Изобретение относится к мелкому судостроению и касается конструирования разборных многокорпусных надувных судов.
Известно надувное разборное судно, содержащее по крайней мере два корпуса, каждый из которых выполнен из надувного элемента и которые жестко связаны между собой продольными и поперечными балками, причем последние размещены на палубе, и сиденье для гребцов.
Однако известное судно обладает низкими эксплуатационными качествами.
Цель изобретения повышение эксплуатационных качеств судна.
Это достигается тем, что продольные балки выполнены из составных частей, которые выполнены с возможностью перемещения их относительно друг друга, ограниченных упорами, которыми снабжено судно, при этом по крайней мере две поперечные балки установлены по разные стороны от стыка составных частей продольных балок, а по крайней мере один из упомянутых упоров выполнен пневматическим.
Кроме того, в качестве пневматического упора использовано сиденье для гребцов, жестко связанное с палубой и выполненное надувным с возможностью контактирования в рабочем положении с одной из поперечных балок, при этом другой упор выполнен механическим в виде заглушенного кармана для продольной балки.
Кроме того, другой пневматический упор выполнен в виде выступа надувного элемента корпуса судна.
Кроме того, оба пневматических упора выполнены в виде выступов надувного элемента судна.
На фиг. 1 показан вид сверху на надувное двухкорпусное разборное судно; на фиг. 2 вид сверху на один из его корпусов; на фиг.3 боковой вид корпуса описываемого судна; на фиг.4 первый вариант расположения поперечных балок на корпусе этого судна; на фиг.5 то же, второй вариант; на фиг.6 узел I на фиг. 2; на фиг.7 третий вариант расположения вышеуказанных балок; на фиг.8 разрез А-А на фиг.2; на фиг.9 примерная схема выполнения карманов надувных элементов корпусов описываемого судна.
Надувное разборное судно, например катамаран, состоит из двух корпусов, включающих надувной элемент 1, продольные балки 2 и поперечные балки 3-5, жестко связанные между собой (сваркой).
Надувные элементы 1 выполнены в виде гондолы из прорезиненной ткани и имеют углубление в виде палубы 6 для гребцов, на которой размещены сиденья 7 для гребцов. Продольные балки 2 изогнуты в соответствии с линией обводов надувного элемента 1 и вставлены в карманы, выполненные с двух сторон каждого из надувных элементов 1. Карманы образуют их набор карманов 8, а другие в виде открытых с двух сторон карманов 9, заделка которых производится в заводских условиях и разъему при эксплуатации не подлежит. Карманы 10 находятся под местом стыка и являются сплошными и открытыми с двух сторон. Карманы 11 являются глухими и имеющими возможность частичного разъема при эксплуатации. Карманы, как правило, выполняют из той же ткани, что и оболочку надувного элемента 1, например из водонепроницаемой гидромелиоративной ткани. Они могут представлять собой чередующиеся по месту крепления кармана петли, соединяемые между собой по принципу "молнии", где элементом застежки служит металлический стержень; одно из наиболее простых решений застежки кармана обычная шнуровка.
Поперечные балки 3-5 расположены на палубе 6 и соединены с продольными балками 2 в узлах 12 крепления жестко, например сваркой. Наборы продольных и поперечных балок, соединенные между собой поперечинами 13, образуют каркас судна. С целью повышения жесткости каркаса каждый корпус дополнительно снабжен элементом 14 продольного набора, который устанавливают вдоль продольной оси надувных элементов 1 на палубе 6. Основные балки 2 продольного набора состоят из двух независимых частей 15 и 16, в последнюю из которых запрессован бух 17, входящий в часть продольной балки 15. Поперечных балок на палубе должно быть по крайней мере две. В примере конкретного выполнения катамарана этих балок три; 3-5 (см. фиг.4-6). Узлы 12 крепления судна обеспечивают жесткое, стационарное соединение между продольными и поперечными балками (сварка): узлы 18 и 19 соединения могут быть типовыми, но обязательно обеспечивающими жесткое соединение и допускающие разборку.
Узел 18 соединения обеспечивает соединение трех балок 4, 13 и 14 между собой, при этом две из них, а именно: балки 4 и 13 расположены одна в другой (балки 13 входят внутрь балки 4), а третья балка 14 лежит в горизонтальной плоскости и перпендикулярна им. Узел 18 включает болт 20 или шпильку и коническую гайку 21, пропущенную через отверстие в продольных и поперечных балках. Узел 19 обеспечивает соединение двух балок 3 и 13 и двух балок 5 и 13, входящих друг в друга, и представляет собой резьбовое соединение болтом 22. Заделка карманов 9 осуществляется стержнем 23.
Сборку катамарана проводят в два этапа: I этап предварительная сборка изготовителем; II этап сборка катамарана перед спуском на воду при его эксплуатации.
