Изобретение относится к судостроению, в частности к гребным винтам регулируемого шага (ВРШ).
Известен ВРШ, содержащий ступицу с поворотными лопастями, смонтированными на ней посредством подшипников скольжения, соединенный со штангой ползун, кинематически связанный с лопастями и опирающийся на шлицевую втулку (Яновский А.А. и др. Эксплуатация и ремонт гребных винтов регулируемого шага и крыльчатых движителей. М. 1976, с. 89).
Однако диаметр шлицевого соединения ограничен диаметром внутреннего отверстия гребного вала, что в высоконагруженных гребных винтах исключает возможность увеличения диаметра шлицевого соединения без увеличения диаметра гребного вала и металлоемкости ВРШ. Необходимость смазки подшипников лопасти, сухарей и других трущихся частей требует применения маслозаполненной ступицы, утечки из которой загрязняют окружающую среду (воду).
Наиболее близким к предлагаемому является ВРШ, содержащий ступицу с поворотными лопастями, смонтированными на ней посредством подшипников скольжения, соединенный со штангой ползун, кинематически связанный с лопастями и опирающийся на втулку, прикрепленную к ступице, причем штанга, проходящая через втулку и полый гребной вал, соединена с поршнем гидроцилиндра механизма изменения шага, расположенного внутри корпуса судна (авт.св. СССР N 1039808, кл. В 63 Н 11/08, 1982).
В этой конструкции ВРШ шлицы втулки расположены на ее наружной поверхности и связаны со шлицами ползуна. Однако применение масляной смазки, которой заполнена полость ступицы, и возможные утечки в окружающую среду делают этот движитель потенциальным источником загрязнения окружающей среды.
Задача изобретения создание экологически безопасного движителя.
Технический результат изобретения исключение возможности утечки масла в окружающую среду, устранение масляной смазки ступицы, возможность отказа от гидросистемы и упрощение конструкции за счет уменьшения количества уплотнений и других деталей, применение в качестве смазки забортной воды и соответствующих подшипников и материалов, что уменьшает сложность и увеличивает технологичность конструкции. Кроме того, за счет стабилизации объема во внутренней полости ступицы уменьшается загрязнение ее засасываемой из окружающей среды водой, так как состав воды в ступице при перемещениях штанги и ползуна практически не меняется.
Для этого в гребном винте регулируемого шага, содержащем ступицу с поворотными лопастями, смонтированными на ступице посредством подшипников скольжения, соединенный со штангой ползун, кинематически связанный с лопастями и опирающийся на втулку, зафиксированную от поворота относительно ползуна и прикрепленную к ступице, причем штанга, проходящая через втулку и полый гребной вал, соединена с поршнем гидроцилиндра механизма изменения шага, расположенного внутри корпуса судна, полость ступицы отделена от полости гребного вала посредством уплотнений и сообщена с окружающей средой, а упомянутые подшипники скольжения выполнены с металлокерамическими вкладышами.
Кроме того, штанга сопряжена с внутренней поверхностью втулки и между контактирующими поверхностями штанги и втулки установлены уплотнения, а металлокерамические вкладыши подшипников пропитаны суспензией фторопласта, причем внутренний диаметр втулки и наружный диаметр хвостовика штанги равны.
Отделение полости гребного вала от полости ступицы и сообщение ее с окружающей средой (т.е. отказ от масляной смазки кинематических сопряжений в полости ступицы) позволяет исключить возможные протечки масла через множество уплотнений между составными частями ступицы и отказаться от соответствующей гидросистемы. Выполнение подшипников с металлокерамическими вкладышами позволяет отказаться от масляной смазки и обеспечить смазку водой, заполняющей ступицу через неуплотняемые зазоры или через специальное отверстие.
Сопряжение штанги с втулкой позволяет установить уплотнение и разделяет внутренние полости ступицы и вала, а пропитка вкладышей подшипника суспензией фторопласта позволяет уменьшить трение в подшипниках при водяной смазке.
Равенство наружного диаметра хвостовиков ползуна и внутреннего диаметра втулки и, соответственно, диаметра сопряженной с втулкой средней части штанги обеспечивает стабильность объема внутренней полости ступицы при перемещении штанги и ползуна, что снижает загрязнение полости ступицы засасываемой водой с посторонними включениями при изменениях объема.
На фиг.1 изображен ВРШ, продольный разрез; на фиг.2 узел I на фиг.1.
ВРШ состоит из полого гребного вала 1, ступицы 2, в которой смонтированы поворотные лопасти 3 с помощью подшипников 4 скольжения. Внутри ступицы размещен ползун 5, жестко соединенный со штангой 6 и кинематически связанный (например, через сухарь 7, надетый на палец 8 пальцевой шайбы 9 и размещенный в пазу ползуна 5) с лопастью 3.
