Изобретение относится к строительству и может быть использовано преимущественно в малогабаритных трансформируемых гаражах и укрытиях для хранения автотранспортной техники.
Известно трансформируемое сооружение, укрытие для автотранспортной техники, включающее основание, ограждение из неподвижной и подвижно прикрепленной к ней посредством шарниров поворотной секции, образованной боковыми панелями и панелью покрытия, демпфирующие пружины, прикрепленные одними концами к вертикальному торцу неподвижной секции, и фиксатор положения поворотной секции.
Существенным недостатком известного трансформируемого сооружения является относительно невысокая эффективность работы демпфирующих пружин, назначение которых компенсировать усилие, которое необходимо прикладывать для преодоления сил гравитации при открывании и закрывании поворотной секции, что обусловлено принятой в прототипе схемой расположения демпфирующих пружин и их крепления к секциям укрытия. Кроме того, недостатками являются неуниверсальность конфигурации и объемного решения малогабаритного гаража, предназначенного для однонаправленного заезда автомобиля, и незаконченность системы фиксации пространственных положений поворотной секции, а также относительно невысокие эксплуатационные качества в части пространственного расположения, сохранности автотранспортной техники.
Задача изобретения заключается в улучшении эксплуатационных качеств и универсальности гаража как в отношении удобства пользования трансформируемыми конструкциями, так и в отношении повышения сохранности автотранспортной техники в условиях переменной температуры, влажности и других внешних воздействий.
Для этого в трансформируемом сооружении, укрытии для автотранспортной техники демпфирующие пружины другими концами прикреплены к нижнему торцу или к поверхности боковых панелей поворотной секции с ориентацией их продольных осей под углом к их нижнему торцу, а концы пружин прикреплены к вертикальным торцам неподвижной секции попарно.
Кроме того, боковые панели поворотной секции на внутренней поверхности могут иметь криволинейные направляющие с центром кривизны, совпадающим с осью шарнира крепления поворотной секции, а на ответных боковых поверхностях неподвижной секции установлены кронштейны, имеющие по крайней мере один ролик, взаимодействующий с криволинейными направляющими, верхние торцы боковых панелей неподвижной секции и панель покрытия поворотной секции по крайней мере на части длины могут быть выполнены криволинейными с ответной друг другу конфигурацией, криволинейный участок покрытия поворотной секции размещен в ее тупиковой части, при этом покрытие поворотной секции имеет в продольном сечении по крайней мере один участок в виде сопряженного с криволинейным участком наклонного прямолинейного элемента, расположенного в зоне, обращенной к неподвижной секции; тупиковая часть поворотной секции с криволинейным покрытием выполнена по кривизне пространственно идентичной или подобной объемной конфигурации кривизны покрытия неподвижной секции.
Кроме того, фиксатор положения поворотной секции может быть выполнен в виде внешних упоров на неподвижной секции, снабженных элементами с временно фиксируемым разъемным зацеплением, и по крайней мере одной гибкой связи, разъемно соединяющей в крайнем верхнем положении поворотной секции ее нижнюю грань с вертикальной гранью неподвижной секции; гибкая разъемная связь может быть выполнена подпружиненной с фиксированной наибольшей длиной, а внешние упоры снабжены упругими амортизаторами; внешние упоры могут быть установлены на неподвижной секции на расстоянии от основания, обеспечивающем возможность подъема поворотной секции на угол 60-70о к горизонту.
Кроме того, основание может быть выполнено с направляющими для колес автотранспортного средства с угловыми ловителями колес в виде отогнутых во внешние стороны концевых участков; направляющие для колес могут быть смещены к одной из боковых граней укрытия.
Кроме того, боковые панели неподвижной и/или поворотной секции могут быть выполнены однотипно асимметричными относительно продольной вертикальной плоскости укрытия и/или по крайней мере часть панелей покрытия выполнена не менее чем с одним поперечным скатом или установлена в том числе с поперечным уклоном на асимметрично разновысоких участках верхних граней боковых панелей и по крайней мере, одна боковая панель одной из секций укрытия может быть снабжена дверной створкой и/или форточкой.
Кроме того, по крайней мере в нижней части боковых панелей и/или в зоне примыкания панелей покрытия по крайней мере одной из секций сооружения могут быть выполнены вентиляционные продухи в виде системы щелей или перфорации нерегулируемого или регулируемого типа; не менее чем в одной боковой панели или панели покрытия может быть выполнен светопроем, а боковые панели ограждения и/или панели покрытия могут содержать контурный каркас и профилированный настил, при этом профилированный настил в панелях покрытия по крайней мере поворотной секции может быть выполнен со свесами, а вентиляционные продухи под ним образованы выступами гофров.
