СПУСКОВОЕ АВАРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО Российский патент 1997 года по МПК A62B1/00 

Описание патента на изобретение RU2073538C1

Изобретение относится к стационарным спусковым устройствам для эвакуации жителей и ценностей с крыши здания при возникновении пожара, когда спуск другими путями невозможен и отрезан огнем, а высота здания не позволяет использовать пожарную технику для эвакуации при нелетной погоде, не позволяющей использовать летательные аппараты.

Известно спусковое аварийное устройство, которое содержит закрепленную на здании вертикальную трубу, расположенный в ней противовес, связанный со спусковой камерой посредством троса и шкива, расположенного так, что сбегающая к противовесу ветвь троса соосна с трубой (патент США N 1392660, 1921 г. класс A 62 B 1/00).

Недостатками известного технического решения следует считать: посадка в спусковую камеру нужно осуществлять при ее расположении за кромкой крыши; нерегулируемое движение спусковой камеры вверх, что не позволяет ее использовать при необходимости подъема спасателей на крышу для организации работ по эвакуации жителей; спуск с жителями будет зависеть от суммарной массы и ограничивается противовесом ветви троса, который соединен с ним, т.е. скорость спуска будет либо очень мала (при малой массе спускаемого груза), либо очень значительна вплоть до опасных для людей скоростей, если масса суммарная велика, в любом случае эвакуация будет неоправданно затянута; при спуске может наблюдаться и раскачивание спусковой камеры, и удары о поверхность дома, в особенности при плохой погоде с ветром, что может привести к аварийным ситуациям.

Целью предложения является устранение указанных недостатков, а именно: посадка жителей на крыше с последующим выводом камеры за ее поверхность; исключение раскачивания спусковой камеры при спуске и ее подъеме; примерно одинаковая скорость спуска камеры вне зависимости суммарной массы в спусковой камере при резком снижении скорости при подходе камеры к грунту; возможность подъема спасателей снизу с ограничением скорости движения вверх.

Поставленная цель достигается тем, что спусковое аварийное устройство оснащено поворотной в горизонтальной плоскости штангой, установленной на трубе посредством подшипника, и дополнительным шкивом, охваченным ветвью троса, связанной с камерой, при этом шкивы смонтированы на штанге, а один из шкивов оснащен обгонной муфтой и фрикционным регулируемым тормозом и установлен на валу тормоза, а в трубе размещен демпфер для противовеса, выполненный в виде груза с отверстием, соосным отверстию в крышке трубы, и подвешенный к ней, а трос выполнен замкнутым с двумя шкивами у основания здания, оси которых расположены под осями шкивов на штанге.

На чертеже упрощенно в виде конструктивной схемы представлены все элементы аварийного спускового устройства.

На фиг.1 представлена общая компановка спускового устройства на здании; на фиг. 2 верхняя часть устройства на посадочной площадке крыши; на фиг. 3 - разрез по оси шкива противовеса; на фиг. 4 разрез по трубе; на фиг. 5 - положение спусковой камеры в нижнем положении на грунте.

Спусковое аварийное устройство содержит штангу 1 с двумя шкивами 2, 3 на ней. Штанга 1 установлена на подшипнике 4, который соединяет ее подвижно в угловом направлении. Штанга 1 имеет ручку 5 для ее поворота. Шкив 3 соединен обгонной муфтой 6 с валом 7, опора 8 которого имеет фрикционный регулируемый тормоз с подвижной в осевом направлении пластиной 9, которая соединена с валом 7 шпонкой, имеет пружину 10 и регулировочную гайку 11.

Трос 12 опирается на шкив 2,3, причем на шкиве 3 трос должен иметь несколько оборотов для устранения проскальзывания.

Подшипник 4 установлен на трубе 13, которая закреплена на здании, причем верхний конец трубы 13 выходит на посадочную площадку крышки 14. Образующая шкива 3 совпадает с осью трубы 13 и ветвь троса 12 шкива 3 соединена через отверстие в крышке трубы 13 с противовесом 15, причем указанная ветвь троса 12 проходит через отверстие на подвесе 16 в виде троса демпфера 17, выполненного в виде груза. Подвес 16 выполнен в виде троса, который закреплен на крышке трубы 13. Трос 12 выполнен замкнутым и опирающимся на грунте на два шкива 18, оси которых расположены под осями шкивов 2, 3 в рабочем положении, когда осуществляется рабочий процесс по эвакуации жителей. На опоре 8 имеется направляющая 19 штока 20, на котором расположена пружина 21, а на торцевой поверхности шкива 3 выполнены фигурные выемки 22. Шток 23 может фиксироваться в оттянутом положении на упоре 23. На тросе 12 закреплена спусковая камера 24 своей верхней и нижней частью в замкнутую часть троса 12. Спусковая камера 24 имеет двери для загрузки-выгрузки с фиксацией их во время движения в закрытом положении, а один из нижних шкивов 18 имеет зажим (условно не показан) для фиксации спусковой камеры 24 в нижнем положении во время выгрузки. Действует аварийное спусковое устройство следующим образом: в начальный момент спусковая камера 24 находится на крыше 14 и выведена на ее поверхность, а вся система сверху закрыта кожухом от осадков. Спусковая камера 24 находится на весу за счет фиксации ее штоком 20 в выеме 22. Фрикционный регулируемый тормоз отрегулирован на средний груз для ее спуска со скоростью около 3 м/сек. Эта регулировка осуществляется гайкой 11 и пружиной от нее 10, которая меняет усилие торможения между элементами 8, 9. Эта регулировка не меняется, но может контрольно проверяться. При необходимости использования устройства снимают кожух, загружают камеру 24 и закрывают ее двери. Затем выводят камеру 24 ручкой 5 за кромку крыши 14, оттягивают шток 20 и фиксируют его на упоре 23. Камера начинает двигаться под собственным весом вниз. Противодействие движению и ограничение скорости осуществляется за счет противовеса 15, тормозного усилия от фрикционного регулируемого тормоза, усилие на который передается обгонной муфтой 6.

