Изобретение относится к устройствам для эвакуации людей и ценностей, когда возникла аварийная ситуация и спуск обычными путями (лифт, лестницы) невозможен, например, при возникновении пожара на средних или нижних этажах, когда верхние этажи оказались отрезанными огнем.
Известно устройство для эвакуации с высотных зданий, которое содержит металлическую ленту с устройством крепления к ней груза или человека и регулируемое тормозное устройство [1]
Недостатками описанного устройства следует считать:
сложность регулировки тормозного усилия, которое осуществляется зажимными роликами, расположенными по обе стороны от ленты,
необходимость значительного времени для развертывания системы, которого всегда нехватает,
постоянное тормозное усилие непригодно для спуска различной массы, а постоянная регулировка потребует много времени,
спусковое устройство относится к открытому типу и доступно атмосферному воздействию (дождь, снег), что будет приводить к изменению тормозного усилия,
практически невозможно спустить больного человека.
Известно спусковое устройство из многоэтажных зданий, которое содержит вертикальный пневмопровод с приемно-отправной станцией на нижней оконечности, включающей выходное окно с герметичной крышкой и сообщенной с управляемым источником сжатого воздуха, и размещенный в пневмопроводе контейнер с выходным проемом, при этом система размещена на подвижном транспортном средстве и снабжена заслонками, которые управляют потоком воздуха и кронштейном, установленным на крыше здания со шкивом и перекинутым через него тросом, один конец которого соединен с лебедкой транспортного средства, а другой с верхним концом гибкого трубопровода [2]
Недостатками известного устройства следует считать:
невозможность установки кронштейна на крыше, если подъемные выдвижные средства не имеют достаточной высоты выдвижения, а другой путь отрезан огнем,
развертывание описанного устройства займет значительное время, а оно не всегда имеется у спасателей,
для герметизации нижнего конца гибкого трубопровода на кольце необходимо его точно отрезать при соответствии общей высоты до точки погрузки людей,
если пламя выбивается наружу с нижних этажей, то гибкий трубопровод быстро прогорит от воздействий пламени,
встретятся затруднения при хранении транспортного средства со всей системой спуска из многоэтажных зданий.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков.
Поставленная цель достигается тем, что устройство эвакуации из многоэтажных зданий оснащено верхней приемно-отправочной станцией, выполненной аналогично нижней, а трубопровод снабжен управляемой защелкой для удержания контейнера у окна верхней станции при его загрузке и отводом с управляемым золотником, установленным под нижней станцией, при этом контейнер включает опорноуплотняющие пояса, связанные между собой полой стойкой, сообщающейся с полостями пневмопровода над и под контейнером через установленные на выходах стойки регулируемый дроссель и управляемый вентиль, и размещенную в контейнере подпружиненную платформу, связанную тягой с вентилем, а входной проем контейнера выполнен в виде боковых сдвижных шторок, причем отвод с золотником установлен преимущественно в средней части пневмопровода.
На фиг. 1 представлен один из вариантов установки на здании устройства эвакуации из многоэтажных зданий; на фиг.2 устройство; на фиг.3 разрез по вертикальной оси контейнера; на фиг. 4 разрез А-А на фиг.3; на фиг.5 качественный график скорости контейнера при его движении вверх и вниз с грузом.
Устройство 1 эвакуации из многоэтажных зданий на действующих зданиях устанавливается так, как показано на фиг.1, а на вновь проектируемых либо внутри конструкции здания, либо снаружи за фальш бортиком.
Устройство эвакуации из многоэтажных зданий содержит приемно-отправочные станции 2 и 3 (далее станции). Станция 2 размещается на крыше, станция 3 на грунте либо в подвале, если устройство встроено в здание. Станция 3 имеет приемную камеру, у входа которой имеется отвод 5, соединяющий полость вертикального пневмопровода 6 через золотник 7 с атмосферой. Золотник 7 имеет пружину 8, ползун 9 и отверстие 10, которое в нижнем положении ползуна соединяет отвод 5 с атмосферой, а в верхнем положении ползуна 9 указанное отверстие перекрывается.
На торцовой стенке 11 станции 3 имеется отвод 12, который соединяет вертикальный пневмопривод 6 с управляемым источником 13 сжатого воздуха через обратный клапан 14. В качестве источника сжатого воздуха может быть использован компрессор стационарный или перевозной, блок баллонов с редуктором под высоким давлением. Последний вариант более целесообразен, т.к. делает систему независимой.
После источника сжатого воздуха имеется линия 15 управления золотника 7. Станция 2 может быть выполнена аналогично станции 3, т.е. может иметь обратный клапан 14(I), который соединяется с атмосферой.
Камера 16 имеет управляемую подпружиненную защелку 17, пружину 18 с опорной втулкой 19. Обе камеры имеют окна с герметичными крышками 20 и 21, снабженные запорами (условно не показано).
