Изобретение относится к области цветной металлургии, конкретно к сплавам на основе титана, используемым для изготовления прутков, штамповок лопаток, крепежа и других деталей авиационной техники.
Недостатки сплава: низкие прочностные свойства при комнатной и повышенной температурах, низкая жаропрочность.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является сплав на основе титана, содержащий, мас. алюминий 5,5-6,6; олово 1,8-2,2; цирконий 3,6-4,4; молибден 5,5-6,5; железо 0,5; кислород 0,15; углерод 0,04; водород 0,04; титан остальное.
К недостаткам сплава относятся: недостаточно высокий уровень многоцикловой усталости, трещиностойкости, угла гиба.
Целью изобретения является повышение усталостной прочности, работы разрушения образца с трещиной, угла гиба, а также дальнейшее повышение технологической пластичности при холодной деформации.
Поставленная цель достигается за счет дополнительного введения циркония и рациональным легированием сплава, постоянным содержанием основных легирующих элементов.
Заявляемый сплав содержит элементы в следующем соотношении, мас. алюминий 4,6-5,6; молибден 3,5-4,5; олово 0,7-1,6; цирконий 0,7-1,6; кремний 0,05-0,2; железо 0,05-0,15; углерод 0,005-0,08; азот 0,003-0,04; кислород 0,05-0,15; титан остальное, причем ( ΣAl+Sn+Zr+Si):Mo=1,7-2,0.
Введение в сплав постоянного отношения суммарного содержания алюминия, олова, циркония, кремния к молибдену позволяет обеспечить оптимальный комплекс свойств сочетание высокой усталостной прочности, трещиностойкости с высокой технологической пластичностью при холодной деформации.
Для исследования свойств были выплавлены в вакуумно-дуговой печи слитки составов заявленного сплава (табл. 1, примеры 1, 2, 3), а также составов, выходящих за рамки заявленного сплава (табл. 1, примеры 4, 5).
Механические свойства исследуемых сплавов приведены в табл. 2, а сравнительные свойства предлагаемых и известных сплавов представлены в табл. 3.
Предлагаемый сплав превосходит известный по усталостной прочности на 10-25% по удару образца с трещиной на 35% при более высоких технологических параметрах угла гиба и технологической пластичности вхолодную не ниже 45%
Повышение усталостной прочности и трещиностойкости сплава позволит повысить эксплуатационную надежность и ресурс изделий авиационной техники.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА | 1992 |
|
RU2016115C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА | 1996 |
|
RU2090642C1 |
СВАРИВАЕМЫЙ ТИТАНОВЫЙ СПЛАВ С L-СТРУКТУРОЙ | 1994 |
|
RU2082804C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА | 1994 |
|
RU2082802C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 1999 |
|
RU2172359C1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА | 1992 |
|
RU2039112C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА | 1996 |
|
RU2086695C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА | 1990 |
|
RU1746726C |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2007 |
|
RU2356976C2 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2004 |
|
RU2256713C1 |
Изобретение относится к области цветной металлургии, конкретно к сплавам на основе титана, используемым для изготовления прутков, штамповок лопаток, крепежа и других деталей авиационной техники. Сплав позволяет повысить усталостную прочность, работу разрушения образца с трещиной, угол гиба, а также технологическую пластичность при холодной деформации. Сплав содержит, мас. алюминий 4,6 5,6; молибден 3,5 4,5; олово 0,7 1,7; цирконий 0,7 1,6; кремний 0,05 0,2; железо 0,05 0,15; углерод 0,005 0,08; азот 0,003 0,04; кислород 0,05 0,15; титан - остальное, причем (Σ Al + Sn + Zr + Si):Mo=1,7 - 2,0. 3 табл.
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА, содержащий алюминий, молибден, железо, цирконий, олово, углерод, азот и кислород, отличающийся тем, что он дополнительно содержит кремний при следующем соотношении компонентов, мас.
Алюминий 4,6 5,6
Молибден 3,5 4,5
Олово 0,7 1,6
Цирконий 0,7 1,6
Кремний 0,05 0,20
Железо 0,05 0,15
Углерод 0,005 0,08
Азот 0,003 0,04
Кислород 0,05 0,15
Титан Остальное
причем
Реферат ВИНИТИ, сер | |||
Металловедение, N 94647, 1972. |
Авторы
Даты
1995-11-20—Публикация
1992-12-16—Подача