Изобретение относится к занимательным играм-головоломкам и может быть использовано для развития у детей логического мышления.
Известна игра-головоломка, содержащая набор плоских четырехсторонних игровых элементов трех типов, при этом у игровых элементов первого типа все стороны выполнены криволинейными, у игровых элементов второго типа одна сторона выполнена прямолинейной, у игровых элементов третьего типа две смежные стороны выполнены прямолинейными и расположены ортогонально, остальные стороны игровых элементов второго и третьего типов выполнены криволинейными, причем все криволинейные стороны игровых элементов снабжены выступом или вырезом, контур которых образован дугами окружностей, а суммарная длина прямолинейных сторон игровых элементов второго и третьего типов равна периметру прямоугольника, имеющего площадь, равную суммарной площади всех игровых элементов.
Однако игра не вызывает высокого игрового интереса, так как после выкладывания на игровой поверхности всех игровых элементов без образования зазоров между сторонами соседних игровых элементов получается простой прямоугольник.
Известна также игра-головоломка, содержащая игровое поле с буртиками по периметру, набор из трех типов плоских четырехсторонних игровых элементов с нанесенными на одну из поверхностей игровыми символами, при этом у игровых элементов первого типа все стороны выполнены криволинейными, у игровых элементов второго типа одна сторона выполнена прямолинейной, у игровых элементов третьего типа две смежные стороны выполнены прямолинейными и расположены ортогонально, остальные стороны игровых элементов второго и третьего типов выполнены криволинейными, причем все криволинейные стороны игровых элементов снабжены выступом или вырезом, контуры которых образованы дугами окружностей, а суммарная длина прямолинейных сторон игровых элементов второго и третьего типов равна периметру прямоугольника, имеющего площадь, равную суммарной площади всех игровых элементов. Эта игра-головоломка вызывает высокий игровой интерес, так как на одной из поверхностей каждого игрового элемента нанесены игровые символы, например часть картинки, которая получается собранной в результате выкладывания на игровом поле всех игровых элементов без образования зазоров между сторонами соседних игровых элементов.
Однако эта игра имеет ограниченные возможности. Она не может быть использована для развлечения детей младшего возраста, так как не позволяет развить у них необходимых навыков путем постепенного усложнения характера игры. Кроме того, в этой игре не могут одновременно и независимо участвовать два и более игрока. Последнее безусловно ограничивает игровой интерес данной игры.
В основу изобретения положена задача разработать игру-головоломку с таким игровым полем, конструктивное выполнение которого обеспечило бы при одном и том же наборе игровых элементов изменение степени сложности игры в зависимости от подготовленности игроков и возможности одновременного и независимого участия в ней нескольких игроков, что повысило бы игровые возможности и игровой интерес.
Для этого в игру-головоломку, содержащую игровое поле с бортиками по периметру и набор из трех типов плоских элементов с нанесенными на их поверхность игровыми метками, причем у игровых элементов второго типа одна из сторон выполнена прямолинейной, а у игровых элементов третьего типа две смежные стороны выполнены прямолинейными, при этом суммарная длина прямолинейных сторон игровых элементов второго и третьего типов равна периметру геометрической фигуры с прямолинейными сторонами, имеющей площадь, равную суммарной площади поверхности всех игровых элементов, введены средства для прижима игровых элементов второго и третьего типов поверхности игрового поля.
Предпочтительно, чтобы средства для прижима игровых элементов второго и третьего типов к поверхности игрового поля были выполнены либо в виде съемной рамки, либо в виде планок, число которых равно числу сторон игрового поля, закрепленных с возможностью независимого съема соответственно на бортике каждой из сторон игрового поля.
Важно, чтобы игровое поле было выполнено прямоугольным, а игровые элементы четырехсторонними. При этом у игровых элементов первого типа все стороны должны быть выполнены криволинейными, а у игровых элементов второго и третьего типов прямолинейными были выполнены соответственно три и две стороны, причем все криволинейные стороны игровых элементов должны быть снабжены выступом или вырезом, контур которых образован дугами окружностей.
Целесообразно также, чтобы игровое поле было выполнено в виде равностороннего многоугольника и было снабжено ребрами, расположенными вдоль биссектрис углов при вершинах многоугольника и делящими игровое поле на равновеликие треугольные или трапециеидальные игровые зоны.
Кроме того, дополнительное преимущество обеспечивается, если игровое поле выполнить из оптически прозрачного материала, снабдить устройство откидной крышкой, выполненной также из оптически прозрачного материала, а игровые метки нанести на обе поверхности игровых элементов, при этом игровые метки должны предпочтительно относится к одному и тому же информационному материалу.
