Коллективное спасательное средство для использования в ледовых условиях | 2023 |
|
RU2808496C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2007 |
|
RU2334650C1 |
АВИАДЕСАНТИРУЕМЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2022 |
|
RU2782037C1 |
Сущность изобретения: спасательное средство содержит корпус с размещенной внутри него на катках гондолой, движитель, выполненный в виде расположенных на корпусе плиц, а также размещенные в гондоле двигатель, рулевое устройство, систему жизнеобеспечения и систему охлаждения. Рулевое устройство выполнено с двумя соосными горизонтальными маховиками и тормозными механизмами для этих маховиков. Двигатель кинематически связан с катками и маховиками. 3 ил.
СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, содержащее покрытый огнестойкой мастикой корпус, двигатель с энергоносителем, движитель, рулевое устройство, систему жизнеобеспечения и систему охлаждения, отличающееся тем, что корпус выполнен сферической формы с кольцевыми направляющими на своей внутренней поверхности и снабжен гондолой с опорными катками, посредством которых она установлена на кольцевых направляющих концентрично корпусу, причем опорные катки выполнены с ребордами и кинематически связаны с двигателем, расположенным в гондоле, снабженной тормозными механизмами опорных катков и двумя перископами, при этом движитель выполнен в виде установленных на наружной поверхности корпуса плиц, а рулевое устройство выполнено с двумя расположенными в гондоле соосными горизонтальными маховиками и тормозными механизмами для этих горизонтальных маховиков, каждый из которых кинематически связан с двигателем, а их оси вращения совпадают с вертикальной осью симметрии корпуса.
Катера и яхты, 1980, N 1, с.40. |
Авторы
Даты
1995-10-20—Публикация
1992-01-08—Подача