Изобретение относится к стационарным спусковым устройствам для эвакуации жителей и ценностей с крыши здания при возникновении пожара, когда спуск другими путями невозможен и отрезан огнем, а высота здания не позволяет использовать пожарную технику для эвакуации при нелетной погоде, не позволяющей использовать летательные аппараты.
Известно спусковое аварийное устройство, которое содержит закрепленную на здании вертикальную трубу, расположенный в ней противовес, связанный со спусковой камерой посредством троса и шкива, расположенного так, что сбегающая к противовесу ветвь троса соосна с трубой (патент США N 1392660, 1921 г. класс A 62 B 1/00).
Недостатками известного технического решения следует считать: посадка в спусковую камеру нужно осуществлять при ее расположении за кромкой крыши; нерегулируемое движение спусковой камеры вверх, что не позволяет ее использовать при необходимости подъема спасателей на крышу для организации работ по эвакуации жителей; спуск с жителями будет зависеть от суммарной массы и ограничивается противовесом ветви троса, который соединен с ним, т.е. скорость спуска будет либо очень мала (при малой массе спускаемого груза), либо очень значительна вплоть до опасных для людей скоростей, если масса суммарная велика, в любом случае эвакуация будет неоправданно затянута; при спуске может наблюдаться и раскачивание спусковой камеры, и удары о поверхность дома, в особенности при плохой погоде с ветром, что может привести к аварийным ситуациям.
Целью предложения является устранение указанных недостатков, а именно: посадка жителей на крыше с последующим выводом камеры за ее поверхность; исключение раскачивания спусковой камеры при спуске и ее подъеме; примерно одинаковая скорость спуска камеры вне зависимости суммарной массы в спусковой камере при резком снижении скорости при подходе камеры к грунту; возможность подъема спасателей снизу с ограничением скорости движения вверх.
Поставленная цель достигается тем, что спусковое аварийное устройство оснащено поворотной в горизонтальной плоскости штангой, установленной на трубе посредством подшипника, и дополнительным шкивом, охваченным ветвью троса, связанной с камерой, при этом шкивы смонтированы на штанге, а один из шкивов оснащен обгонной муфтой и фрикционным регулируемым тормозом и установлен на валу тормоза, а в трубе размещен демпфер для противовеса, выполненный в виде груза с отверстием, соосным отверстию в крышке трубы, и подвешенный к ней, а трос выполнен замкнутым с двумя шкивами у основания здания, оси которых расположены под осями шкивов на штанге.
На чертеже упрощенно в виде конструктивной схемы представлены все элементы аварийного спускового устройства.
На фиг.1 представлена общая компановка спускового устройства на здании; на фиг. 2 верхняя часть устройства на посадочной площадке крыши; на фиг. 3 - разрез по оси шкива противовеса; на фиг. 4 разрез по трубе; на фиг. 5 - положение спусковой камеры в нижнем положении на грунте.
Спусковое аварийное устройство содержит штангу 1 с двумя шкивами 2, 3 на ней. Штанга 1 установлена на подшипнике 4, который соединяет ее подвижно в угловом направлении. Штанга 1 имеет ручку 5 для ее поворота. Шкив 3 соединен обгонной муфтой 6 с валом 7, опора 8 которого имеет фрикционный регулируемый тормоз с подвижной в осевом направлении пластиной 9, которая соединена с валом 7 шпонкой, имеет пружину 10 и регулировочную гайку 11.
Трос 12 опирается на шкив 2,3, причем на шкиве 3 трос должен иметь несколько оборотов для устранения проскальзывания.
Подшипник 4 установлен на трубе 13, которая закреплена на здании, причем верхний конец трубы 13 выходит на посадочную площадку крышки 14. Образующая шкива 3 совпадает с осью трубы 13 и ветвь троса 12 шкива 3 соединена через отверстие в крышке трубы 13 с противовесом 15, причем указанная ветвь троса 12 проходит через отверстие на подвесе 16 в виде троса демпфера 17, выполненного в виде груза. Подвес 16 выполнен в виде троса, который закреплен на крышке трубы 13. Трос 12 выполнен замкнутым и опирающимся на грунте на два шкива 18, оси которых расположены под осями шкивов 2, 3 в рабочем положении, когда осуществляется рабочий процесс по эвакуации жителей. На опоре 8 имеется направляющая 19 штока 20, на котором расположена пружина 21, а на торцевой поверхности шкива 3 выполнены фигурные выемки 22. Шток 23 может фиксироваться в оттянутом положении на упоре 23. На тросе 12 закреплена спусковая камера 24 своей верхней и нижней частью в замкнутую часть троса 12. Спусковая камера 24 имеет двери для загрузки-выгрузки с фиксацией их во время движения в закрытом положении, а один из нижних шкивов 18 имеет зажим (условно не показан) для фиксации спусковой камеры 24 в нижнем положении во время выгрузки. Действует аварийное спусковое устройство следующим образом: в начальный момент спусковая камера 24 находится на крыше 14 и выведена на ее поверхность, а вся система сверху закрыта кожухом от осадков. Спусковая камера 24 находится на весу за счет фиксации ее штоком 20 в выеме 22. Фрикционный регулируемый тормоз отрегулирован на средний груз для ее спуска со скоростью около 3 м/сек. Эта регулировка осуществляется гайкой 11 и пружиной от нее 10, которая меняет усилие торможения между элементами 8, 9. Эта регулировка не меняется, но может контрольно проверяться. При необходимости использования устройства снимают кожух, загружают камеру 24 и закрывают ее двери. Затем выводят камеру 24 ручкой 5 за кромку крыши 14, оттягивают шток 20 и фиксируют его на упоре 23. Камера начинает двигаться под собственным весом вниз. Противодействие движению и ограничение скорости осуществляется за счет противовеса 15, тормозного усилия от фрикционного регулируемого тормоза, усилие на который передается обгонной муфтой 6.