Кроме того, сооружение может быть снабжено подвалом и/или смотровой ямой и установлено над последней с закреплением грунтозащемленными анкерами и/или анкерующими устройствами, прикрепленными к конструкциям смотровой ямы или подвала.
Кроме того, ограждающие панели или по крайней мере панели покрытия могут быть снабжены тепловой и/или отражательной изоляцией, а часть покрытия может быть выполнена выпуклой в виде оболочки двоякой кривизны, или выпукло-многогранной, или комбинированной с образованием дополнительного защищенного объема для съемного верхнего багажника автотранспортного средства.
За счет вышеуказанных признаков достигается технический эффект, выражающийся в улучшении эксплуатационных качеств сооружения, а именно более плавно и легко открывается поворотная секция, обеспечивается ее надежная пространственная фиксация, исключающая самопроизвольное захлопывание под воздействием порывов ветра, опасное в моменты заезда-выезда, покидания или обслуживания автомобиля в зоне перемещения поворотной секции. Укрытие по настоящему изобретению более универсально, так как разработанная конфигурация позволяет загонять автомобиль передним или задним ходом, а модификации сооружения повышают сохранность автомобилей, удобство визуального наблюдения и обслуживания.
На фиг.1 изображено трансформируемое сооружение укрытие для автотранспортной техники, вид сбоку; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 трансформируемое сооружение с поднятой вверх поворотной секцией и автомобилем, установленным носовой частью на выезд из укрытия, разрез Б-Б на фиг.2; на фиг. 4 то же, вариант с противоположной ориентацией автомобиля; на фиг.5 сечение В-В на фиг.1, вариант со смещением направляющих для колес автомобиля к одному из боковых ограждений укрытия с подвалом и смотровой ямой; на фиг.6 контурный каркас боковой панели ограждения поворотной секции сооружения; на фиг. 7 то же, панель в сборе; на фиг.8 демпфирующие пружины и гибкая связь для взаимной фиксации поворотной и неподвижной секций сооружения с узлами крепления (фрагментарно); на фиг.9 узел I на фиг.2, нижний узел сопряжения секций сооружения; на фиг.10 вид Г на фиг.9; на фиг.11 вид Д на фиг.9; на фиг. 12 сечение Е-Е на фиг.1, сопряжение поворотной и неподвижной секциий на уровне размещения ролика и направляющей; на фиг.13 трансформируемое сооружение в аксонометрии; на фиг.14 то же с поднятой поворотной секцией; на фиг. 15 узел II на фиг.7, вариант с вентиляционными щелями в нижней части боковой панели; на фиг.16 узел III на фиг.7, вариант с вентиляционными щелями в зоне опирания панелей покрытия; на фиг.17 узел IV на фиг.14, вариант со свесом профнастила панели покрытия над боковыми (стеновыми) панелями; на фиг.18 вид Ж на фиг.3, фрагмент внешней фиксации поворотной и неподвижной секций.
Трансформируемое сооружение в основном варианте выполнено как укрытие для автомобилей или другой автотранспортной техники и содержит основание 1, а также неподвижную 2 и поворотную 3 секции, соединенные шарнирами 4. Демпфирующие пружины 5 и 6 прикреплены одним концом 7 к вертикальному элементу 8 неподвижной секции 2, а другими концами 9 и 10 к нижним граням 11 боковых панелей 12 подвижной секции 3. Конструктивно прикрепление пружин 5 и 6 может быть осуществлено посредством разъемных 13 или неразъемных 14 петель, которые установлены на нижнем элементе 15 рамы 16 контурного каркаса боковых панелей 12 подвижной секции 3 и, соответственно на вертикальном элементе 8 рамы 17 контурного каркаса боковых панелей 18 неподвижной секции 2. Возможно прикрепление нижних концов 9 и 10 к боковой поверхности 19 панели 12.
Со стороны, обращенной внутрь укрытия, на боковой поверхности 19 панелей 12 могут быть размещены криволинейные направляющие 22, выполненные, например, в виде плоских пластин, а их центр кривизны в плоскости панели совпадает с осью 23 шарнира 4.
При этом на обращенной к направляющим 22 стороне боковых панелей 18 конструктивно на элементах 8 рамы 17 установлены кронштейны 24 с роликами 25. Ролики 25 предназначены главным образом для боковой фиксации поворота секции 3 и ориентированы плоскостью вращения в основном варианте нормально к плоскости панели 12. Изобретением предусмотрены также варианты наклонного опирания роликов 25 на направляющие 22, а также опирание их под разными углами при числе более одного на каждом кронштейне 24 (не показано).
