Изобретение относится к двухтактным двигателям внутреннего сгорания и может применяться в качестве силовых установок различных транспортных средств, а также стационарных машин и агрегатов.
Наиболее широко известны двухтактные двигатели внутреннего сгорания, применяемые в мотоциклах (например, Сарафанов С.К. Устройство автомобиля и мотоцикла. М. Изд-во ДОСААФ СССР, 1985, стр, 21, рис. 4). Такой двигатель содержит цилиндрическую камеру и поршень в ней с кривошипно-шатунным механизмом его перемещения. Камера имеет входное, выходное и перепускное отверстия. Двигатель конструктивно прост по сравнению, например, с четырехтактными двигателями, так как не имеет клапанов и соответственно системы их привода. Все операции газораспределения выполняются поршнем.
Однако такой двигатель имеет ряд недостатков.
Во-первых, степень сжатия горючей смеси под поршнем ограничена из-за размещения под ним кривошипно-шатунного механизма. Несжимаемый объем составляет не менее π R2S, где R радиус маховика или кривошипа, S толщина шатуна.
От степени сжатия смеси под поршнем непосредственно зависит скорость подачи ее в камеру сгорания, а следовательно, обороты и мощность двигателя, которая остается ограниченной.
Во-вторых, соединение кривошипно-шатунного механизма с поршнем имеет ту особенность, что при рабочем ходе поршень прижимается к стенке цилиндра, противоположной направлению движения шатуна. Сила прижатия весьма велика, так как возникает от ударного действия сгорания смеси. Это ведет как к неравномерному и интенсивному износу поршня и цилиндра, так и ограничивает достижимую мощность двигателя.
Эти недостатки в значительной степени устранены в двигателе по патенту ФРГ N 734642, МКИ F 01 B 15/04, опублик. 1943. Он содержит неподвижный корпус, подвижно установленный цилиндр, коленчатый вал, кинематически связанный с цилиндром, перегородку во внутренней полости цилиндра, разделяющую эту полость на впускную и рабочую камеры, канал подвода рабочей среды и канал отвода отработанных газов, выполненный с возможностью периодического сообщения с рабочей камерой.
Этот двигатель в значительной степени свободен от упомянутых недостатков. Кривошипно-шатунный механизм движет не поршень, а сам цилиндр. При этом механизм оказывается вынесенным из камеры и не влияет на степень сжатия смеси.
При рабочем ходе не возникает никаких дополнительных сил трения. Имеются лишь обычные инерционные силы, свойственные всем камерным механизмам типа поршневых двигателей и насосов.
Такие особенности предполагают хорошие показатели по ряду параметров.
Этот двигатель принять за прототип.
Однако он имеет определенные недостатки.
Во-первых, перегородка установлена в цилиндре поворотно и качается вместе с ним, а рабочая среда подводится через перегородку. Это означает, что место подвода должно иметь подвижное уплотнение.
Во-вторых, при подвижных цилиндре и перегородке все части рабочей камеры также подвижны, в том числе и свеча зажигания.
Эти особенности усложняют конструкцию и снижают надежность двигателя в работе.
В-третьих, перегородка отделяет впускную часть полости цилиндра от рабочей камеры во всех положениях цилиндра, так что рабочая среда подается в рабочую камеру по наружному перепускному каналу. Это удлиняет путь рабочей среды, снижая скорость ее подачи и соответственно обороты и мощность двигателя.
Целью изобретения является повышение надежности и мощности двигателя в работе.
Сущность изобретения состоит в том, что перегородка установлена неподвижно, внутренняя полость цилиндра со стороны впускной камеры снабжена расширяющимся участком, выполненным внутри цилиндра с возможностью периодического сообщения с рабочей камерой.
Такое исполнение обеспечивает подвод рабочей среды в рабочую камеру кратчайшим путем и без каких-либо подвижных уплотнений.
Свеча зажигания также оказывается неподвижной.
Эти особенности упрощают конструкцию, повышают надежность в работе и мощность.
На фиг. 1 представлен вариант исполнения двигателя, который содержит цилиндр в виде рамки с плоскими стенками и плоские крышки; на фиг. 2 то же, разрез вдоль оси перегородки; на фиг. 3 вариант двигателя, содержащего цилиндр в виде рамки с концентричными стенками; на фиг. 4 вариант с цилиндрическими крышками.
