Разборный туристический катамаран Советский патент 1982 года по МПК B63B7/00 B63B7/08 B63B1/14 

Описание патента на изобретение SU921941A1

1

Изобретение относится к мелкому судостроению и касается конструирования надувных катамаранов для водного туризма.

Известен разборный туристский катамаран, содержащий параллельно установлены поплавки из цилиндрических надувных емкостей, при этом на поплавки установлены продольные и поперечные балки, соединенные между собой и с поплавками связями, расположенными в носовой, кормовой и среднем частях, и места для гребцов l .

Однако места для гребцов у такого катамарана выполнены в виде гибких полотнищ и отсутствуют упоры для ног гребцов, что снижает эксплуатационные свойства, не обеспечивая безопасности, надежность и другие характеристики.

Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств катамарана.

Поставленная цель достигается тем, что каждый поплавок выполнен усеченным сверху горизонтальной плоскостью, образуя площадку, по бортовым кромкам которой с двух сторон размещены продольные балки, места для гребцов снабжены упорами для ног, закрепленными на балках, и расположены на поплавках катамарана, при этом упоры

10 для ног гребцов снабжены гибкими петлями, а упомянутые связи выполнены гибкими, причем отношение диаметров поперечных семений поплавков к их длине составляет 0,15-0,0515

Поперечные балки могут быть выполнены телескопически раздвижными.

На фиг.1 изображен предлагаемый катамаран, вид сверху; на фиг.2 то же, вид сбоку; на фиг.З - сече20ние А-А на фиг.2.

Катамаран имеет параллельно установленные поплавки 1, выполненные ;продольно-усеченными в верхней час3Эти с образованием горизонтальной площадки, параллельной зеркалу воды, и состоящие из надувных матрацев 2, заключенных в цилиндрические чехлы, выполненные, например, из брезента. На поплавках с двух сторон горизонтальной площадки установлены по ее кромкам продольные балки 3 с поперечными балками k. Балки соединены между собой в носовой, средне и кормовой частях и с поплавками 1 по. их длине полужесткими связями 5, выполненными, например, из капро нового репшнура и парашютных строп. Крепление поплавков к продольным балкам осуществляют путем подвязывания полностью собранных чехлов с матрацами 2 и заполнения последних воздухом до рабочего состояния. В носовой и кормовой частях попла ков 1 расположены места 6 для гребцов, которые снабжены жесткими упора ми для ног, выполненными в виде пере кладин. В носовой части с этой целью установлены две дополнительные перекладины 7, длина которых незначительно превышает расстояние между балками 3, к которым она крепится полужесткой связью 5, а в кормовой Части ее Функции выполняет балка 4. К упорам ног крепится гибкая петля 8, длина которой устанавливается с учетом роста гребца. Отношение диаметра надувных цилиндрических поплавков к длине попла ков составляет 0,,05, а поплавки 1 содержат несколько агрегативных (модульных) матрацев. Балки Ц судна могут быть изготов лены телескопически раздвижными с фиксирующими зажимами, выполненны ми, например, в виде двух соосных цилиндрических трубок разного диаметра с коаксиально расположенными в них сквозными отверстиями, в кото рые вставляются крепежные шпильки, причем в трубке меньшего диаметра отверстия просверлены по «е длине. Наличие горизонтальной плоскости усеченной поверхности в верхней час ти цилиндрических чехлов поплавков позволяет увеличить их диаметр, сох ранив при этом расстояние от гребца до зеркала воды (это расстояние не должно превышать , см1 ; увеличи грузоподъемность катамарана, снизив глубину погружения и тем самым улуч шить его проходимость по мелководью 14 и маневренность; снизить вес катамарана, исключив нерабочий объем; а также улучшить Обитаемость катамарана расположением гребцов непосред- / ственно на поплавках 1 и тем самым снизить физические затраты гребцов на разворот катамарана в потоке и на его поступательное движение. Наличие двух балок 3 на каждом поплавке 1 увеличивает прочность катамарана, а смещение балок 3 с центра к бортовым кромкам плоскости усечения поплавков 1 позволяет размещать гребцов непосредственно на поплавках 1, исключив сидения между ними. Наличие упоров для гребцов исключает случаи выброса и смыва гребцов с катамарана во время гребли в валах, а выполнение упоров с петлями 8 исключает, дополнительные нагрузки на балки 3 и увеличение длины гибкой петли. В случае переворота судна гребец, ослабив натяжение петли, отделяется от него. Выполнение связей 5 полужесткими увеличивает прочностные свойства катамарана при его ударе о стоячие волны и камни. Выбор отношения диаметра надувных цилиндрических поплавков к длине поплавков в диапазоне 0,15-0,05 позволяет сохранять у катамарана хорошие мореходные качества, исключив перевороты через носовую и кормовую части, а также при-топляемость на волнах о Наличие нескольких агрегативных (модульных) матрацев 2 в одном чехле исключает возможность поворота каркаса балок 3 и 4 на 90 относительно зеркала воды при разгерметизации матрацев 2 на воде. Выполнение балок телескопическими позволяет оперативно сблизить Поплавки 1 на участках реки с узкими проходами среди камней и увеличить устойчивость катамарана за счет их удаления друг от друга на участках реки с валами и водоворотами. При эксплуатации катамарана в горном потоке и в валах гребцы на поплавках 1 располагаются стоя на коленях и упираясь на бедре в петлю 8 и упоры для ног. При этом силу упора регулируют ступнями ног и незначительным поднятием или опусканием корпуса. На небольших спокойных участках реки гребцы садятся на ик5ры ног, при этом петля в виде набед ренной повязки ослабевает, но сохра няет прежнее положение. В случае во никновения опасности и необходимости активной напряженной работы гре- бец приподнимается и повязка принимает нeoбxoди Юe положение без помо щи рук На-длинных спокойных участках реки гребцы располагаются на по ;плавке 1 сидя, вытянув ноги вперед или приспустив их вниз. Таким образом, предлагаемое раз:борное туристическое судно при боль шей грузоподъемности имеет лучшую маневренность, более надежно и безо пасно в эксплуатации, что составляет технико-экономический эффект изобретения. Формула изобретения 1.. Разборный туристический катамаран, содержащий параллельно установленные поплавки из цилиндрических надувных емкостей, при этом на поплавки установлены продольные ;И поперечные балки, соединенные 6 между собой и с поплавками связями, расположенными в носовой, кормовой и средней частях, и места для гребцов, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств катамарана,, каждый поплавок выполнен усеченным сверху горизонтальной плоскостью, образуя площадку, 110 бортовым кромкам которой из двух сторон размещены продольные балки, места для гребцов снабжены упорами для ног, закрепленными на балках, и расположены на поплавках катамарана, при этом упоры для ног гребцов снабжены гибкими петлями, а упомянутые связи выполнены гибкими, причем отношение диаметров поперечных сечений поплавков к их длине составляет 0,15-0,05. 2. Катамаран по п.1, о т л и чающийся тем, что поперечные балки выполнены телескопически , раздвижными. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1 . Патент СССР N™ 13327, кл. 65 с 4, .О.29 (прототип).