Панель 26 покрытия неподвижной секции 2 выполнена криволинейной для обеспечения трансформируемости сооружения путем поворотов секции 3. Для этого кривизна панели 26 покрытия по крайней мере на участке, перекрываемом при повороте торцом секции 3, выполнена постоянной с радиусом, центр которого совпадает с осью 23 шарнира 4.
Панель 27 покрытия поворотной секции 3 по крайней мере в тупиковой части 28 также выполнена криволинейной с кривизной, идентичной или подобной по конфигурации кривизне панели 26 покрытия неподвижной секции 2. Это обеспечивает возможность размещения автомобиля любым торцом на въезд и выезд. Участок 29 панели покрытия поворотной секции 3 может быть плоским с продольным и/или поперечным наклоном для стока воды либо иметь двояковыпуклую в виде оболочки или многогранно-выпуклую зону 30.
Для пространственной фиксации секции 3 предусмотрены внешние упоры 31, которые установлены на внешней стороне секции 2 и входят в зацепление, например, с ответными им проушинами 32 и дополнительно фиксируются, например, скобой 33. Эта система может быть дополнительно снабжена амортизаторами (не показаны). Внутри корпуса может быть установлена фиксирующая гибкая связь 34, например, в виде цепи, которая одним концом закреплена на вертикальном элементе 8 неподвижной секции, а другим концом разъемно через петлю 13 фиксирует в поднятом положении секции 3 нижнюю грань 11. Гибкая связь 34 вариантно может быть подпружинена (не показано) с фиксированной наибольшей длиной.
Трансформируемое сооружение может быть снабжено направляющими 35 с отогнутыми во внешние стороны ловителями 36 для колес автомобиля и ограничителями 37, фиксирующими предельный заезд автомобиля в укрытие. Направляющие 35 могут быть вариантно размещены асимметрично относительно средней вертикальной продольной плоскости сооружения (фиг.5).
Сооружение может быть в вариантных решениях только наземным или иметь подземную часть 38 в виде подвала и/или смотровой ямы 39.
Панели 12 или 18 могут быть снабжены дверью, и/или окном, и/или форточкой для удобства доступа или визуального наблюдения автомобиля без подъема секции 3 (не показано), а по крайней мере панель 27 может быть снабжена свесами 40. Кроме того, в нижней и подкровельной зоне панелей 12 и/или 18 либо в зоне примыкания профнастила покрытия к раме 16 стеновых панелей могут быть выполнены вентиляционные отверстия 41, сообщенные с атмосферой.
Направляющие 35 и низ панелей 18 могут быть закреплены в основании 1 и/или в варианте с подземной частью 38 в конструкциях подземной части анкерами 42, защемленными в грунте или варианте аналогичными им анкерующими элементами, жестко соединяющими надземную и подземную части.
Внешний упор 31 может быть размещен с возможностью подъема поворотной секции 3 на угол 60-70о к горизонту. Ограждения сооружения или по крайней мере панели покрытия 26 и 27 могут быть снабжены тепловой или отражательной изоляцией (не показано).
Предлагаемое трансформируемое сооружение, укрытие для автотранспортной техники технологично в изготовлении. Конструкции и контрольную сборку сооружения целесообразно пpоизводить на заводах легких металлоконструкций. Допустимы варианты различного насыщения сооружения полимерными и композиционными материалами и элементами. Предлагаемая конструктивная система обеспечивает транспортную компактность в виде пакетов, по весу и габаритам допустимых к перевозке автомобильным, железнодорожным, авиационным и другими видами транспорта. Опытное изготовление подтвердило хорошие эксплуатационные качества сооружения.
Использование: в строительстве малогабаритных транспортируемых сооружений и укрытий для хранения автотранспортной техники. Сущность изобретения: в трансформируемом сооружении, укрытии для автотранспортной техники, включающем основание, секционированное ограждение из неподвижной и подвижной поворотной секций, шарнирно соединенных посредством демпфирующих пружин, последние попарно прикреплены одним концом к нижней грани боковых панелей поворотной секции или прикреплены к поверхности боковых панелей и ориентированы осями в направлениях, пересекающих нижние грани панелей. Кроме того, тупиковый участок поворотной секции выполнен по форме неподвижной секции, подвижная секция снабжена криволинейными направляющими для опорных роликов, направляющие основания снабжены ловителями для колес автомобиля и могут быть снабжены проемом для окна или форточки и/или двери. 18 з. п. ф-лы, 18 ил.
Малогабаритный гараж | 1987 |
|
SU1476092A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1995-10-27—Публикация
1993-02-25—Подача