Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению.
Известен двухтактный двигатель внутреннего сгорания, в котором рабочий процесс осуществляется за два хода поршня /см., например, Политехнический словарь", Москва, 1977, под редакцией академика И.И. Артоболевского, стр. 132 - 133/. Классическая схема двухтактного двигателя, работающего на легком топливе, включает в себя цилиндр, его головку, поршень, кривошипно-шатунный механизм в сочетании с кривошипной камерой, а также карбюратор, впускное, выпускное и продувочное окна и свечу зажигания, что позволяет осуществлять чередования парных процессов - сжатия и наполнения кривошипной камеры с выпуском и продувкой.
Принципиальным недостатком этого двигателя является несовершенство продувки и нецелесообразность его многоцилиндрового исполнения. Причина этих недостатков кроется в наличии кривошипно-шатунного механизма и строго соответствующей ему индивидуальной кривошипной камеры наполнения. Поэтому двухтактный двигатель легкого топлива создается лишь на небольшую мощность применительно к мотоциклам, лодкам и т.д.
Наиболее близким по технической сущности прототипом является "Двухтактный бесшумный двигатель внутреннего сгорания" /патент Российской Федерации N 2017998/, содержащий корпус, рабочие полости-цилиндры, поршни, кинематически связанные с общим валом, с поперечными роликами, одни из которых установлены с возможностью взаимодействия с прямолинейным пазом, выполненным на неподвижной втулке, соединенной с корпусом, а другие - с криволинейным пазом, выполненным на внутренней поверхности поворотной втулки, соединенной с выходным валом, установленным в корпусе на подшипниках, а поворотная втулка смонтирована на подшипниках снаружи неподвижной втулки и имеет общий криволинейный паз, выполненный на внутренней поверхности втулки, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности двигателя, надежности и ресурса работы опорных подшипников, всасывающий канал выполнен в средней наружной зоне поворотной втулки, перепускные каналы в цилиндры выполнены с прямым сообщением с наружными зазорами поворотной втулки, а межпоршневая полость сообщена с всасывающим и продувочными каналами через опорные подшипники поворотной втулки.
Анализ двигателя показал, что такие важнейшие вопросы, как снижение массы, усовершенствование продувки и механизма преобразования в многоцилиндровом исполнении, этим изобретением не решаются. Двигатель представляет собой очень сложное устройство, а такие детали, как поршни с арочными осями, поворотная втулка, по внутренней поверхности которой выполнен криволинейный замкнутый паз, не считая конической зубчатой передачи, и целый ряд других весьма дорогих и технологически сложных деталей делают этот двигатель бесперспективным. Поставленная же цель повышения экономичности двигателя, надежности и ресурса работы опорных подшипников не оправдывается столь серьезными затратами и усложнениями.
Задачей заявляемого технического решения является устранение отмеченных недостатков и создание двухтактного двигателя внутреннего сгорания без кривошипно-шатунного механизма и наполнительной камеры в существующем виде.
Решение задачи достигается тем, что в двухтактном двигателе внутреннего сгорания, включающем цилиндрический корпус, поршень, цилиндрический ротор, установленный концентрично в корпусе, механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение ротора, снабженного замкнутым эллиптическим пазом, наполнительную камеру, продувочные каналы, впускное, выпускное и продувочное окна, выполненные в корпусе, цилиндрический корпус и установленный внутри него ротор образуют кольцевое пространство, разделенное посредством продольных корпусных стенок на камеры, в которых расположены поршни, при этом паз выполнен с полукруглым поперечным сечением на внешней поверхности ротора, а в поршне выполнено полусферическое гнездо с расположенным в нем шаром, посредством которого поршень взаимодействует с пазом ротора.
Новизна изобретения заключается в том, что механизм преобразования выполнен в виде кулачкового пространственного механизма с цилиндрическим кулачком, что позволяет свести до минимума вредный объем подпоршневой наполнительной камеры и повысить удельную мощность двигателя, а также сделать реальным его многоцилиндровое блочное исполнение.
На чертеже представлена принципиальная схема двухтактного двигателя и разрез А-А.
Двигатель устроен следующим образом. В боковинах 1 цилиндрического корпуса 2 шарнирно и концентрично расположен цилиндрический ротор 3, охваченный замкнутым эллиптическим пазом 4 полукруглого сечения. Посредством продольных корпусных стенок 5 кольцевое межцилиндровое пространство разделено на определенное количество одинаковых камер 6. Часть камеры 6 занята поршнем 7, который на вогнутой цилиндрической поверхности, прилегающей к цилиндрическому ротору 3, имеет полусферическое гнездо 8, радиус которого равен радиусу полукруглого сечения эллиптического паза 4. К поршню 7 прилегает камера сгорания 9. Оставшаяся с противоположной стороны поршня 7 часть камеры 6 является наполнительной камерой 10. В пределах наполнительной камеры 10 в теле корпуса 2 имеются продувочные каналы 11, оканчивающиеся продувочными окнами 12, расположенными между впускным окном 13 и выпускным окном 14 /по продольной оси канала 6/. Поршень 7 сопрягается с цилиндрическим ротором 3 посредством шара 15, который принадлежит одновременно и эллиптическому пазу 4, и полусферическому гнезду 8. Конструктивный наклон плоскости эллипса и длина поршня 7 соотносятся таким образом, чтобы гарантированно исключалась пространственная связь между полостями камеры 6 и эллиптического паза 4. В области камеры сгорания 9 установлена запальная свеча 16.
