Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты от вибрации и ударов различного оборудования и объектов.
Известен амортизатор, содержащий эластомерный упругий элемент, в средней части которого привулканизирована обойма для крепления амортизатора к основанию, а в центральном отверстии установлена втулка с прижимными шайбами.
Указанный амортизатор имеет следующие недостатки. Допускается усиление колебаний на резонансной частоте до 7. На практике усиления колебаний достигают 8 и более. Амортизатор имеет ненадежное клеевое соединение эластомера с обоймой, что приводит к его преждевременному разрушению. Не рекомендуется установка амортизатора в консольной схеме нагружения, при которой сила статической нагрузки направлена вдоль плоской обоймы.
Целью изобретения является выполнение амортизатора с оптимальной величиной коэффициента динамичности на резонансной частоте в пределах 3,0-4,5, установка его в любом положении по отношению к статической нагрузке, устранение клеевого соединения в конструкции амортизатора.
Указанная цель достигается тем, что эластомерный упругий элемент выполнен из двух частей, внешняя поверхность каждой из которых образована цилиндрической поверхностью, переходящей с одной стороны в часть торовой поверхности, а с другой стороны в коническую поверхность, вершина конуса которой направлена противоположно части торовой поверхности, на конической поверхности каждой части эластомерного упругого элемента выполнены цилиндрические впадины, равномерно расположенные на поверхности конуса, оси которых расположены радиально к оси амортизатора, а в центре каждой части эластомерного упругого элемента со стороны конической поверхности выполнена расточка в виде части торовой поверхности, обойма снабжена расположенными соосно с обеих ее сторон кольцевыми ребордами, на внутренней поверхности которых выполнены конические срезы, расходящиеся к закругленным торцам реборд, при этом упругие элементы прилегают к внутренним полостям обоймы.
На внешней поверхности втулки, в средней ее части, выполнена проточка. Она сделана для компенсации статической осадки амортизатора при консольном его монтаже и увеличения свободного хода амортизатора в поперечном направлении.
На фиг.1 приведен общий вид амортизатора в разрезе по оси; на фиг.2 общий вид амортизатора, вид сверху; на фиг.3, 4 и 5 изображен упругий элемент, соответственно главный вид, вид сверху и сбоку.
Амортизатор содержит обойму 1 с ребордами 2, во внутренние полости, образованные плоской кольцевой поверхностью обоймы и цилиндрической поверхностью реборды, помещены упругие элементы 3, соединенные между собой в середине втулкой 4, на концах которой закреплены шайбы 5, прижимающие элементы к обойме.
Упругие элементы соединены с обоймой без клея, только за счет предварительного их поджатия шайбами. Упругие элементы 3 имеют центральное отверстие 6, торцевую коническую поверхность 7, на которой образованы цилиндрические впадины 8, выходящие в полость 9, боковую цилиндрическую поверхность 10, переходящую в тороидальную образующую 11.
При колебаниях усилия, возникающие в упругих элементах 3, возрастают постепенно. Сначала деформируются конические выступы 7, заполняя впадины 8, затем в большей степени обжимается тороидальная образующая 11, уменьшая объем полости 9. Полость 9 сделана для уменьшения жесткости упругих элементов и амортизатора в целом. Полость выполнена тороидальной для уменьшения концентраций напряжения в эластомере и увеличения его долговечности. При этом в предлагаемом амортизаторе возникают дополнительные силы демпфирования за счет трения цилиндрической поверхности 10 упругого элемента 3 о внутреннюю полость реборд 2, а также увеличения трения втулки 4 в отверстии упругого элемента 6 за счет более интенсивного обжатия упругого элемента в объеме, образованном ребордами.
При консольном расположении амортизатора реборды 2 служат опорной поверхностью для упругих элементов 3, при этом за счет одинаковых площадей опорной и выпучивающейся поверхностей при продольной и поперечной деформации упругих элементов жесткость амортизатора во всех направлениях одинакова.
Конические срезы на краях реборд сделаны для снижения жесткости амортизатора при больших его деформациях путем увеличения объема полости обоймы, а закругленные края торцов реборд для уменьшения наминов упругих элементов об эти края.
Вибрационные нагрузки, действующие на обойму 1, гасятся в упругих элементах 3 в зарезонансном диапазоне частот. Резонансные колебания в амортизаторе снижаются за счет внутренних потерь в эластомере, трения упругих элементов 3 о втулку 4, реборды 2, шайбу 5 и обойму 1. Геометрические размеры всех указанных элементов амортизатора обеспечивают необходимую силу трения и, следовательно, оптимальный коэффициент динамичности амортизатора во всех направлениях вибрации. Расчетные геометрические размеры упругих элементов 3 обеспечивают заданную резонансную частоту амортизатора под заданной весовой нагрузкой в широком диапазоне.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АМОРТИЗАТОР | 2011 |
|
RU2462629C1 |
АМОРТИЗАТОР | 2011 |
|
RU2454578C1 |
АМОРТИЗАТОР БЕЗРЕЗОНАНСНЫЙ | 2017 |
|
RU2653321C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ЛИТЕЙНАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2254961C1 |
ОБРАТНЫЙ КЛАПАН | 2016 |
|
RU2641146C2 |
Виброизолирующая система | 1985 |
|
SU1346881A1 |
ПАКЕР ОПОРНЫЙ | 2014 |
|
RU2560010C2 |
Сцинтилляционный детектор, способ его сборки и устройство для сборки сцинтилляционного детектора | 1991 |
|
SU1805410A1 |
ВТУЛКА КОМБИНИРОВАННАЯ | 1996 |
|
RU2119106C1 |
Узел соединения штока с бабойМОлОТА | 1979 |
|
SU812409A1 |
Использование: в машиностроении для защиты от вибрации и ударов различного оборудования и объектов. Сущность изобретения: амортизатор содержит эластомерный упругий элемент, расположенную в нем втулку с центральным отверстием, обойму для крепления амортизатора к основанию, соединенную с эластичным упругим элементом в средней части, и прижимные шайбы, установленные на торцах втулки, между которыми размещен эластомерный упругий элемент. При этом эластомерный упругий элемент выполнен из двух частей, внешняя поверхность каждой из которых образована цилиндрической поверхностью, переходящей с одной стороны в часть торовой поверхности, а с другой в коническую поверхность, верщина конуса которой направлена противоположно части торовой поверхности, на конической поверхности каждой части эластомерного упругого элемента выполнены цилиндрические впадины, равномерно расположенные на поверхности конуса, оси которых расположены радиально к оси амортизатора, в центре каждой части эластомерного упругого элемента со стороны конической поверхности выполнена расточка в виде части торовой поверхности, обойма выполнена расточка в виде части торовой поверхности, обойма выполнена с кольцевыми ребордами, расположенными соосно с обеих ее сторон, на внутренних поверхностях которых выполнены конические срезы, расходящиеся к торцам реборд, а эластичные упругие элемен ты установлены с прилеганием к внутренней поверхности обоймы. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.
Кожевников С.Н | |||
Механизмы, М., Машиностроение, 1974, с.732, рис.12.37. |
Авторы
Даты
1995-12-20—Публикация
1992-06-10—Подача