Перед подходом спусковой камеры в нижнее положение противовес 15 упирается в демпфер 17, который увеличивает массу суммарную, которая противодействует движению камеры 24 вниз, и, кроме этого, в полости между демпфером 17 и крышкой трубы 13 создается воздушная подушка, которая также будет создавать тормозное усилие. Причем чем больше скорость движения спусковой камеры 24 (при значительной загрузке ее), тем больше будет вклад в усилие торможения последних факторов дополнительной массы демпфера 17 и воздушной подушки.
Именно это обстоятельство позволяет практически не зависеть времени суммарного спуска от суммарной массы загрузки.
Во всех случаях камера 24 мягко опустится на грунт. Демпфер 17 может иметь пружины, выступающие как сверху, так и снизу для снижения нагрузки на трос 12 в момент контакта противовеса 15 с ним. Это эквивалентное техническое решение, и оно необязательно для основного решения.
Когда камера 24 встала на грунт, один из шкивов 18 зажимается и производится выгрузка. После выгрузки шкив 18 освобождается, и камера 24 начинает под воздействием противовеса 15 быстро перемещаться вверх до упора в штангу 1, которую выводят за кромку крыши 14 ручкой 5, фиксируют штоком 20 шкив 3, и можно осуществлять следующую загрузку.
Опора троса 12 на шкивы 18 позволяет избежать ударов и раскачивания камеры 24 при ее движении.
Возможно использование камеры 24 для подъема спасателя на крышку для организации эвакуации. Для этого один из шкивов 18 должен иметь привод ручной или электрический, в тормозном режиме работающий при подъеме спасателя, т.к. обгонная муфта во время подъема камеры 24 разъединяет шкив 3 от вала 7 и, следовательно, от фрикционного регулируемого тормоза за счет направления установки обгонной муфты 6.
Таким образом, техническое решение позволяет достигнуть все поставленные цели, а именно: комфортно осуществлять загрузку и выгрузку жителей при их эвакуации; избегать раскачивания и ударов при движении камеры; сократить время цикла за счет независимости времени спуска и подъема от массы в пределах допустимого значения; поднять спасателя снизу для организации эвакуации более эффективно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ ИЗ ГОРЯЩЕГО ЗДАНИЯ | 1999 |
|
RU2142297C1 |
УСТРОЙСТВО ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ | 1996 |
|
RU2097076C1 |
УСТРОЙСТВО ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ | 1991 |
|
RU2050864C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА | 1997 |
|
RU2128599C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ | 1990 |
|
RU2056877C1 |
КОМПЛЕКС СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1994 |
|
RU2088481C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА | 1997 |
|
RU2139223C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ | 1995 |
|
RU2086462C1 |
СПОСОБ СПУСКА ГРУЗА СО СКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2123457C1 |
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС | 1998 |
|
RU2130868C1 |
Спусковое аварийное устройство является стационарным и служит для эвакуации людей и грузов с крыши высотных зданий. Особенностью устройства является размещение на внешней стороне здания трубы 13 с противовесом в ней. На трубе посредством подшипника 4 установлена поворотная в горизонтальной плоскости штанга 1. На штанге смонтированы два шкива 2 и 3, огибаемые тросом. Одна ветвь троса связана с противовесом, а другая со спусковой камерой 24. В трубе размещен демпфер для противовеса, установленный под ее крышкой. Один из шкивов оснащен обгонной муфтой 6 и фрикционным регулируемым тормозом и установлен на валу 7. Устройство позволяет приблизить спусковую камеру к крыше здания для посадки людей и осуществлять спуск ее с помощью противовеса. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Патент США N 1392660, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1997-02-20—Публикация
1992-01-15—Подача