Контейнер 22 имеет два опорно-уплотнительных пояса 23 и 24, соединенные полой стойкой 25 одной центральной или тремя через 120о.
Полая стойка 25 образует магистраль с регулируемым дросселем 26 и управляемым вентилем 27. Указанная магистраль соединяет над- и подконтейнерное пространство вертикального пневмопровода 6 через указанные элементы дроссель 26 и управляемый вентиль 27. На дне контейнера имеется подпружиненная платформа 28, которая соединена тягой 29 с пробкой вентиля 27. Указанная пробка вентиля 27 способна сопрягаться с седлом 30.
На опорно-уплотняющих поясах 23 и 24 имеются упоры для предохранения вентиля 27 и регулируемого дросселя 26 от ударов. Конструктивно возможно совмещение вентиля 27 и дросселя 26. Контейнер имеет шторки 32 и 33 с фиксаторами 34.
Действует устройство эвакуации из многоэтажных зданий следующим образом.
При пожаре жильцы выходят на крышу здания, оператор открывает крышку окна 21, сдвигает шторки 32 или 33, преодолевая удерживающее усилие от фиксаторов 34, и размещает жильцов с грузом в полости контейнера 22, перекрывает шторки 32 и 33 до удержания фиксатором 34 и сдергивает защелку 17. Контейнер начинает падать вниз, а воздух стравливается через отвод 5 и золотник, одновременно воздух проходит через полую стойку 25, вентиль 27, который открылся под воздействием веса платформы 28, и дроссель 26. Как только контейнер 22 пройдет отвод 5 под ним будет создаваться повышенное давление "воздушная подушка". Далее скорость спуска будет определяться только проходным сечением регулируемого дросселя 26. В любом случае будет происходить замедление контейнера 22. Следует иметь ввиду, что масса в контейнере мало будет влиять на замедление, т.к. чем масса больше, тем скорость до отвода 5 будет больше, но затем будет больше и сопротивление сжатого воздуха под контейнером и будет происходить более быстрое замедление движения контейнера 22. После остановки контейнера 22 у торцовой стенки 11 путем взаимодействия с пружиной над ней открывают окно с герметичной крышкой 20, сдвигают шторки 32 и 33 и люди выходят. Далее закрывают шторки 32 и 33, закрывают окно с герметичной крышкой 20 и подают сжатый воздух от источника 13 в полость вертикального пневмопровода 6 под контейнер 22. Сжатый воздух передвинет ползун 9 и перекроет сообщение с атмосферой отвода 5. После повышения давления в управляющей линии 15 начнет двигаться контейнер 22 до его фиксирования защелкой 17 в верхнем положении. Далее процесс повторяется. Графики скоростей на фиг. 5 полностью показывают весь процесс изменения скоростей контейнера при его движении вверх и вниз.
Контейнер может быть использован для подъема спасателей и средств тушения на крышу для тушения верхних этажей.
Таким образом, устройство эвакуации из многоэтажных зданий позволяет достигнуть все поставленные цели и устранить имеющиеся недостатки у существующих подобных устройств, а именно:
осуществить спуск ценностей и людей при любой этажности здания;
сохранить верхние этажи от полного выгорания;
обеспечить быструю эвакуацию людей при автономном питании спусковой системы и отсутствии источников электроснабжения;
возможна эвакуация и больных и детей при максимально возможном комфорте для данных условиях;
скорость эвакуации позволяет полностью обеспечить вывод жильцов из горящего здания и сохранить материальные ценности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА | 1997 |
|
RU2126281C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ | 1990 |
|
RU2056877C1 |
УСТРОЙСТВО ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ | 1996 |
|
RU2097076C1 |
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ ИЗ ГОРЯЩЕГО ЗДАНИЯ | 1999 |
|
RU2142297C1 |
Приемно-отправочная станция пневмопочты | 1990 |
|
SU1794825A1 |
Приемно-отправочная станция однотрубной установки пневмопочты | 1990 |
|
SU1794824A1 |
СПУСКОВОЕ АВАРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2073538C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЧИСТКИ СТВОЛА ОРУЖИЯ | 1996 |
|
RU2107877C1 |
СЕЙСМОСТОЙКАЯ КОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЯ | 1994 |
|
RU2074303C1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА В ЗДАНИИ | 1998 |
|
RU2129891C1 |
Использование: для эвакуации из многоэтажных зданий, выгодно отличается от существующих подручных средств тем, что позволяет быстро осуществить массовую эвакуацию с крыши горяшего здания. Это достигается тем, что устройство является стационарным и используется при спуске путем свободного падения контейнера и торможения его "воздушной подушкой", а возврат контейнера на крышу осуществляется сжатым воздухом. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.
Подъемно-спусковое устройство | 1980 |
|
SU874069A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1995-12-27—Публикация
1991-04-09—Подача