В исполнении по фиг. 1 двигатель содержит цилиндр, внутренняя полость 1 которого образована рамкой 2, корпус в виде неподвижных стенок 3 и 4, перегородку в виде поршня 2, корпус в виде неподвижных стенок 3 и 4, перегородку в виде поршня 5, разделяющего полость 1 на впускную 6 и рабочую 7 камеры и укрепленного, например, сваркой на стенке 3, механизм перемещения рамки (коленчатый вал) в виде выходного вала 8 и кривошипа 9, шарнирно соединенного с рамкой 2, каналы подвода рабочей среды и отвода отработанных газов в виде входного 10 и выходного 11 отверстий. Стенки 3 и 4 корпуса плоские. Стенки 12 и 13 рамки тоже плоские. Рамка 2 установлена между стенками 3 и 4 с минимальным зазором, но с возможностью свободного движения между ними. Входное 10 и выходное 11 отверстия выполнены на расстоянии от поршня, при котором они могут сообщаться и разобщаться с камерами 6 и 7 в процессе перемещения рамки при вращения вала 8. Конец полости 1 со стороны входного отверстия 10 имеет расширяющийся участок 14 рамки 2. Рамка имеет приливы 15 и 16, перекрывающие входное и выходное отверстия, когда они разобщены с соответствующими камерами. Прилив 16 служит также кронштейном для соединения рамки 2 с кривошипом 9 вала 8. В поршне 5 размещены свеча зажигания и камера сгорания, показанные поз. 17. Вместо свечи может быть форсунка подачи топлива, если работа по принципу дизеля. Камера сгорания сообщается с рабочей камерой.
В исполнении по фиг. 3 стенки корпуса плоские (видна стенка 3), а стенки 18 рамки 2 цилиндрические, концентричные неподвижной оси 19, на которой поворотно установлена эта рамка.
В исполнении по фиг. 4 впускная и рабочая камеры образованы стенками 20 и крышками 21 и 22. При этом стенка 20 рамки и крышка 21 образованы углублением в роторе 23, размещенном в статоре, представляющем цилиндрическую крышку 22. Крышка 21 также цилиндрическая. Ротор соединен с выходным валом 8 посредством кривошипа 9 и шатуна 24. Расширение 25 рамки также выполнено в роторе. Стенки 20 плоские, если поршень 5 цилиндрический. При коническом поршне стенки 20 также конические. Все зазоры между статором, ротором, поршнем и станками выполнены минимальными, но с возможностью свободных поворотов ротора 23 на оси 26, которая установлена в статоре (не показан).
В исполнении по фиг. 4 представлены два двигателя в одном и том же статоре. Входное 10 и выходное 11 отверстия у обоих двигателей общие.
Во всех рассмотренных вариантах исполнения двигателя входным отверстием может служить или сквозное отверстие в стенке (воз. 10 на фиг. 2 и 4) или углубление в этой стенке (поз. 27 на фиг. 2 и 3). В первом случае это отверстие сообщается непосредственно с карбюратором или с атмосферой (при зажигании и подаче топлива по типу дизеля). Во втором случае сообщение с карбюратором или с атмосферой через отверстие 28 в полости 29, образованной стенками корпуса (фиг. 2 и 3).
В исполнении по фиг. 1 и 2 двигатель работает следующим образом.
Приведенный во вращение от стартера вал 8 перемещает вверх и вниз рамку 2. При этом поочередно сжимаются и расширяются камеры 6 и 7. При расширении камеры 6 в ней образуется разрежение и через отверстие 10 засасывается рабочая среда, например смесь из карбюратора (не показан). При движении рамки 2 вниз смесь сжимается. Когда местное расширение 14 оказывается в области поршня 5, смесь перетекает в камеру 7, огибая поршень. При дальнейшем движении рамки сжимаются камеры 7 и попавшая в нее смесь. В момент прохождения рамкой верхней точки сжатая смесь воспламеняется от свечи 17, сгорает и толкает рамку вниз, вращая вал 8. Затем открывается отверстие 11, отработанные газы выбрасываются вал продолжает вращаться по инерции, перемещая рамку, и циклы повторяются. Рабочий ход совершается за каждый оборот вала. Таким образом двигатель работает в режиме двухтактного бесклапанного двигателя.
Двигатель в исполнении по фиг. 3 работает аналогично. У него более сложная форма рамки, но проще ее движение за счет установки на неподвижной оси 19. Стенки 18 рамки 2 цилиндрические, концентричные оси 19, во всех своих точках одинаково удалены от этой оси. При соответствующей обработке и установке поршня 5 в этом случае будет обеспечен достаточно малый, но гарантированный зазор между поршнем и стенками рамки, т.е. работа будет происходить без трения между этими деталями.
