1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и является усовершенствованием устройства по авт.св. № 1161743.
Цель изобретения - расширение; функциональных возможностей путей обеспечения реверсирования при уменьшении поперечных размеров коробки передач.
На фиг. 1 приведена кинематическая схема коробки перемены передач; на фиг. 2 - выходной и промежуточный валы.
Коробка перемены передач содержит корпус 1, ведущий 2, промежуточный 3 и ведомый 4 валы. На ведущем валу 2 установлены состоящие из двух ко- аксиально расположенных барабанов центробежные муфты 5-7 соответственно первой, второй и третьей передач.
Ведущие барабаны 8 центробежньгх муфт с закрепленными на их окружностях подпружиненными грузиками 9 с
13
20 мещения в осевом направлении и снабжены упорными стаканами 33 и 34, Силовой вал 28 выполнен из двух связанных спиральной пружиной 35 частей. К корпусу 27 автоматического вариафрикционными накладками посажены на валу 2 жестко, а ведомые барабаны 10, 25 тора прикреплено средней частью с воз- выполненные совместно с шестернями можностью качания коромысло 36, соприкасающееся своими плечами с упорными стаканами 33 и 34, а одно его плечо шарнирно связано с червячной 30 муфтой 37, установленной на червячной резьбе, выполненной на силовом валу 28.
Мощность пружины 35 вариатора на скручивание должна быть меньше на 20
35 30% мощности двигателя транспортного средства, а мощность пружин грузиков 9 центробежных муфт на сжатие определяется отдельно для каждой передачи.
40 Коробка перемены передач работает следующим образом.
При запуске двигателя, его прогреве и регулировке оборотов каретка 25 сцепления находится в нейтральном 45 положении, т.е. не соединена с шестернями 23 или 26. После того, как двигатель запущен, прогрет и устойчиво работает на малых оборотах, при которых центробежные муфты всех пере- местно с шестерней 19 вьшолнена кони- 50 находятся в разъединенном состоя- ческая шестерня 20, которая посред- ник, посредством рычага переключения ством промежуточной конической шестерни 21 находится в постоянном зацеплении с конической шестерней 22, выполненной совместно с шестерней 23. Промежуточная коническая шестерня 21 установлена свободно на оси 24, закрепленной к корпусу коробки перемены передач.
зацепления, установлены на этом валу свободно. На промежуточном валу 3 установлены посредством обгонных муфт 11 шестерни 12-14 зацепления, соответственно первой, второй и третьей передач, находящиеся в постоянном сцеплении с шестернями центробежных муфт 5-7. На валу 3 жестко установлена тормозная шестерня 15, а на ведущем валу 2 установлена находящаяся В постоянном сцеплении с этой шестерней тормозная шестерня 16, соединенная с валом посредством обгонной муфты 17. Тормозные шестерни 15 и 16 обеспечивают обратную связь от двигателя к ведущим колесам транспортного средства.
Совместно с шестерней 5 и ведомым барабаном центробежной муфты первой передачи выполнена шестерня 18 заднего хода, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 19, свободно установленной на ведомом валу 4. Совкаретку 25 сцепления вводят в зацепление с шестерней 26,т.е, в положение - вперед.
fr При достижении оборотов двигателя, а с ним и ведущего вала 2 с центробежными муфтами, соответствукщих первой передаче, грузики 9 центробежной муфты первой передачи заклинивают
122842
На ведомом валу 4 подвижно в осевом направлении, установлена каретка 25 сцепления с двумя внутренними венцами зубьев для зацепления с шестер5 ней 23 заднего кода или шестерней 26, изготовленной на промежуточном валу 3. С ведомым валом 4 соединен жестко автоматический вариатор, корпус 27 которого соединен с корпусом 1 короб10 ки перемены передач. Автоматический вариатор состоит из двух связанных ременной передачей разъемных шкивов, установленных на ведомом 4 и силовом 28 валах. Разъемные шкивы изготовле15 ны каждый из двух параллельно расположенных дисков.