Работает двухтактный двигатель внутреннего сгорания следующим образом. При вспышке сжатой горючей смеси в камере 9 от запальной свечи 16 расширяющиеся газы перемещают поршень 7 вдоль камеры 6, который выполняет одновременно две функции: он сжимает в наполнительной камере 10 подготовленный рабочий заряд и вращает цилиндрический ротор 3 в результате перемещения шара 15 по эллиптическому пазу 4. Как только перемещающийся поршень начинает открывать выпускное окно 14, отработавшие газы устремляются к выходу из него. При дальнейшем движении поршня 7 открывается продувочное окно 12, через которое осуществляется продувка сжатой горючей смесью камеры сгорания посредством продувочных каналов 11. В результате продувки отработавшие газы окончательно изгоняются из камеры сгорания, унося с собой частично горючую смесь. Таким образом, все пространство камеры сгорания оказывается заполненным горючей смесью. В процессе движения поршня в обратном направлении, а это начнется после поворота ротора на 180 градусов, выпускное окно 14 перекрывается и горючая смесь подвергается сжатию. Одновременно с сжатием горючей смеси в камере сгорания 9 в наполнительной камере 10 образуется вакуум, глубина которого возрастает до тех пор, пока перемещающийся поршень 7 не откроет впускное окно 13, через которое в наполнительную камеру 10 врывается свежий рабочий заряд. Поршень 7 достигает мертвой точки. После воспламенения сжатой горючей смеси расширяющиеся газы осуществляют рабочий ход поршня 7 с одновременным сжатием свежего рабочего заряда в наполнительной камере 10, подготавливая его для очередной продувки.
Таким образом, сохраняя существующий принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания, предлагаемая конструкция позволяет избавиться от кривошипно-шатунного механизма, резко снизив массу двигателя, и очистить пространство наполнительной камеры, обеспечивая совершенство продувки. Становится реальным создание многопоршневого двухтактного двигателя внутреннего сгорания в моноблоке, работающего на легком топливе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2191274C2 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2007 |
|
RU2363852C2 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2044138C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВС | 2001 |
|
RU2206758C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КАЧАЮЩИМСЯ РОТОРОМ-ПОРШНЕМ | 2014 |
|
RU2571704C2 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КАМЕРНОЙ СХЕМОЙ ГАЗООБМЕНА | 2009 |
|
RU2411376C1 |
Бесшатунный роторный двигатель | 2020 |
|
RU2737467C1 |
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания с кривошипно-камерной продувкой | 1983 |
|
SU1190072A1 |
БИРОТАТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1990 |
|
RU2009341C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2054128C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двухтактным двигателям внутреннего сгорания. Сущность изобретения заключается в том, что цилиндрический корпус и установленный внутри него ротор образуют кольцевое пространство, разделенное посредством продольных корпусных стенок на камеры, в которых расположены сегментные поршни, на внешней поверхности ротора выполнен замкнутый эллиптический паз с полукруглым поперечным сечением, а в поршне выполнено полусферическое гнездо с расположенным в нем шаром, посредством которого поршень взаимодействует с пазом ротора. Изобретение позволяет свести до минимума вредные объемы в наполнительных подпоршневых камерах, сообщенных с камерами сгорания посредством перепускных каналов, и повысить эффективность продувки в двухтактных двигателях внутреннего сгорания. 1 ил.
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания, включающий цилиндрический корпус, поршень, цилиндрический ротор, установленный концентрично в корпусе, механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение ротора, снабженного замкнутым эллиптическим пазом, наполнительную камеру, продувочные каналы, впускное, выпускное и продувочное окна, выполненные в корпусе, отличающийся тем, что цилиндрический корпус и установленный внутри него ротор образуют кольцевое пространство, разделенное посредством продольных корпусных стенок на камеры, в которых расположены поршни, при этом паз выполнен с полукруглым поперечным сечением на внешней поверхности ротора, а в поршне выполнено полусферическое гнездо с расположенным в нем шаром, посредством которого поршень взаимодействует с пазом ротора.
ДВУХТАКТНЫЙ БЕСШУМНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1990 |
|
RU2017998C1 |
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2072425C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ | 1993 |
|
RU2093685C1 |
ГИРОКООРДИНАТОР ГОЛОВКИ САМОНАВЕДЕНИЯ | 2010 |
|
RU2421686C1 |
GB 1563498 A, 26.03.1980. |
Авторы
Даты
2001-01-20—Публикация
1999-04-06—Подача