ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА Российский патент 1995 года по МПК H02K1/06 

Описание патента на изобретение RU2050665C1

Изобретение относится к конструкции высокоскоростных электрических машин (6000-10000 тыс. об/мин) с вертикальным расположением вала ротора, например, для привода центрифуг, а точнее электрическим машинам с устранением осевой и радиальной нагрузки на подшипники и за счет этого повышения их предельной скорости вращения или долговечности (срока службы).

Известна электрическая машина, в которой для уменьшения вертикальной осевой нагрузки на подшипники при вертикальном расположении их, на валу и статоре установлен кольцевой магнит (электромагнит), который обеспечивает частную для радиально-упорных подшипников) от веса ротора за счет сил магнитного притяжения или отталкивания. Прототип (см. например, Постоянные магниты. Справочник. Под ред. Ю.М.Пятина. 2-к изд. перераб. и доп. М. Энергия, 1980, р. 2-7, с. 156-164, рис. 2-23, 2-24, Справочник Д.В.Дистанционные передачи, изд. 2-е, перераб. и доп. М. Л. Энергия, 1966, с. 437-462, р. 5-5, рис. 5-30 5-36).

Указанное устройство имеет ряд недостатков, заключающихся в том, что оно является самостоятельным дополнительным устройством, увеличивающим габариты и вес ротора и всей машины, требует нападки, настройки, ухода за механизмом, увеличивает момент сопротивления на высокой скорости вращения и потребляемую мощность, имеет высокие удельные показатели в связи с малой индукцией в зазоре (не выше 0,2-0,3 Тп).

Цель изобретения устранение указанных недостатков, обеспечение магнитного подвешивания вала ротора относительно статора и за счет этого устранения осевой и радиальной сил на подшипники от веса ротора без применения дополнительных устройств на валу двигателя путем использования тангенциальных (осевых) сил магнитного тяжения между статором и ротором двигателя.

Цель достигается тем, что на внутренней шихтованной части магнитопровода статора и наружной части ротора выполнены по одной или несколько одинаковых кольцевых канавок (пазов) прямоугольного сечения, размеры которых удовлетворяют следующим условиям:
tz=(20-50) ˙ Z, где tz шаг между пазами;
Z воздушный зазор в двигателе,
tp hz 0,6 ˙ tz, где tр ширина паза;
hz высота паза;
N +1 где N число кольцевых пазов;
Mr масса ротора двигателя;
Dr диаметр ротора,
пазы ротора смещены вниз относительно пазов статора, причем величина смещения Н определяется как
H=(1/5-1/6) ˙ tz.

На фиг. 1 двигатель (асинхронного типа) с разрезом; на фиг. 2 геометрические размеры пазов.

Электрическая машины состоит из корпуса 1, щитов 2 и 3, подшипников 4 и 5, на которых вращается вал 6 с шихтованным магнитопроводом ротора 7, имеющим короткозамкнутую обмотку 8. В корпусе 1 машины установлен шихтованный магнитопровод статора 9 с трехфазной обмоткой 10.

На наружной поверхности шихтованного ротора 7 и внутренней поверхности шихтованного статора 9 имеются одинаковые кольцевые канавки (пазы) прямоугольного сечения (на чертежах две). Эти кольцевые пазы образованы при сборке машины двумя технологическими приемами: установкой пакетов пластин из электротехнической стали той же толщины, что и весь магнитопровод, нестандартного размера с меньшим наружным диаметром для ротора и большим внутренним диаметром для статора; установкой прокладок-пластины стандартного размера и формы с толщиной, равной ширине паза tp, из немагнитного материала, например гетинакса или текстолита.

Последнее предотвращает "распушение" пластин у краев пазов, вибрации на высоких скоростях, сохраняет геометрию пазов, снижает массу ротора и расход электротехнической стали.

Физический механизм работы такой зубцовой зоны следующий.

При работе машины и наличии поперечного магнитного потока в зазоре между зубцами возникает сила магнитного тяжения, направленная нормально вектору индукции в зазоре параллельно оси двигателя и величина которой зависит от индукции в зазоре или напряжения, площади и величины зазора Z, величины и направления смещения. Именно это свойство зубчатых систем с поперечным магнитным потоком используется для уравновешивания веса ротора и разгрузки подшипников от осевых и радиальных сил. Более подробно физика работы зубчатых систем описана, например, в книге Г.Штелтинг, А.Байссе. Электрические микромашины: Пер. с нем. М. Энергоатомиздат, 1991, с 211-213, р. 7.5.2 или вышеприведенной книге Свечарника Д.В.

Снятие осевых и радиальных сил на подшипник приводит к значительному увеличению их срока службы и надежности.

Предлагаемая конструкция машины не требует разработки новых технологических процессов, дополнительного расхода материалов, увеличения габаритов и веса машины, ухода в эксплуатации, расхода электроэнергии.

Похожие патенты RU2050665C1

название год авторы номер документа
ИНДУКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1991
  • Кочкарев В.С.
  • Свечарник Д.В.
  • Соколов Б.И.
  • Соколов А.В.
RU2011270C1
ИНДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1998
  • Муляр В.Б.
  • Соколов Б.И.
  • Кашаев И.А.
  • Демкин В.В.
RU2139622C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416860C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416861C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437203C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437200C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С КОМБИНИРОВАННЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2390086C1
НИЗКООБОРОТНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Сеньков Алексей Петрович
  • Калмыков Андрей Николаевич
  • Сеньков Андрей Алексеевич
RU2412518C1
НИЗКООБОРОТНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Сеньков Андрей Алексеевич
  • Сеньков Алексей Петрович
RU2283527C2
ИНДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1999
  • Муляр В.Б.
  • Соколов Б.И.
  • Кашаев И.А.
  • Демкин В.В.
RU2159495C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 050 665 C1

Реферат патента 1995 года ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Использование: высокоскоростные электрические машины с вертикальным расположением вала. Сущность изобретения: на наружной поверхности ротора и внутренней поверхности статора магнитопровода выполнены несколько одинаковых кольцевых пазов прямоугольного сечения, причем кольцевые пазы ротора смещены вниз относительно пазов статора. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 050 665 C1

1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА с вертикальным расположением вала, содержащая статор и ротор, имеющие на обращенных одна к другой поверхностях магнитопроводов по меньшей мере по одному кольцевому пазу прямоугольного сечения, которые смещены друг относительно друга на более чем на одну четверть шага пазов, отличающаяся тем, что пазы ротора смещены вниз относительно пазов статора на величину
H ( 1/5 1/6) · tz,
при этом размеры и число кольцевых пазов удовлетворяют следующим условиям:
tz (20 50) · z,
tp hz 0,6 · tz,
N Mр/(1,6 · Dр · tz) + 1,
где tz шаг между пазами;
z воздушный зазор в машине;
tp ширина паза;
hz высота паза;
N число пазов;
Mр масса ротора двигателя,
Dр диаметр ротора.
2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что, с целью снижения веса ротора, экономии электротехнической стали, предотвращения "распушения" пластин у края пазов, вибрации пазы образуются при сборке магнитопроводов установкой прокладкой-пластин из немагнитного материала стандартного размера и формы с толщиной, равной ширине паза tр.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2050665C1

Электродвигатель 1981
  • Гроссман Мирон Исакович
  • Выходец Яков Лейбович
  • Рубаненко Илья Рафаилович
  • Новиков Виктор Михайлович
SU989678A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 050 665 C1

Авторы

Соколов Б.И.

Соколов А.Б.

Кочкарев В.С.

Даты

1995-12-20Публикация

1992-09-07Подача