Перед подходом спусковой камеры в нижнее положение противовес 15 упирается в демпфер 17, который увеличивает массу суммарную, которая противодействует движению камеры 24 вниз, и, кроме этого, в полости между демпфером 17 и крышкой трубы 13 создается воздушная подушка, которая также будет создавать тормозное усилие. Причем чем больше скорость движения спусковой камеры 24 (при значительной загрузке ее), тем больше будет вклад в усилие торможения последних факторов дополнительной массы демпфера 17 и воздушной подушки.

Именно это обстоятельство позволяет практически не зависеть времени суммарного спуска от суммарной массы загрузки.

Во всех случаях камера 24 мягко опустится на грунт. Демпфер 17 может иметь пружины, выступающие как сверху, так и снизу для снижения нагрузки на трос 12 в момент контакта противовеса 15 с ним. Это эквивалентное техническое решение, и оно необязательно для основного решения.

Когда камера 24 встала на грунт, один из шкивов 18 зажимается и производится выгрузка. После выгрузки шкив 18 освобождается, и камера 24 начинает под воздействием противовеса 15 быстро перемещаться вверх до упора в штангу 1, которую выводят за кромку крыши 14 ручкой 5, фиксируют штоком 20 шкив 3, и можно осуществлять следующую загрузку.

Опора троса 12 на шкивы 18 позволяет избежать ударов и раскачивания камеры 24 при ее движении.

Возможно использование камеры 24 для подъема спасателя на крышку для организации эвакуации. Для этого один из шкивов 18 должен иметь привод ручной или электрический, в тормозном режиме работающий при подъеме спасателя, т.к. обгонная муфта во время подъема камеры 24 разъединяет шкив 3 от вала 7 и, следовательно, от фрикционного регулируемого тормоза за счет направления установки обгонной муфты 6.

Таким образом, техническое решение позволяет достигнуть все поставленные цели, а именно: комфортно осуществлять загрузку и выгрузку жителей при их эвакуации; избегать раскачивания и ударов при движении камеры; сократить время цикла за счет независимости времени спуска и подъема от массы в пределах допустимого значения; поднять спасателя снизу для организации эвакуации более эффективно.

Похожие патенты RU2073538C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ ИЗ ГОРЯЩЕГО ЗДАНИЯ 1999
  • Таланов Б.П.
RU2142297C1
УСТРОЙСТВО ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ 1996
  • Таланов Борис Петрович
RU2097076C1
УСТРОЙСТВО ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ 1991
  • Таланов Борис Петрович
RU2050864C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2128599C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ 1990
  • Таланов Борис Петрович
RU2056877C1
КОМПЛЕКС СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1994
  • Таланов Борис Петрович
RU2088481C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2139223C1
СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ 1995
  • Таланов Борис Петрович
RU2086462C1
СПОСОБ СПУСКА ГРУЗА СО СКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Таланов Б.П.
RU2123457C1
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС 1998
  • Таланов Б.П.
RU2130868C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 073 538 C1

Реферат патента 1997 года СПУСКОВОЕ АВАРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО

Спусковое аварийное устройство является стационарным и служит для эвакуации людей и грузов с крыши высотных зданий. Особенностью устройства является размещение на внешней стороне здания трубы 13 с противовесом в ней. На трубе посредством подшипника 4 установлена поворотная в горизонтальной плоскости штанга 1. На штанге смонтированы два шкива 2 и 3, огибаемые тросом. Одна ветвь троса связана с противовесом, а другая со спусковой камерой 24. В трубе размещен демпфер для противовеса, установленный под ее крышкой. Один из шкивов оснащен обгонной муфтой 6 и фрикционным регулируемым тормозом и установлен на валу 7. Устройство позволяет приблизить спусковую камеру к крыше здания для посадки людей и осуществлять спуск ее с помощью противовеса. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 073 538 C1

1. Спусковое аварийное устройство, содержащее закрепленную на здании вертикальную трубу, размеренный в ней противовес, связанный со спусковой камерой посредством троса и шкива, расположенного так, что сбегающая к противовесу ветвь троса соосна с трубой, отличающееся тем, что оно оснащено поворотной в горизонтальной плоскости штангой, установленной на трубе посредством подшипника, и дополнительно шкивом, охваченным ветвью троса, связанной с камерой, при этом шкивы смонтированы на штанге, а один из них оснащен обгонной муфтой и фрикционным регулируемым тормозом и установлен на валу тормоза, а в трубе размещен демпфер для противовеса. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что демпфер выполнен в виде подвешенного к крышке трубы груза. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в крышке трубы и демпфере выполнены соосные отверстия для прохода троса противовеса. 4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что трос выполнен замкнутым, а у основания здания дополнительно размещены два шкива, оси которых расположены под осями шкивов на штанге.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2073538C1

Патент США N 1392660, кл
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

RU 2 073 538 C1

Авторы

Таланов Борис Петрович

Даты

1997-02-20Публикация

1992-01-15Подача