Похожие патенты SU921941A1

название год авторы номер документа
Надувное разборное судно 1989
  • Тихомиров Сергей Григорьевич
  • Кошиц Иван Николаевич
  • Пятлин Василий Викторович
SU1675154A1
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН 1992
  • Евграшин Е.А.
  • Казаков А.Ю.
  • Киселев Д.С.
  • Коновалов А.В.
  • Краличкин А.Л.
  • Степанов С.О.
RU2034735C1
Разборный катамаран 1981
  • Казарьян Эдуард Людвигович
  • Шик Василий Никитыч
  • Киселев Дмитрий Сергеевич
  • Жилин Александр Сергеевич
  • Евграшин Евгений Александрович
  • Едиханов Белял Исмаилович
  • Гильванов Ринат Ханафиевич
  • Строганов Валентин Алексеевич
SU1481135A1
КАТЕР-КАТАМАРАН СБОРНО-РАЗБОРНЫЙ 2014
  • Ненашев Николай Александрович
  • Ненашев Сергей Николаевич
RU2547670C1
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН 1992
  • Кулик А.П.
  • Дик А.И.
  • Сучков В.В.
  • Лебедев В.В.
RU2035346C1
Разборный надувной катамаран 1983
  • Хамчановский Владимир Михайлович
  • Хомуськов Василий Николаевич
SU1171399A1
Разборный катамаран 1980
  • Киселев Дмитрий Сергеевич
  • Жилин Александр Сергеевич
  • Едиханов Белял Исмаилович
  • Гильванов Ринат Ханафиевич
SU927627A1
Надувная байдарка 1985
  • Королев Александр Николаевич
  • Кузнецов Анатолий Анатольевич
SU1310278A1
Разборное туристское судно с двумя корпусами 1976
  • Андреев Николай Александрович
  • Демешкевич Анатолий Петрович
SU591351A1
ВЕРТОЛЕТ 2001
  • Бабушкин Л.Н.
  • Бусыгин Е.В.
  • Валишев Б.М.
  • Захаров А.А.
  • Лаврентьев А.П.
  • Степанов А.И.
  • Шершуков В.Д.
RU2191139C1

Иллюстрации к изобретению SU 921 941 A1

Реферат патента 1982 года Разборный туристический катамаран

Формула изобретения SU 921 941 A1

Фиг. 2

SU 921 941 A1

Авторы

Андреев Евгений Федорович

Строганов Валентин Алексеевич

Княжин Сергей Алексеевич

Королев Александр Николаевич

Жилин Александр Сергеевич

Котов Валерий Иосифович

Киселев Дмитрий Сергеевич

Ланев Юрий Степанович

Даты

1982-04-23Публикация

1980-04-03Подача