Диски 29 и 30 закреплены жестко на этих валах, а парные им диски 31 и 32 установлены с возможностью пере20 мещения в осевом направлении и снабжены упорными стаканами 33 и 34, Силовой вал 28 выполнен из двух связанных спиральной пружиной 35 частей. К корпусу 27 автоматического вариа25 тора прикреплено средней частью с воз- можностью качания коромысло 36, соприкасающееся своими плечами с упорными стаканами 33 и 34, а одно его плечо шарнирно связано с червячной 30 муфтой 37, установленной на червячной резьбе, выполненной на силовом валу 28.
При запуске двигателя, его прогреве и регулировке оборотов каретка 25 сцепления находится в нейтральном положении, т.е. не соединена с шестернями 23 или 26. После того, как двигатель запущен, прогрет и устойчиво работает на малых оборотах, при которых центробежные муфты всех пере- находятся в разъединенном состоя- ник, посредством рычага переключения
каретку 25 сцепления вводят в зацепление с шестерней 26,т.е, в положение - вперед.
При достижении оборотов двигателя, а с ним и ведущего вала 2 с центробежными муфтами, соответствукщих первой передаче, грузики 9 центробежной муфты первой передачи заклинивают
ведущий 8 и ведомый 10 барабаны и крутящий момент от двигателя передается от ведущего вала 2 на центробежную муфту первой передачи, шестерни
5и 12, обгонную муфту 11, промежу- точный вал 3, шестерню 26, каретку
25 сцепления, ведомый вал 4 и через автоматический вариатор на силовой вал 28. При этом центробежные муфты
6и 7 соответственно второй и третьей передач не заклинены, так как не достигнуты соответствующие этим передачам обороты двигателя, и поэтому
в передаче крутящего момента не участвуют.
При достижении оборотов двигателя а следовательно и ведущего вала 2 с центробежными муфтами, соответствующих второй передаче, заклинивается центробежная муфта 6 второй передачи и крутящий момент от двигателя передается на ведущий вал 2, центробежную муфту второй передачи, шестерни 6 и 13, обгонную муфту 11, промежуточный вал 3, шестерню 26, каретку 25 сцепления, ведомый вал 4 и через вариатор на силовой вал 28. Центробежная муфта 7 третьей передачи не заклинена и в передаче крутящего момента не участвует, а центробежная муф- та 5 первой передачи посредством своей шестерни входит в зацепление с шестерней 12, имеющей меньшую окружную скорость, чем шестерня 13 второй включенной передачи, и поэтому проворачивается относительно промежуточного вала 3 на обгонной муфте 11, не участвуя в передаче крутящего момента.
При достижении оборотов двигате- ля, соответствующих третьей передаче, срабатывает центробежная муфта 7 этой передачи и крутящий момент ат двигателя передается на ведущий вал 2, центробежную муфту 7 третьей переда- чи, шестерни 7 и 14, обгонную муфту 11, промежуточньй вал 3, шестерню 26, каретку 25 сцепления, ведомый вал 4, автоматический вариатор и на силовой вал 28. Шестерни 12 и 13 первой и вто рой передачи, соединенные с шестернями, а следовательно и с заклиненными центробежными муфтами 5 и 6 этих передач, имеют меньшие окружные скорости, чем шестерня 14 включенной пере- дачи, и поэтому проворачиваются относительно промежуточного вала 3 на обгонных муфтах П, не участвуя в передаче крутящего момента.
,
g
5
0 5
5
На кинематической схеме и в описании приведена трехступенчатая короб- КЗ перемены передач, но она может быть двух-,четырех- и более ступенчатой.
Движение транспортного средства назад обеспечивается установкой каретки 25 сцепления в положение на- з.ад посредством рычага переключения, в зацепление с шестерней 23, кинематически связанной с шестерней 18 заднего хода. Крутящий момент в этом случае передается от двигателя на ведущий вал 2, центробежную муфту первой пepeдaч, ошстерни 18-23, каретку 25 сцепления, ведомый вал 4, вариатор и силовой вал 28.
