Изобретение относится к конструкции высокоскоростных электрических машин (6000-10000 тыс. об/мин) с вертикальным расположением вала ротора, например, для привода центрифуг, а точнее электрическим машинам с устранением осевой и радиальной нагрузки на подшипники и за счет этого повышения их предельной скорости вращения или долговечности (срока службы).
Известна электрическая машина, в которой для уменьшения вертикальной осевой нагрузки на подшипники при вертикальном расположении их, на валу и статоре установлен кольцевой магнит (электромагнит), который обеспечивает частную для радиально-упорных подшипников) от веса ротора за счет сил магнитного притяжения или отталкивания. Прототип (см. например, Постоянные магниты. Справочник. Под ред. Ю.М.Пятина. 2-к изд. перераб. и доп. М. Энергия, 1980, р. 2-7, с. 156-164, рис. 2-23, 2-24, Справочник Д.В.Дистанционные передачи, изд. 2-е, перераб. и доп. М. Л. Энергия, 1966, с. 437-462, р. 5-5, рис. 5-30 5-36).
Указанное устройство имеет ряд недостатков, заключающихся в том, что оно является самостоятельным дополнительным устройством, увеличивающим габариты и вес ротора и всей машины, требует нападки, настройки, ухода за механизмом, увеличивает момент сопротивления на высокой скорости вращения и потребляемую мощность, имеет высокие удельные показатели в связи с малой индукцией в зазоре (не выше 0,2-0,3 Тп).
Цель изобретения устранение указанных недостатков, обеспечение магнитного подвешивания вала ротора относительно статора и за счет этого устранения осевой и радиальной сил на подшипники от веса ротора без применения дополнительных устройств на валу двигателя путем использования тангенциальных (осевых) сил магнитного тяжения между статором и ротором двигателя.
Цель достигается тем, что на внутренней шихтованной части магнитопровода статора и наружной части ротора выполнены по одной или несколько одинаковых кольцевых канавок (пазов) прямоугольного сечения, размеры которых удовлетворяют следующим условиям:
tz=(20-50) ˙ Z, где tz шаг между пазами;
Z воздушный зазор в двигателе,
tp hz 0,6 ˙ tz, где tр ширина паза;
hz высота паза;
N +1 где N число кольцевых пазов;
Mr масса ротора двигателя;
Dr диаметр ротора,
пазы ротора смещены вниз относительно пазов статора, причем величина смещения Н определяется как
H=(1/5-1/6) ˙ tz.
На фиг. 1 двигатель (асинхронного типа) с разрезом; на фиг. 2 геометрические размеры пазов.
Электрическая машины состоит из корпуса 1, щитов 2 и 3, подшипников 4 и 5, на которых вращается вал 6 с шихтованным магнитопроводом ротора 7, имеющим короткозамкнутую обмотку 8. В корпусе 1 машины установлен шихтованный магнитопровод статора 9 с трехфазной обмоткой 10.
На наружной поверхности шихтованного ротора 7 и внутренней поверхности шихтованного статора 9 имеются одинаковые кольцевые канавки (пазы) прямоугольного сечения (на чертежах две). Эти кольцевые пазы образованы при сборке машины двумя технологическими приемами: установкой пакетов пластин из электротехнической стали той же толщины, что и весь магнитопровод, нестандартного размера с меньшим наружным диаметром для ротора и большим внутренним диаметром для статора; установкой прокладок-пластины стандартного размера и формы с толщиной, равной ширине паза tp, из немагнитного материала, например гетинакса или текстолита.
Последнее предотвращает "распушение" пластин у краев пазов, вибрации на высоких скоростях, сохраняет геометрию пазов, снижает массу ротора и расход электротехнической стали.
Физический механизм работы такой зубцовой зоны следующий.
При работе машины и наличии поперечного магнитного потока в зазоре между зубцами возникает сила магнитного тяжения, направленная нормально вектору индукции в зазоре параллельно оси двигателя и величина которой зависит от индукции в зазоре или напряжения, площади и величины зазора Z, величины и направления смещения. Именно это свойство зубчатых систем с поперечным магнитным потоком используется для уравновешивания веса ротора и разгрузки подшипников от осевых и радиальных сил. Более подробно физика работы зубчатых систем описана, например, в книге Г.Штелтинг, А.Байссе. Электрические микромашины: Пер. с нем. М. Энергоатомиздат, 1991, с 211-213, р. 7.5.2 или вышеприведенной книге Свечарника Д.В.
Снятие осевых и радиальных сил на подшипник приводит к значительному увеличению их срока службы и надежности.
Предлагаемая конструкция машины не требует разработки новых технологических процессов, дополнительного расхода материалов, увеличения габаритов и веса машины, ухода в эксплуатации, расхода электроэнергии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИНДУКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2011270C1 |
ИНДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2139622C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ | 2010 |
|
RU2416860C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ | 2010 |
|
RU2416861C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2437203C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2437200C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С КОМБИНИРОВАННЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ | 2009 |
|
RU2390086C1 |
НИЗКООБОРОТНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2412518C1 |
НИЗКООБОРОТНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2283527C2 |
ИНДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1999 |
|
RU2159495C1 |
Использование: высокоскоростные электрические машины с вертикальным расположением вала. Сущность изобретения: на наружной поверхности ротора и внутренней поверхности статора магнитопровода выполнены несколько одинаковых кольцевых пазов прямоугольного сечения, причем кольцевые пазы ротора смещены вниз относительно пазов статора. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
H ( 1/5 1/6) · tz,
при этом размеры и число кольцевых пазов удовлетворяют следующим условиям:
tz (20 50) · z,
tp hz 0,6 · tz,
N Mр/(1,6 · Dр · tz) + 1,
где tz шаг между пазами;
z воздушный зазор в машине;
tp ширина паза;
hz высота паза;
N число пазов;
Mр масса ротора двигателя,
Dр диаметр ротора.
Электродвигатель | 1981 |
|
SU989678A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1995-12-20—Публикация
1992-09-07—Подача