КОРОБКА ПЕРЕДАЧ Российский патент 1995 года по МПК F16H3/08 

Описание патента на изобретение RU2050488C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах, а также в других машинах.

В настоящее время широко используют коробки передач с параллельным расположением валов. Переключение передач в этих коробках производится зубчатыми муфтами (синхронизаторами), а также фрикционными муфтами. Применение муфт-синхронизаторов требует перед переключением передачи крутящего момента обязательно производить операцию отсоединения ведущего вала коробки передач от вала двигателя. Использование фрикционных муфт еще в большей степени усложняет конструкцию, обеспечивающую передачу крутящего момента с ведущего вала на ведомый. Аналогом изобретения может служить коробка передач автомобиля ВАЗ-2101 "Жигули".

Переключение передач в прототипе производится зубчатыми муфтами (синхронизаторами).

Предлагаемое изобретение существенно упрощает механизм переключения зубчатых колес на валах. Сущность изобретения заключается в том, что передача крутящего момента в коробке передач с валов, расположенных параллельно и связанных зубчатыми колесами, находящимися в постоянном зацеплении, осуществляется пружинными муфтами, которые, в свою очередь, включаются обгонными муфтами. Передача крутящего момента в предлагаемой коробке передач на вал, расположенный параллельно и связанный с ведущим валом зубчатыми колесами, находящимися в постоянном зацеплении, осуществляется при помощи спиральных винтовых пружин сцепления, имеющих в сечении форму четырехугольника и уменьшающиеся от одного конца к другому по наружной поверхности шаг навивки и ширину витка спирали, жестко соединенных с зубчатыми колесами торцевой частью большего наружного диаметра и взаимодействующих с обгонными муфтами.

На чертеже представлена конструкция коробки передач в разрезе.

Коробка передач содержит ведущий вал 1 и параллельно ему расположенный ведомый вал 2, на каждом из которых жестко установлены шпонками 3 шестерни 4 и втулки 5; зубчатые колеса 6 установлены свободно на ведущем и ведомом валах и находятся в постоянном зацеплении с шестернями 4; фиксирующие штифты 7 и крепежные винты 8 скрепляют через фланцы спиральные винтовые пружины 9 с зубчатыми колесами 6; обгонные муфты 10 посажены на выступы шестерен 4 и снабжены фиксаторами 11, входящими при осевом перемещении муфты 10 в отверстия на фланце стакана 12, свободно посаженного на конусную часть спиральной винтовой пружины 9, при этом стакан 12 имеет бортик, входящий в канавку, образуемую торцевыми поверхностями втулки 5 и шестерни 4, что предотвращает большие осевые перемещения стакана 12 по наружной конусной поверхности пружины 9. Крайний тонкий виток пружины 9 имеет загнутый конец 13, который вводится при сборке в продольно-радиальный паз стакана 12. Кольца 14 с фиксирующими винтами 15 и канавки на ведущем и ведомом валах фиксируют осевое положение шестерен 4 и зубчатых колес 6 на ведущем и ведомых валах. Спиральные винтовые пружины 9 сцепления имеют направление намотки, встречное направлению вращения ведущего вала 1 и охватывают втулки 5 с зазором.

Коробка передач работает следующим образом.

На чертеже изображено положение деталей и узлов коробки передач, при которой с шестерни 4 ведущего вала 1 передается крутящий момент на ведомый вал 2 через посаженное на нем свободно зубчатое колесо 6.

Обгонная муфта 10 ведомого вала 2 сдвинута вправо, при вхождении фиксатора 11 в отверстие на фланце стакана 12 вращательное движение с шестерни 4 ведущего вала 1 передается на зубчатое колесо ведомого вала 2, вызывая плотное наматывание, начиная с первых витков спиральной пружины, вокруг втулки 5. При этом зубчатое колесо 6 едущего вала 1 свободно вращается шестерней 4 ведомого вала 2.

Для увеличения числа оборотов на ведомом валу 2 обгонная муфта 10 ведущего вала 1 перемещается влево, причем перемещение возможно без вывода обгонной муфты 10 ведомого вала 2 из соединения со стаканом 12. После соединения обгонной муфты 10 ведущего вала 1 со стаканом 12 пружина 9 закручивается и сцепляется с втулкой 5 ведущего вала 1, ввиду того что число оборотов обгонной муфты 10 на шестерне 4 и втулки 5 ведущего вала 1 превышает число оборотов свободно посаженного на валу 1 зубчатого колеса 6. В этом случае крутящий момент передается с зубчатого колеса 6 ведущего вала 1 на шестерню 4 ведомого вала 2, скорость вращения которого выше скорости вращения находящегося на нем зубчатого колеса 6, что приводит к раскручиванию установленной на этом колесе пружины 9 и ее разъединению с втулкой 5.