Режим движения транспортного средства с торможением двигателем данными передачами быть обеспечен не может вследствие наличия обгонных муфт 11. Поэтому в передачу введена обратная связь - тормозные шестерни 15 с обгонной муфтой 17. Крутящий момент в этом случае передается от ведущих колес транспортного средства на ведомый вал 4, каретку 25 сцепления, шестерню 26, промежуточный вал 3, шестерни 15 и 16, обгонную муфту 17, ведущий вал 2 и на двигатель.
При движении транспортного средства по труднопроходимому участку пути, например по рьклому снегу или песку, подъеме в гору и т.д., увеличение крутящего момента на ведущие колеса обеспечивает автоматический вариатор. При увеличении нагрузки на ведущие колеса силовой вал 28 при наличии спиральной пружины 35 пропорционально этому скручивается и червячная муфта 37 передвигается по резьбе силового вала 28 в осевом направлении, воздействуя посредством коромысла 36 на упорные стаканы 33 и 34, вследствие чего подвижный в осевом направлении диск 31 передвигается влево, а диск 32 - вправо. Этим обеспечивается соответствующее нагрузке на ведущие колеса передаточное число, выбранное наиболее точно автоматическим вариатором, т.е. обеспечивается отсутствие перегрузки двигателя и экономия горючего.
После преодоления труднопроходимого участка пути посредством резкого сбрасывания оборотов двигателя путем прекращения нажатия на педаль
513
акселератора пружина 35 вариатора возвращается в исходное положение. Затем плавным нажатием на педаль акселератора движение транспортного средства продолжается с необходимой условиям скоростью.
Формула изобретения
Коробка перемены передач, по авт.св. № 1161743, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения реверсирования при уменьшении поперечных размеров коробки перемены передач, она снабжена механизмом реверсирования, а ведомый вал установлен внутри выполненного
4 . 6
полым промежуточного вала, при этом механизм реверсирования включает в себя дополнительную пару шестерен постоянного зацепления, ведущая из которых связана жестко с ведущей шестерней низшей передачи, а ведомая свободно установлена на ведомом валу, жестко соединена с первой конической шестерней и через свободно установленную на закрепленной в корпусе оси дополнительную шестерню с второй свободно установленной на ведомом валу конической шестерней, управляемую муфту, переключакнций элемент которой
с осевой подвижностью установлен на ведомом валу для связи соответственно с промежуточным валом и второй конической шестерней.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка перемены передач | 1983 |
|
SU1161743A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР ФМВ | 1995 |
|
RU2088428C1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1204412A1 |
ЗУБЧАТО - ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2016 |
|
RU2636440C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2019441C1 |
ДИАПАЗОННАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2013 |
|
RU2563918C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2481512C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2108926C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2010 |
|
RU2444659C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения реверсирования, при уменьшении поперечных размеров коробки перемены передач. Коробка перемены передач содержит корпус I, кинематически связанные центробежными и обгонными муфтами ведущий 2 и промежуточный 3 валы, снабженные обратной связью, и поочередно соединяемый с ними кареткой 25 сцепления ведомый вал 4. Последний соединен с автоматическим вариатором передаточного числа. Ведомый вал 4 размещен внутри промежуточного вала 3 соосно с последним, который вьтолнен пустотелым. Коробка перемены передач обеспечивает плавный ступенчатый автоматический переход с одной передачи на другую в зависимости от передаваемой мощности двигателя и нагрузки на ведущие колеса транспортного средства, а уменьшение размеров делает возможным устанавливать ее как на грузовом транспорте, так и на легковом, мотоциклах и т.д. 2 ил. с & СО Г fflj 27283f 14)
Редактор П.Гереши
Составитель С.Белоусько Техред М.Ходанич
Заказ 1951/33 Тираж 812 . Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фиг,. 2
Корректор А. Ворович
Коробка перемены передач | 1983 |
|
SU1161743A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-05-23—Публикация
1986-01-14—Подача