I этап. Сборка катамарана начинается со сварки каркасов корпусов. Части 15 и 16 продольных балок 2 сваривают с поперечными балками 3, 4, 5 в узлах 12. Сиденье 7 жестко крепится на палубе 8 (например, пришивается). Части 15 продольных балок 2 вставляют в карманы 8, 9, 10, затем жестко заделывают карман 9, пропуская через петли кармана стержень 23 (см. фиг.9). Части 16 продольных балок 2 вставляют в карманы 10 и 11. Элемент 14 продольного набора, представляющий собой металлическую балку, устанавливают в карман, расположенный под сиденьем 7 вдоль продольной оси корпуса катамарана. На этом заводская сборка заканчивается. Сложенные по линии разъема корпуса пакуют в рюкзаки вместе с остальными элементами набора для сборки катамарана. Габариты упаковки: 1400х700х350 мм.
II этап. Для подготовки катамарана к спуску на воду при его эксплуатации корпуса вынимают из рюкзаков и раскладывают на земле. Части 16 продольных балок отводят в глубину карманов 11. Затем вводят бух 17 внутрь балки 15 и карман 11 заделывают. На палубе каждого из корпусов сдвигают балку 14, вводя ее в специальные карманы (типа открытой петли), выполненные на палубе, до совмещения отверстий в узлах 18 и 19. После того, как корпуса собраны, их соединяют между собой поперечинами 13, вводя их внутрь каждой из балок 3-5. Фиксацию осуществляют в узлах 18 и 19 посредством болтов 20 и 22, а также гайки 21. После этого накачивают гондолы надувных элементов 1 и сиденье 7.
В случае, изображенном на фиг.4 (балки 3 и 5 размещены в крайних положениях на палубе 6), давление, оказываемое, выступами гондол на поперечные балки 3 и 5, направлено навстречу друг другу, что заставляет продольные части балок 15 и 16 перемещаться в том же направлении до упора друг в друга. В противоположном направлении это перемещение будет ограничено пневматическими упорами (выступами гондол).
В случае, изображенном на фиг.5, поперечный элемент, служащий для фиксации элементов продольных балок 2, может быть всего один в виде балки 4. Балки 3 и 5 размещены на палубе независимо от выступов гондол и служат только для обеспечения жесткости рамы. Сиденье 7 является поджимающим пневматическим упором, которое не позволяет поперечной балке 4 перемещаться вправо. Упором, ограничивающим перемещение части 18 продольной балки 2, служит "глухой" карман 8, в который она упирается. Этим примером подчеркивается, что желаемого эффекта можно достигнуть всего с одним пневматическим упором.
Третий вариант расположения упоров указан на фиг.6. Поперечная балка 4 упирается в сиденье 7, а балка 5 в выступ гондолы. В этом случае достигается надежная фиксация.
Положительный эффект от использования изобретения получается при эксплуатации судна и заключается в удобстве его транспортировки (оптимальных габаритах устройства в сложенном состоянии) и, самое главное, в простоте и минимальном количестве сборочных операций перед спуском судна на воду. Дело в том, что катамаран находится в практически собранном состоянии: гондолы надувного элемента связаны с рамами корпусов и при сборке их необходимо только разложить, вставляя составные части продольных элементов друг в друга. Фиксация осуществляется автоматически при пневматической накачке надувного элемента. Соединение корпусов между собой требует фиксации их всего в трех узлах: в одном узле 18 и в двух узлах 19. При этом прочностные характеристики, жесткость и надежность предлагаемого надувного разборного судна соответствуют техническим требованиям. При габаритах упаковки катамарана 1400х700х350 мм и массе катамарана 32 кг его пассажировместимость составляет 2 человека при грузоподъемности 800 кг и времени сборки катамарана, составляющем 10 мин. При этом в качестве материала каркаса используется алюминиевый сплав марки 1925.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН | 1992 |
|
RU2034735C1 |
Разборный надувной катамаран | 1983 |
|
SU1171399A1 |
Разборный туристический катамаран | 1980 |
|
SU921941A1 |
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН | 1992 |
|
RU2092372C1 |
Разборный катамаран | 1981 |
|
SU1481135A1 |
МНОГОКОРПУСНОЕ РАЗБОРНОЕ СУДНО | 2004 |
|
RU2296077C2 |
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН | 1992 |
|
RU2026230C1 |
Разборный катамаран | 1980 |
|
SU927627A1 |
КАТЕР-КАТАМАРАН СБОРНО-РАЗБОРНЫЙ | 2014 |
|
RU2547670C1 |
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН | 1992 |
|
RU2025390C1 |
Использование: изобретение относится к мелкому судостроению и касается конструирования разборных многокорпусных надувных судов, например катамаранов. Сущность изобретения заключается в том, что продольные балки каждого корпуса катамарана выполнены из составных частей, которые выполнены с возможностью перемещения их относительно друг друга, ограниченных упорами, которыми снабжено судно, при этом по крайней мере две поперечные балки установлены по разные стороны от стыка составных частей продольных балок, а по крайней мере один из упомянутых упоров выполнен пневматическим. 3 з. п. ф-лы, 9 ил.
Разборный надувной катамаран | 1983 |
|
SU1171399A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1995-12-10—Публикация
1992-04-01—Подача