Обгонная муфта 10 ведомого вала 2 предотвращает дальнейшее ненужное раскручивание пружины 9 из-за рассогласования скоростей вращения этого вала с установленным на нем зубчатым колесом 6 и вращается вместе с пружиной 9.

Такие же процессы происходят со спиральной пружиной 9 и обгонной муфтой 10 ведущего вала 1 в случае его остановки и продолжении вращения ведомого вала 2 под действием инерционных сил, поступающих от соединенных с ним приводных механических частей. Передача крутящего момента с шестерни 4 ведомого вала 2 приведет к рассогласованию скоростей вращения ведущего вала 1 с находящимся на нем зубчатым колесом 6. Причем это рассогласование направлено на раскручивание и выведение из жесткого соединения пружины 9 с втулкой 5 вала 1, как описано выше.

Использование винтовых пружин 9 с уменьшающимися от одного конца к другому площадью поперечного сечения и шагом навивки позволяет осуществить ее сцепление с втулкой 5 небольшими усилиями, прилагаемыми со стороны обгонной муфты 10, так как процесс сцепления начинается от первых витков, имеющих наименьшую жесткость, для закручивания которых требуется приложение сравнительно небольших сил. Это, в свою очередь, повышает надежность работы данного узла.

Таким образом, предложенная конструкция с жесткой установкой спиральных винтовых пружин торцевой частью на зубчатых колесах обеспечивает уменьшение размеров конструкции, что делает ее вполне пригодной для использования в коробках перемены передач с валами, расположенными параллельно. Наличие обгонных муфт в механизме переключения передач предотвращает возможность передачи крутящего момента с ведомого вала на ведущий вал, при этом переключение передач вполне допустимо без предварительного отсоединения входного вала коробки передач от вала двигателя, а также для повышения числа оборотов ведомого вала не требуется отключения предыдущей передачи, так как обеспечивается элемент автоматического отключения низкооборотной передачи.

Похожие патенты RU2050488C1

название год авторы номер документа
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2005
  • Гурецкий Леонид Аркадьевич
RU2298714C2
Коробка перемены передач 1986
  • Смирнов Михаил Александрович
SU1312284A2
Коробка передач 1983
  • Диричев Сергей Серафимович
SU1191656A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Горохов Борис Сергеевич
RU2019441C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1995
  • Чернышев Петр Дмитриевич[Ua]
RU2097215C1
ПРУЖИННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 2002
  • Шипилов Н.П.
RU2201526C1
ИНЕРЦИОННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРУЖИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ 1999
  • Персидский С.А.
RU2153099C1
Автоматическая коробка передач 1977
  • Стенин Борис Александрович
  • Стенин Александр Борисович
SU1060509A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ НАГРУЗКИ 2013
  • Листков Леонид Борисович
RU2525806C1
МУФТА 2006
  • Буравков Алексей Вячеславович
RU2350796C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 050 488 C1

Реферат патента 1995 года КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах. Цель изобретения - упрощение конструкции механизма переключения передач в существующих коробках. Предлагаемая коробка передач содержит параллельно расположенные ведущий и ведомый валы и установленные на них и находящиеся в постоянном зацеплении шестерни и зубчатые колеса передач, а также механизм переключения передач, который выполнен в виде втулок, установленных на валах между шестернями и зубчатыми колесами, установленных на втулках спиральных винтовых пружин сцепления, жестко соединенных с зубчатыми колесами одной из торцевых частей, имеющих четырехугольную форму сечения и уменьшающиеся от одного конца к другому шаг навивки и площадь сечения, стаканов с отверстием в дне, надетых на пружины и обращенных дном в сторону увеличения площади сечения пружин, и установленных на шестернях обгонных муфт с фиксаторами, кинематически связанными со стаканами, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 050 488 C1

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая параллельно расположенные ведущий и ведомый валы, установленные на них и находящиеся в постоянном зацеплении шестерни и зубчатые колеса передач и механизм переключения передач, отличающаяся тем, что механизм переключения выполнен в виде втулок, установленных на валах между шестернями и зубчатыми колесами, установленных на втулках спиральных винтовых пружин сцепления, жестко соединенных с зубчатыми колесами одной из торцевых частей, имеющих четырехугольную форму сечения и уменьшающиеся от одного конца к другому шаг навивки и площадь сечения стаканов с отверстием в дне, надетых на пружины и обращенных дном в сторону увеличения площади сечения пружин, и установленных на шестернях обгонных муфт с фиксаторами, кинематически связанными со стаканами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2050488C1

Вишнякова Н.Н
и др
Автомобиль
Основы конструкций
Учебник для ВУЗов
М.: Машиностроение, 1986, с.134, рис.102.

RU 2 050 488 C1

Авторы

Листков Леонид Борисович

Даты

1995-12-20Публикация

1993-06-22Подача