Такое выполнение игры-головоломки обеспечивает изменение степени ее сложности, поскольку наличие средств для прижима игровых элементов второго и третьего типов к поверхности игрового поля позволяет изменять начальные условия игры без изменения общего числа игровых элементов. Действительно, установив сначала на игровом поле игровые элементы второго и третьего типов и зафиксировав их, воспитатель упрощает игру, так как, во-первых, число игровых элементов, предлагаемых игроку в начале игры для установки на игровом поле, уменьшается, и во-вторых, игровые метки, нанесенные на игровые элементы второго и третьего типов, будут являться как бы подсказкой для игрока при установке им на игровое поле игровых элементов первого типа. Далее воспитатель имеет возможность ступенчато усложнять игру путем изменения числа зафиксированных на игровом поле в начале игры игровых элементов второго и третьего типов, поскольку прижимные планки закреплены на бортиках с возможностью их независимого съема. Таким образом, игровые элементы второго и третьего типов могут быть зафиксированы перед началом игры либо на одной стороне игрового поля, либо на двух, либо на трех, либо на всех сторонах игрового поля.
Выполнение игрового поля в виде равностороннего многоугольника, снабженного ребрами, расположенными вдоль биссектрис углов при его вершинах, позволяет получить набор треугольных игровых зон, имеющих одинаковую площадь. В этом случае в предлагаемой игре-головоломке могут одновременно участвовать несколько игроков, что представляет особый интерес для дошкольных учреждений. В этом случае каждый игрок независимо от других выкладывает в соответствующем порядке на треугольной игровой зоне свой набор игровых элементов, что придает игре состязательный характер, а следовательно, повышает ее игровой интерес.
Выполнение игрового поля из оптически прозрачного материала, с одной стороны, позволяет еще больше упростить игру, а с другой стороны, повысить ее игровой интерес. Действительно, с тыльной стороны игрового поля можно установить плоский носитель, на котором нанесены контуры той картинки, которую необходимо собрать игроку из отдельных игровых элементов. В этом случае игра сводится, по существу, как бы к "раскрашиванию" той картинки, которая нанесена на носитель. С другой стороны, при нанесении игровых меток на обе стороны игровых элементов и при наличии откидывающейся крышки, также выполненной из оптически прозрачного материала, дополнительный игровой интерес возникает благодаря тому, что после расстановки всех игровых элементов на игровом поле получаются две картинки: одна со стороны игрового поля, а другая с противоположной, которую можно видеть, перевернув устройство и одновременно прижав игровые элементы к поверхности игрового поля с помощью крышки.
Наибольшие трудности возникают у игроков, когда на обеих сторонах игровых элементов нанесены игровые метки, относящиеся к одному и тому же информационному материалу, так как на одной стороне каждого игрового элемента нанесен участок собираемой кромки, а на другой стороне участок той же картинки, но повернутой на 180о. Иными словами, игровые метки, нанесенные на поверхности игровых элементов, уже не выполняют роль "подсказки", а наоборот, усложняют процесс поиска нужного игрового элемента.
Изобретение иллюстрируется чертежами. На фиг. 1 изображен вид игрового поля и игровые элементы; на фиг. 2 вид игрового поля с зафиксированными на нем элементами второго и третьего типов, а также разрез по А-А; на фиг. 3 вариант выполнения игрового поля для одновременной игры нескольких игроков.
Игра-головоломка содержит игровое поле с бортиками 2, на которых выполнены проточки 3, игровые элементы 4 первого типа, игровые элементы 5 второго типа и игровые элементы 6 третьего типа. На каждом бортике 2 установлены с возможностью независимого съема прижимные планки 7, снабженные выступами 8 и буртиками 9. С тыльной стороны игрового поля установлен плоский носитель 10 (лист бумаги, картона, пластмассы или пленки), на котором либо нанесены контуры собираемой картинки, либо носитель имеет одновременное покрытие, обеспечивающее требуемый цвет игровому полю 1, которое выполнено из оптически прозрачного материала.
Носитель 10 прижат к тыльной поверхности игрового поля 1 с помощью прижима 11, который зафиксирован с помощью шпилек 12. Если в игре-головоломке участвуют несколько игроков, то игровое поле 1 имеет вид равностороннего многоугольника (фиг. 3), которое разделено ребрами 13 на равновеликие треугольные или трапецеидальные игровые зоны.
Игра заключается в следующем. Игровые элементы 4, 5 и 6 последовательно выкладываются на игровое поле 1 таким образом, чтобы между сторонами соседних игровых элементов не было зазоров, а игровые метки, расположенные по периметру каждого игрового элемента, были совмещены с игровыми метками, расположенными по периметру соседних с ним игровых элементов.
