АКСЕЛЕРОМЕТР Российский патент 1995 года по МПК G01P15/08 

Описание патента на изобретение RU2046347C1

Изобретение относится к приборостроению, а именно к системам измерения параметров движения объектов, и может быть использовано в приборах, измеряющих ускорение объектов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является акселерометр, содержащий инерциальный блок, состоящий из двух акселерометрических элементов, установленных в герметичном корпусе, и системы возбуждения и съема информации [1] Каждый акселерометрический элемент состоит из пробной массы, установленной на корпусе через гибкий упругий элемент, и стержневого резонатора, стержни которого выполнены из многокристаллического кварца. Два акселерометрических элемента инерциального блока включены в дифференциальную схему.

Недостатком указанного устройства являются невысокая точность, вызванная наличием погрешности из-за возникновения переменных механических напряжений в местах заделки стержней, нетехнологичность из-за сложной пространственной конструкции, а наличие двух акселерометрических элементов инерционного блока затрудняет построение малогабаритной конструкции.

Целью изобретения является повышение точности и технологичности при одновременном уменьшении габаритов.

Цель достигается тем, что в акселерометре, состоящем из инерционного блока герметичного корпуса и систем возбуждения и съема информации, инерционный блок выполнен из цельного диска АТ-среза монокристаллического кварца таким образом, что одна из поверхностей балочки совпадает с противоположными торцами диска, а ось подвеса лежит в плоскости, параллельной торцам диска и равноудаленной от них, и скрещивается с балочками под прямым углом.

Выполнение двух акселерометрических элементов, составляющих инерционный блок, из цельного куска материала (АТ-среза кварца) позволяет устранить температурную погрешность, обусловленную температурными флюктуациями физико-механических свойств кварца, повышает технологичность за счет исключения из технологического цикла операции подбора вибраторов по величинам температурного коэффициента частоты, который в сильной степени зависит от угла среза. Кроме того, устраняется уход собственной частоты вибраторов, обусловленный напряжениями в стыках при их установке в прибор. Плоская конструкция инерционного элемента позволяет уменьшить габариты прибора.

Из изученной авторами технической и патентной литературы не обнаружено технических решений, подобных предлагаемому, поэтому данное техническое решение обладает новизной.

На фиг. 1 изображен прибор (структура, компоновка), общий вид; на фиг.2 чувствительный элемент; на фиг.3 разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 разрез Б-Б на фиг.3.

Прибор состоит из чувствительного элемента 1, корпуса 2, усилителя 3 и крышки 4.

Чувствительный элемент состоит из соединенных диффузионной сваркой двух боковых пластин 5 и инерционного элемента 6, выполненного из АТ-среза кварца. Инерционный элемент 6 установлен по отношению к боковым пластинам с зазором 0,02-0,03 мм с целью обеспечения оптимального демпфирования подвижных частей инерционного элемента с помощью платиков 7 и соединен с ними в единый монолитный блок с помощью диффузионной сварки. Инерционный элемент 6 имеет форму диска с прорезями (см. фиг.2). Он состоит из маятника 8, подвешенного на растяжках 9 и 10 в баловом кольце 11. Маятник 8 соединен с базовым кольцом 11 двумя вибрирующими балочками 12 и 13, расположенными таким образом, что одна из торцовых поверхностей совпадает с одним из противоположных торцов диска. На торцовые поверхности балочек 12 и 13 нанесены электроды 14 и 15 системы возбуждения и съема информации.

Упругие растяжки 9 и 10 расположены симметрично (например, с точностью 0,004 мм) относительно плоскости, проходящей через середину толщины диска параллельно его торцам.

Устройство работает следующим образом.

При движении инерционного элемента 6 в направлении оси чувствительности, перпендикулярном плоскости торцов диска, с ускорением маятник 8 будет отклоняться вокруг оси подвеса, инерционная сила будет скомпенсирована за счет силы упругости растяжек 9 и 10 и балочек 12 и 13, одна из которых при движении объекта с ускорением будет сжиматься, а другая растягиваться, выполняя функцию сдвигово-компланарных вибраторов и являясь основным элементом кварцевых генераторов.

Нагружение балочек силами растяжения-сжатия приводит к изменению частоты генерируемых сигналов. Выделяя сигнал разностной частоты, формируем информацию о кажущемся ускорении в направлении оси чувствительности. Величина кажущегося ускорения будет пропорциональна разности собственных частот при этом ускорении.