Поршень может быть цилиндрическим, как на фиг. 1 или со сторонами, концентричными той же оси 19. Это удлиняет зазоры, улучшая уплотнение камер.
Прилив, закрывающий выходное отверстие на стенке 4 на фиг. 3 не виден, так как попал в разрез рамки. Заполнение камеры горючей смесью также показано в варианте с углублением 27 в стенке 3 и отверстием 28 в полость 29.
Компоновка двигателя по фиг. 1-3 показана в замкнутой полости 29, т.е. с дополнительными стенками, перпендикулярными к стенкам 3 и 4 камеры. Если двигатель хорошо защищен от пыли, например, работает в крытом помещении, дополнительные стенки могут быть с множеством окон или вообще заменены стойками. При этом будет обеспечено простое и интенсивное охлаждение камеры и удобный доступ для смазки стенок 3 и 4. В таком исполнении двигатель должен работать с входным отверстием 10 в стенке 3, соединенным с карбюратором и с использованием прилива 15 рамки.
В исполнении по фиг. 4 стенки рамки цилиндрические и концентричные оси 26. При этом работа будет с постоянными зазорами между ротором 23 и крышкой 22, а также между поршнем 5 и крышкой 21. Необходимые зазоры между поршнем и стенками 20 также могут быть обеспечены. В результате все рабочие части будут перемещаться без трения. Трение остается только в подшипниках осей и шарниров рычагов. Такое трение всегда будет существенно меньше трения в рабочих частях, что позволит еще больше форсировать двигатель при высокой износостойкости и экономичности.
Исполнение по фиг. 4 с двумя рабочими камерами в одном роторе, с общим статором и общими для обеих камер входным и выходным отверстиями 10 и 11 упрощает конструкцию. Кроме того, камеры, поочередно сообщаясь с одними и теми же отверстиями, обеспечивают более равномерное (с меньшими перерывами) движение потоков горючей смеси и отработанных газов, улучшая работу карбюратора и снижая шум на выхлопе.
Во всех исполнениях двигателя обеспечен кратчайший путь горючей смеси из впускной камеры в рабочую, а именно внутри полости 1 цилиндра, огибая поршень 5 при подходе к нему расширения рамки 2. При этом, по сравнению с прототипом, не требуется каких-либо дополнительных уплотнений канала подвода горючей смеси. Свеча также работает стационарно.
Эти особенности повышают надежность в работе, мощность двигателя и упрощают конструкцию.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Лопастной двигатель внутреннего сгорания | 2017 |
|
RU2659602C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2005 |
|
RU2294442C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КАЧАЮЩИМСЯ РОТОРОМ-ПОРШНЕМ | 2014 |
|
RU2571704C2 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2162157C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КАЧАЮЩИМСЯ РОТОРОМ-ПОРШНЕМ | 2003 |
|
RU2249701C1 |
НАСОС | 2003 |
|
RU2265142C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДЛЯ ИНСТРУМЕНТОВ УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ | 1997 |
|
RU2116188C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БЕЛАШОВА | 1997 |
|
RU2126093C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1989 |
|
RU2022134C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2143077C1 |
Использование: двигатели внутреннего сгорания. Сущность изобретения: двигатель внутреннего сгорания содержит неподвижный корпус, подвижно установленный цилиндр с внутренней полостью, две крышки, прилегающие к основанию цилиндра, коленчатый вал, кинематически связанный с цилиндром, камеру сгорания, перегородку, установленную во внутренней полости цилиндра и разделяющую последнюю на впускную и рабочую камеры, канал подвода рабочей среды и канал отвода отработанных газов, выполненный в одной из крышек с возможностью периодического сообщения с рабочей камерой. Одна из крышек жестко соединена с перегородкой, внутренняя полость цилиндра со стороны впускной камеры снабжена расширяющимся участком, выполненным внутри цилиндра с возможностью периодического сообщения с рабочей камерой, канал подвода рабочей среды выполнен в одной из крышек с возможностью его периодического сообщения с впускной камерой, а камера сгорания размещена внутри перегородки со стороны рабочей камеры. Внутренняя полость цилиндра образована концентрическими поверхностями, крышки выполнены цилиндрическими. 2 з. п. ф-лы, 4 ил.
Интегральный двухполярный стабилизатор напряжения | 1977 |
|
SU734642A1 |
Авторы
Даты
1995-10-27—Публикация
1992-12-25—Подача