Ползун 5 опирается на кормовую опору 10 и носовую опору в виде втулки 11, которая может быть выполнена со шлицами для связи со шлицами ползуна 5 (может быть применен и иной способ фиксации поворота ползуна относительно втулки). Втулка 11 прикреплена к ступице 2 и надета с возможностью скольжения по ней на штангу 6, проходящую через полый вал, крепящуюся через шток 12 к поршню 13 механизма 14 изменения шага (МИП) и жестко соединенную с этим поршнем. Полость ступицы 2 отдалена от полости гребного вала с помощью уплотнений, которые могут быть установлены на штанге 6 (кольцо 15) и на втулке 11 (кольцо 16). Полость ступицы 2 сообщена с окружающей водой через специальные отверстия 17 и 18 соответственно в обтекателе 19 и ступице 2 (или в перегородке 20). Штанга 6 сопряжена с внутренней поверхностью втулки 11. Подшипники 4 выполнены с металлокерамическими вкладышами 21, 22, 23, представляющими собой кольца с напеченной на них металлокерамикой, прикрепленными к бурту 24 ступицы. Эти вкладыши могут быть выполнены с пропиткой суспензией фторопласта для увеличения их антифрикционных свойств. Таким же образом (с напеченной металлокерамикой) выполнены сухари 7.
Диаметр хвостовика 25 ползуна 5 и внутренний диаметр втулки 11, сопряженный со штангой 6, равны для обеспечения стабилизации объема ступицы и равенства объема входящих и выходящих частей деталей.
ВРШ работает следующим образом.
При вращении вала 1 и ступицы 2 с лопастями 3 гидродинамические усилия, воздействующие на лопасть 3, передаются на ступицу 2 через подшипник 4 (вкладыши 21, 22, 23). Окружающая вода через специальные отверстия и неуплотненные стыки лопастей и других частей ступицы заполняет полости ступицы и обтекателя и обеспечивает смазку трущихся частей узлов кинематической связи лопасти и ползуна и подшипников лопастей.
Стабилизация объема полостей ступицы и обтекателя обеспечена за счет одинаковости диаметра штанги 6 в месте контакта с втулкой 11 и хвостовика 25 ползуна 5, так как объем входящих (при движении штанги) и выходящих частей деталей практически одинаков. При этом подсос загрязненной воды в полость ступицы за счет изменения ее объема почти не происходит и поверхность трущихся частей защищена от попадания грязи. За счет того, что полость ступицы отделена от полости вала и в качестве смазки пар трения ступицы используется забортная вода, исключается возможность загрязнения окружающей среды, что делает ВРШ экологически чистым.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВИНТ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА | 1994 |
|
RU2095278C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ | 1995 |
|
RU2072457C1 |
ГРЕБНОЙ ВИНТ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА | 2002 |
|
RU2236986C2 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И СМАЗКИ СУДОВОГО ВИНТОРЕДУКТОРНОГО АГРЕГАТА | 1993 |
|
RU2053162C1 |
СУДОВОЙ ВИНТОРЕДУКТОРНЫЙ АГРЕГАТ | 2002 |
|
RU2236985C2 |
Откидная поворотная колонка | 1982 |
|
SU1104049A1 |
Устройство для поворота лопастей гребного винта | 1988 |
|
SU1594067A1 |
Гребной винт регулируемого шага | 2022 |
|
RU2792749C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1994 |
|
RU2112159C1 |
НИЗКООБОРОТНЫЙ ГРЕБНОЙ ВИНТ | 2007 |
|
RU2369520C2 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым гребным винтам регулируемого шага. Сущность изобретения: гребной винт содержит ступицу с поворотными лопастями, полый гребной вал и штангу с ползуном, кинематически связанным с лопастями. Штанга проходит через полый гребной вал и связана с поршнем гидроцилиндра механизма изменения шага, находящегося внутри корпуса судна. Ползун опирается на втулку, относительно которой он зафиксирован от проворота и через которую пропущена сопряженная с ее внутренней поверхностью штанга. Между штангой и втулкой установлено уплотнение, разделяющее полости гребного вала и ступицы. Полость ступицы сообщена с окружающей средой и заполнена водой, в связи с чем подшипники скольжения, на которых смонтированы лопасти, выполнены с металлокерамическими вкладышами, например, с пропиткой суспензией фторопласта. Диаметр хвостовика и внутренний диаметр втулки выполнены равными для обеспечения стабилизации объема полости ступицы при перемещении штанги. Такая конструкция гребного винта обеспечивает исключение утечек масла в воду и создание экологически чистого ВРШ. 3 з. п. ф-лы, 2 ил.
Гребной винт регулируемого шага | 1982 |
|
SU1039808A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1996-01-27—Публикация
1993-12-16—Подача