При растяжении происходит увеличение частоты, а при сжатии уменьшение. Таким образом, изменение частоты автогенераторов будет пропорционально приложенной силе и, следовательно, величине ускорения в направлении оси чувствительности (ось I-I).

Принцип действия данного акселерометра основан на выделении величины суммарной перестройки двух кварцевых автогенераторов (выделение разностной частоты).

Разработка прибора на основе предлагаемого технического решения позволит уменьшить габариты в 3 раза по сравнению со струнными вибрационными акселерометрами, разрабатываемыми на предприятии, обеспечить стабильность масштабного коэффициента 5˙10-6 и стабильность нулевого сигнала 10-5.

Похожие патенты RU2046347C1

название год авторы номер документа
АКСЕЛЕРОМЕТР 1989
  • Курносов В.И.
  • Ларшин А.С.
  • Прокофьев В.М.
RU2046348C1
АКСЕЛЕРОМЕТР 1990
  • Курносов В.И.
  • Прокофьев В.М.
  • Коротков Е.Н.
RU2018852C1
АКСЕЛЕРОМЕТР 1985
  • Вергазов П.Г.
  • Курносов В.И.
  • Сергеев Н.М.
RU2045761C1
АКСЕЛЕРОМЕТР 1986
  • Садовский Олег Иванович
  • Прокофьев Виктор Михайлович
  • Павлов Сергей Сергеевич
  • Ларшин Александр Сергеевич
SU1840348A1
АКСЕЛЕРОМЕТР 1983
  • Очеретнер Г.М.
  • Полинский А.Б.
  • Прокофьев В.М.
  • Садовский О.И.
  • Курносов В.И.
RU2046345C1
АКСЕЛЕРОМЕТР 1983
  • Курносов В.И.
  • Ларшин А.С.
  • Веденисов С.Б.
  • Садовский О.И.
  • Очеретнер Г.М.
  • Прокофьев В.М.
  • Тамбовцев В.П.
  • Великопольский Р.А.
RU2046346C1
АКСЕЛЕРОМЕТР 1977
  • Хлыбов Николай Николаевич
  • Курносов Валерий Иванович
  • Митлин Айдар Михайлович
SU1840378A1
АКСЕЛЕРОМЕТР 1990
  • Курносов В.И.
  • Прокофьев В.М.
  • Ларшин А.С.
  • Андрюхин А.И.
  • Колесников А.А.
RU2063047C1
АКСЕЛЕРОМЕТР 1986
  • Курносов В.И.
  • Ларшин А.С.
  • Прокофьев В.М.
  • Садовский О.И.
RU2085954C1
ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ СТРУННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1995
  • Харьков И.А.
  • Шустров А.Д.
RU2101712C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 046 347 C1

Реферат патента 1995 года АКСЕЛЕРОМЕТР

Использование: приборы инерциальной навигации, акселерометрия. Сущность изобретения: акселерометр состоит из инерционного блока, герметичного корпуса, систем возбуждения и съема информации. В акселерометре инерционный блок выполнен из цельного диска таким образом, что одна из поверхностей балочек совпадает с одним из противоположных торцов диска, а ось подвеса лежит в плоскости, параллельной торцам диска и равноудаленной от них, и скрещивается с балочками под прямым углом. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 046 347 C1

АКСЕЛЕРОМЕТР, содержащий закрепленное в корпусе основание и установленную на основании посредством упругого подвеса инерционную массу и пьезорезонансный преобразователь смещения инерционной массы относительно корпуса, размещенный между инерционной массой и основанием, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, основания, инерционная масса, упругий подвес и пьезорезонансный преобразователь выполнены из единого диска АТ-среза монокристаллического кварца, причем пьезорезонансный преобразователь выполнен в виде двух параллельных балочек, смещенных друг от друга к торцам диска, а ось упругого подвеса перпендикулярна продольным осям балочек.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2046347C1

Глобальные навигационные системы
ТИИЭР, т.71, М.: Мир, 1983.

RU 2 046 347 C1

Авторы

Прокофьев В.М.

Садовский О.И.

Курносов В.И.

Ларшин А.С.

Даты

1995-10-20Публикация

1988-06-17Подача