В зависимости от подготовленности игрока выбирают исходные условия. Наиболее легким является вариант предлагаемой игры-головоломки, когда все игровые элементы второго 5 и третьего 6 типов установлены на игровом поле 1 и зафиксированы с помощью съемной рамки или съемных прижимных планок 7, а на поверхности плоского носителя 10 нанесены контуры собираемой картинки (фиг. 2).
После освоения игроком этого наиболее простого варианта осуществляется постепенное усложнение игры путем изменения ее начальных условий.
Так, на первом этапе усложнения вместо носителя 10, на котором нанесены контуры собираемой картинки, устанавливают носитель 10, имеющий однородное покрытие того или иного цвета. Затем последовательно увеличивают число игровых элементов, которые игрок должен выставить на игровом поле 1. Для этого снимают сначала одну из прижимных планок 7, освобождая тем самым несколько игровых элементов 5 второго типа, затем две и т.д. При этом в числе выставляемых игроком игровых элементов будут и игровые элементы 6 третьего типа. Съем прижимных планок 7 осуществляют путем силового отгибающего воздействия на выступы 8. В результате буртик 9 выходит из паза, выполненного в соответствующем бортике 2.
Когда все игровые элементы 4, 5 и 6 перед началом игры находятся вне игрового поля 1, то по сложности предлагаемая игра не отличается от известной, однако может быть дополнительно усложнена, если в комплект игры включить наборы игровых элементов, у которых игровые метки нанесены на обе их поверхности. В этом случае игровые метки, относящиеся к одной картинке, будут создавать дополнительные трудности при выкладывании другой картинки. Вместе с тем дополнительный игровой интерес в этом случае обеспечен, так как в результате получаются собранными две картинки, а не одна. Для наблюдения второй картинки необходимо выставленные на игровом поле 1 игровые элементы 4, 5 и 6 прижать откидывающейся крышкой (на чертеже не показана) к игровому полю 1, перевернуть устройство, вынуть шпильки 12, освободив тем самым прижим 11, после чего вынуть прижим 11 и плоский носитель 10.
Наибольшую сложность представляет выкладывание игровых элементов 4, 5 и 6, когда на обеих их поверхностях нанесены игровые метки, относящиеся к одной и той же картинке, так как одному и тому же участку картинки будут соответствовать два игровых элемента.
В представленном на фиг. 3 варианте выполнения игрового поля игры-головоломки одновременно могут участвовать три игрока. В принципе игровое поле может быть выполнено для любого числа игроков. В этом случае игра-головоломка приобретает состязательный характер и с большим успехом может быть использована как в дошкольных учреждениях, так и в группах продленного дня младших школьников.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА | 2002 |
|
RU2268082C2 |
ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА ДЛЯ СБОРКИ-РАЗБОРКИ НА ПЛОСКОЙ ПОДЛОЖКЕ ЗАДАННОЙ КАРТИНКИ | 1993 |
|
RU2065760C1 |
ИГРА "ТРАФАРЕТ" | 1994 |
|
RU2104076C1 |
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА - ПАЗЛЫ | 2014 |
|
RU2556489C2 |
ИГРА "ПЕТУШКИ" | 1991 |
|
RU2019238C1 |
ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА | 2002 |
|
RU2212264C1 |
Логическая игра "1+2" | 2016 |
|
RU2620485C1 |
"Настольная игра "Перестройка" | 1990 |
|
SU1788905A3 |
ЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА "ИНФОРМАЦИОННЫЕ КУБИКИ АРЕСТА" | 1993 |
|
RU2070080C1 |
"Игра-головоломка "19" | 1989 |
|
SU1754138A1 |
Изобретение относится к занимательным играм-головоломкам. Сущность изобретения: игра-головоломка имеет игровое поле с бортами по периметру и набор из трех типов плоских игровых элементов с нанесенными на их поверхность игровыми метками, причем у игровых элементов овторого типа одна из сторон выполнена прямолинейной, а у первых элементов третьего типа две смежные стороны выполнены прямолинейными. Суммарная длина прямолинейных сторон игровых элементов второго и третьего шипов равна периметру геометрической фигуры с прямолинейными сторонами. Игра-головоломка имеет средства для прижима игровых элементов второго и третьего типа к поверхности игрового поля. 7 з. п. ф-лы, 3 ил.
ЭНЕРГОАГРЕГАТ ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2001 |
|
RU2182253C1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1995-10-27—Публикация
1993-12-13—Подача